Файл: Москва 2016 г. Содержание предисловие Введение Список сокращений раздел i общая часть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 372

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

521 сфере труда. Четыре государства Южной Америки в 1991 г. основали межгосударственное объединение Меркосур(от исп. Mercado Común del Sur, т.е. общий рынок Юга).
1
В 1998 г. была подписана Социально-трудовая декларация
Меркосур
2
. Существуют и иные региональные объединения, принимающие международные акты в сфере труда – в рамках государств Карибского бассейна,
Африки, арабских государств и др.
В) Классификация по форме акта. По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового права являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами. Называться они могут самым разным образом: договоры, хартии, конвенции, пакты и т.д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре. Среди международных договоров важнейший вид источников международного трудового права — это конвенции и
протоколы к конвенциям МОТ. Протоколы принимаются по отдельным вопросам, пересматривающим или дополняющим отдельные положения ранее принятых конвенций и по юридической силе равны конвенциям. Сами акты МОТ могут быть классифицированы по нескольким основаниям. См. об этом далее.
К источникам международного трудового права, безусловно, относятся и
императивные нормы общего международного трудового права (нормы jus
cogens), или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ (см. о них выше). Строго говоря, только международные договоры и нормы jus cogens можно называть источниками международного права как отрасли международного права. Однако существенное влияние и международное значение иных актов, о которых далее идет речь, не позволяет их игнорировать в рамках изучения международного трудового права.
Прежде всего в данном случае следует назвать национальное
законодательство, которое оказывает воздействие на трудовое законодательство других стран (см. выше). Существуют дискуссии о включении в предмет международного трудового права и отношений, регулируемых национальным законодательством по вопросам коллизионного правового регулирования труда, т.е. трудовых и тесно связанных с ними отношений, осложненных иностранным элементом.
3
В этом смысле очень важны акты, регулирующие труд иностранных граждан на территории России и труд в международных организациях.
4
В международном трудовом праве широко распространены
рекомендательные акты. Эти акты, называемые в совокупности «мягким правом», имеют большое значение для определения общих принципов международного
1
В Меркосур входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированными членами организации являются Чили и Боливия.
2
La Declaración Sociolaboral del Mercosur:
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

.
3
См.: Киселев И.Я. Международный труд. Практическое пособие. М., 1997.
4
О коллизионных нормах см. подробнее: Шестерякова И.В. Коллизионные нормы и международные трудовые отношения / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2007, Скачкова Г.С.
Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М., 2006.

522 трудового права, направлений его развития и в качестве ориентира. Но их вряд ли можно назвать источником права, поскольку ни национальные, ни международные суды не обязаны ими руководствоваться в своих решениях. Во избежание споров по поводу названия рекомендательных международных актов в сфере труда, в литературе широко используется термин «международные трудовые стандарты» объединяющий как международные договоры, так и рекомендательные акты. В рамках МОТ это – рекомендации и декларации МОТ.
1
Декларации МОТ принимаются по наиболее общим и фундаментальным вопросам и отражают общие направления политики, ставящиеся МОТ в качестве цели перед мировым сообществом. За все время существования МОТ было принято всего четыре декларации. Рекомендации МОТ, наоборот, касаются достаточно частных вопросов. Чаще всего рекомендации принимаются по вопросам, которые расширяют и уточняют более общие и абстрактные положения конвенций. Это связано с тем, что на уровне конвенции тяжелее согласовать те или иные акты, становящиеся юридически обязательными для государств. С 1919 по 2012 гг. в рамках МОТ была принята 201 рекомендация. Международная
(генеральная) конференция труда периодические принимает такой специфический вид актов как резолюция. Резолюции МКТ
2
принимаются либо по вопросам, касающимся деятельности самой МОТ (например, в отношении выплаты тем или иным государством членских взносов, структуры Административного совета, бюджетных вопросов и т.д.), либо по отдельным проблемам, связанным с международными трудовыми стандартами (например, резолюция 97-й сессии
МКТ 2008 г. «О развитии сельской занятости с целью снижения бедности»).
Кроме того, в отношении отдельных международных трудовых стандартов принимаются развернутые рекомендательные кодексы практики МОТ.
Рекомендательные акты принимались также ООН, Советом Европы, СНГ и другими международными организациями. Важнейшим актом в сфере прав человека, в том числе, трудовых, можно назвать принятую в рамках ООН
Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Несмотря на то что она не является международным договором, в силу общемирового признания этой декларации ряд ученых считает, что она относится к нормам jus cogens и в силу этого относится не просто к источникам, а к приоритетным источникам международного, в том числе трудового, права, которому другие международные договоры не могут противоречить.
Большое значение имеют акты аутентичного толкования международных
актов, осуществляемого принявшими эти акты международными организациями.
Например, решения Комитета экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (см. об этом комитете в §4 далее) основываются как на
1
Кроме Филадельфийской декларации МОТ 1944 г. «Относительно целей и задач МОТ, которая включена в текст Устава МОТ в качестве приложения и в силу этого является международным договором.
2
Полный перечень резолюций МКТ см. на сайте МОТ: Resolutions adopted by the International
Labour
Conference,
Office of the
Legal
Adviser
().

