Файл: Москва 2016 г. Содержание предисловие Введение Список сокращений раздел i общая часть.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 377
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
516 формулируется правило в соответствии, с которым там, где это необходимо, принимаются меры, соответствующие условиям страны, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.
Единство и дифференциация.
Единство в международном трудовом праве базируется на общих нормах, которые распространяются на всех работников. Дифференциация норм международного трудового права связана со специальными нормами, которые регулируют труд отдельных категорий работников.
Труд несовершеннолетних. В Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу от 1973 года отмечается, что минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже восемнадцати лет. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182] обязывает государства немедленно принимать эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда
Труд женщин. В Конвенции о ночном труде женщин в промышленности
(пересмотренной в 1948 году) закрепляется принцип запрета труда женщин в ночное время - женщины, независимо от возраста, не используются на работах в ночное время на государственных или частных промышленных предприятиях или в любых их филиалах, за исключением предприятий, на которых заняты члены семьи. Конвенция № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) устанавливает для женщин дополнительные гарантии в сфере труда и социального обеспечения в связи с осуществлением ими своей детородной функции – предоставление отпуска по беременности и родам; выплата пособия по беременности и родам; установления перерывов в течение рабочего дня для кормления ребенка; запрет на увольнение.
Труд моряков. Так, в соответствии с Конвенцией 2006 года о труде в морском судоходстве моряки не допускаются к работе на борту судна, если они не представят документ, удостоверяющий их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих обязанностей; моряки не допускаются к работе на судне, если они не прошли профессиональную подготовку или не получили диплом (свидетельство), удостоверяющее их компетентность, или иным образом не подтвердили квалификацию, позволяющую им выполнять свои обязанности; моряки допускаются к работе на борту судна лишь в том случае, если они успешно завершили прохождение подготовки по вопросам личной безопасности на борту судна.
Труд инвалидов. В Рекомендации МОТ отмечается, что должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для
517 трудоустройства инвалидов.
Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем: a) регистрации желающих получить работу; b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний; c)соответствующих бесед с ними; d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения; e) поощрения работодателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах; f) в случае необходимости, установления контакта с работодателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой; g)оказании инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми.
Система международного трудового права. Международное трудовое право состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть входят нормы закрепляющие принципы права, его задачи, цели, права и обязанности субъектов, а также институт социального диалога.
В Особенную часть включаются институты занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, профессиональной подготовки, охраны труда, трудовых споров.
§2. Понятие источников международного трудового права и их
классификация
Источники международного трудового права можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле под источниками международного трудового
права понимаются акты, регулирующие международные отношения по
вопросам, входящим в предмет трудового права (т.е. трудовым и иным,
непосредственно связанным с ними отношениям). В широком смысле в число источников международного трудового права включают и некоторые иные правовые акты, которые или не имеют обязательной юридической силы
(например, рекомендации МОТ) или не связаны напрямую с государствами и международными (межправительственными) организациями (например, кодексы поведения многонациональных корпораций). По поводу включения отдельных видов актов в число источников международного трудового права в широком смысле в правовой науке ведутся дискуссии.
1
В отличие от национальных источников трудового права, имеющих определенную иерархию, формального разграничения по юридической силе между различными видами источников международного права не существует.
Исключение из этого правила составляют так называемые императивные нормы общего международного права (jus cogens), которым, согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
2
, не могут противоречить
1
См. об этом: Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право. Учебник. М., 2012. С.
115-118.
2
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (CCCP ратифицировал
518 никакие международные договоры. Однако в отношении того, что считать под такими императивными нормами, также существуют разные подходы специалистов.
Международная организация труда приняла в 1998 г. Декларацию
относительно основополагающих принципов и прав в сфере труда, в которой провозглашены четыре основополагающих принципа международного трудового права:
а) свобода объединения и действенное признание права на ведение
коллективных переговоров;
б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
в) действенное запрещение детского труда;
г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Выполнение этих принципов государствами — членами МОТ, согласно
Декларации, обязательно вне зависимости от факта ратификации какой-либо конвенции МОТ, лишь в силу присоединения к Уставу.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при разрешении трудовых споров стороны могут ссылаться на текст международных договоров в сфере труда, ратифицированных Россией. Более того, согласно этой же норме, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что в системе источников права международные акты занимают приоритетное место, уступая лишь самой
Конституции. Некоторые специалисты даже считают, что международные договоры, ратифицированные Россией имеют преимущество и перед
Конституцией, но мы не разделяем эту позицию, поскольку, согласно ч. 6 ст. 125
Конституции, не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое количество их классификаций.
А) Количество участвующих государств. Источники международного трудового права могут быть многосторонними и двухсторонними — в зависимости от количества участвующих государств. К многосторонним источникам международного трудового права относятся, прежде всего, конвенции
МОТ и акты ООН, касающиеся вопросов труда. К многосторонним международным договорам относятся также учредительные документы международных организаций, например,
Устав
МОТ.
Двухсторонние международные акты в сфере труда принимаются, как правило, по отдельным вопросам, касающимся сотрудничества государств, например, по вопросам трудовой миграции
1
Конвенцию в 1986 г. Указ Президиума ВС СССР от 4.04.1986 г. №4407-XI.