523 непосредственном тексте актов МОТ, так и на принципах свободы объединения, выработанных при рассмотрении жалоб Комитетом по свободе объединения.
Аналогичным образом Европейский комитет по социальным правам, действующий при Совете Европы, рассматривая доклады стран-участниц об исполнении Европейской социальной хартии, а также коллективные жалобы в их отношении, также дает собственное толкование положений Хартии. В обоих случаях толкование оказывается настолько расширительным, что выходит далеко за рамки содержания непосредственно конвенций МОТ и Европейской социальной хартии. На внутригосударственном уровне такое толкование нельзя считать источником права, поскольку Конституция России не предусматривает такого вида источников. Однако на международном уровне эти акты, вероятно, следует относить к источникам международного трудового права, поскольку государства следуют предписаниям этих актов в качестве международного обычая.
В последние годы стала распространяться практика заключения
международных коллективных договоров в рамках транснациональных корпораций. Кроме того, в ответ на критику транснациональных корпораций, которая раздается в их адрес в связи с эксплуатацией работников в более бедных странах, они стали принимать в течение последних десятилетий акты, в которых закрепляется их приверженность основополагающим принципам международного трудового права. Их принято называть корпоративными кодексами поведения
(англ. — corporate codes of conduct). В такого рода актах компании демонстрируют обществу свою корпоративную социальную ответственность. По сути эти акты являются локальными нормативными актами работодателя, но применяются такие «локальные» акты на территории разных государств. Кроме того, они чаще всего налагают обязательства не только на сами корпорации, но и в отношении их подрядчиков, с которыми могут быть расторгнуты контракты, если будут выяснены факты нарушения прав работников. Но поскольку эти акты принимаются самими корпорациями, они налагают лишь минимальные обязательства на работодателей.
Кодексы поведения принимаются также международными неправительственными организациями, ведущими правозащитную деятельность.
Так, например, в кодексе поведения, принятом организацией «Международная инициатива социальной ответственности бизнеса» (англ. — Business Social
Compliance Initiative, сокращенно — BSCI)
1
указывается на необходимость соблюдения международных норм, касающихся оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха и охраны труда. При этом в кодексе перечисляются конкретные конвенции и рекомендации МОТ, которые должны применяться корпорациями. В случае, если корпорации соблюдают закрепленные в Кодексе принципы, они получают право ставить «социальную маркировку» на свою продукцию, которая уведомляет покупателей о том, что данный товар был произведен без нарушения базовых международных трудовых стандартов.
1
Кодекс поведения
BSCI см. на сайте этой организации: http://www.bsci- eu.org/index.php?id=2034 .