1
См., напр., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов,
519
Особым, достаточно экзотическим видом источников международного трудового права можно назвать односторонние акты государств, которые оказывают влияние на другие государства. Строго говоря, они не могут называться источником международного трудового права как отрасли международного права. Но зачастую они имеют существенное фактическое международное значение. В полном смысле слова к односторонним актам, устанавливающим международно-правовой режим труда, можно отнести только так называемые
«международно-признанные права работников», сформулированные в законодательстве США. Схожая система действует и в
Европейском союзе, но он сам считается международной организацией, поэтому его акты нельзя считать односторонними.
Б) Универсальные и региональные акты. Универсальные международные акты в сфере труда могут применяться на территории всего земного шара, в то время как действие региональных актов связано с определенной территорией.
Акты ООН и МОТ относятся к универсальным.
Россия является участником нескольких региональных международных объединений, в рамках которых принимаются международные акты, в том числе, связанные с трудом.
Содружество независимых государств. Из юридически обязательных для
России актов СНГ о труде следует отметить Конвенцию СНГ о правах и основных
свободах человека от 26 мая 1995 г.
1
, а также Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г.
2
Общие ориентиры для трудового законодательства устанавливаются
Хартией СНГ 1994 г. о социальных правах и гарантиях граждан независимых
государств 1994 г.
3
Хартия СНГ 1994 г. не подлежит ратификации государствами- участниками СНГ. Среди важных рекомендательных актов СНГ следует отметить утвержденную в 2000 г. «Концепцию модельного трудового кодекса для стран
Содружества Независимых Государств»
4
. Помимо этого был принят ряд модельных законов, касающихся регулирования отдельных вопросов труда: охраны труда, занятости, коллективных договоров и соглашений, обязательного социального страхования и др. Все они имеют рекомендательный статус. являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся- мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 4 июля 2007 г. // СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5422.
1
СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489; См.: Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. «О ратификации
Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» //
СЗ РФ. 1995. № 45. Cт. 4239.
2
Дипломатический вестник. 1997. №. 11. С. 33 - 35.
3
Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников
Содружества Независимых Государств. 1995. №6. С. 99 - 117.
4
Концепция модельного трудового кодекса, утверждена Постановлением Межпарламентской
Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств № 16-7, 9 декабря
2000.
520
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) объединяет Белоруссию,
Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (Узбекистан приостановил свое членство в этой организации с 2008 г.). Пока в рамках этой организации действует лишь Концепция евразийской социальной хартии, принятая в Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в 2004 г.
1
Тем не менее в рамках ЕврАзЭС обсуждается возможность более глубокой интеграции трудового законодательства стран-участниц и ведется соответствующая подготовительная научная работа
2
. Возможно такие акты будут приниматься в рамках еще одной интеграционной структуры – создаваемого на базе Таможенного союза между
Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией Евразийского союза. Но пока эта структура находится в стадии формирования.
Совет Европы. Российская Федерация является также членом СЕ. В 1998 г. была ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950
г.
3
В Конвенции запрещается рабство и принудительный труд, а также закреплена свобода ассоциации и право на вступление в профсоюзы.
Очень важный региональный международный договор в рамках СЕ с участием России – ратифицированная в 2009 г. Европейская социальная хартия
1961 г., пересмотренная в 1996 г.,
4
в которой содержатся детальные положения о различных трудовых правах. Россия ратифицировала не все статьи Хартии.
Нератифицированными остались нормы о минимальном размере оплаты труда, обеспечивающем достойный уровень жизни, о социальном обеспечении и другие положения, подразумевающие дополнительные бюджетные расходы.
В мире существует целый ряд других региональных объединений без участия
России, в рамках которых устанавливаются региональные международные трудовые стандарты. Наиболее детальные нормы в этом отношении существуют в рамках Европейского союза, принимающего директивы по вопросам труда, обязательные для государств-членов ЕС, которые не подлежат ратификации.
Между Канадой, Мексикой и США в 1993 г. было заключено
Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере труда. Если документы ЕС основаны на идее постепенного сближения законодательства в соответствующем пространстве, то Североамериканское соглашение является дополнительным по отношению к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA), и является скорее инструментом протекционизма в
1
См. текст на сайте
Межпарламентской
Ассамблеи
ЕврАзЭС:
(
http://www.ipaeurasec.org/docsdown/astana-280504/Addon_Hartia.pdf
); а также текст проекта
Хартии: (
http://www.ipaeurasec.org/docsdown/evra_hartia.pdf
).
2
См.: Головина С.Ю. Перспективы развития трудового законодательства в рамках
Евразийского экономического сообщества // Российский ежегодник трудового права. 2008. №4
(СПб., 2009). С. 351–368; Она же. Совершенствование национальной законодательной базы — один из путей гармонизации трудового законодательства стран ЕврАзЭС // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2009. Вып. 4. С. 82–93.
3
См.: Закон Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
4
См.: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. №101-ФЗ. «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» // СЗ РФ 2009. № 23. Ст. 2756.