524
Вся совокупность источников международного трудового права (и в узком, и в широком смысле) показана в таблице 1.
Таблица 1
Классификации источников международного трудового права
Количество участников
Многосторонние
Двухсторонние
Односторонние
Территория
Универсальные
Региональные
Форма акта
Меж дународн ые договоры
Нацио нальное законодател ьство, регулирую щее международ ные трудовые отношения или устанавлива ющее требования в отношении соблюдения трудовых стандартов другими странами
Ме ждунаро дные рекомен дательны е акты
Аут ентичное толкован ие междуна родных договоро в
Ме ждунаро дные коллекти вные договор ы и соглаше ния
Корп оративные акты МНК
Ко дексы поведе ния междун ародны х неправ ительст венных организ аций
Г) Классификация актов Международной организации труда по статусу.
Начиная с 1919 г. по 2012 г. было принято189 конвенций МОТ и 201 рекомендация МОТ. Россия участвует в 56 конвенциях МОТ (66 ратифицировано и 10 денонсировано)
1
. Со временем более старые стандарты пересматривались путем принятия новых – отвечающих современным реалиям. В результате образовался очень большой массив правовых норм, пользование которым субъектами права, а также контроль за применением которых стал чрезвычайно затруднен. В результате в рамках МОТ была проведена работа по
1
По состоянию на февраль 2012 г.

525 упорядочиванию этих актов и выделению тех из них, которые актуальны.
Специальная рабочая группа при Административном совете МБТ провела работу по систематизации актов МОТ, в результате которых им были присвоены различные статусы.
Были выделены актуальные конвенции и рекомендации, к которым относится 71 конвенция и протокол к конвенциям МОТ. Внутри этой группы выделяются две особые группы актов, отличающиеся своей важностью. Речь идет, во-первых, о так называемых восьми фундаментальных конвенциях МОТ, посвященных четырем основополагающим принципам и правам в сфере труда.
Все они ратифицированы Россией.
К ним относятся:
А) акты о свободе объединения: Конвенция №87 относительно свободы
ассоциаций и защиты права на организацию 1948 г. и Конвенция №98
относительно применения принципов права на организацию и на заключение
коллективных договоров 1949 г.;
Б) акты о запрете принудительного труда: Конвенция №29 о принудительном
или обязательном труде 1930 г. и Конвенция №105 об упразднении
принудительного труда 1957 г.;
В) акты о запрете детского труда: Конвенция №138 о минимальном возрасте
приема на работу 1973 г. и Конвенция №182 о запрещении и немедленных мерах
по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.
Г) акты о недопущении дискриминации: Конвенция №100 о равном
вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г. и Конвенция
№111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.
Во-вторых, к актуальным относятся и приоритетные конвенции МОТ, выделенные в качестве таковых Административным советом МБТ: Конвенции
№81, №122, №129 и №144. Из них Россией ратифицированы Конвенция №81 об
инспекции труда в промышленности и торговле 1947 г. и Конвенция №122 о
политике в области занятости 1964 г. В отношении фундаментальных и приоритетных конвенций каждое государство — член МОТ, ратифицировавшее соответствующую конвенцию, обязано предоставлять отчеты о выполнении содержащихся в них положений Комитету экспертов, который на основе этих отчетов составляет доклад об их соблюдении (подробнее см. в § 4) не один раз в пять лет, как в отношении обычных конвенций, а каждые два года. Ратификации фундаментальных и приоритетных конвенций МОТ уделяет особое внимание и проводит кампанию, направленную на поддержку увеличения числа ратификаций.
Россия ратифицировала еще 23 акутальных конвенции. К важнейшим из них относятся: Конвенция №95 об охране заработной платы 1949 г.;
Конвенция №135 о защите прав представителей работников на
предприятии и предоставляемых им возможностях 1971 г.;
Конвенция №154 о коллективных переговорах 1981 г.;
Конвенция №155 о безопасности и гигиене труда 1981 г.;
Конвенция №187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда
2006 г.;

526
Конвенция №156 о работниках с семейными обязанностями 1981 г.;
Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
1983 г. и др.
Кроме того, в ближайшее время ожидается ратификация Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве (MLC) и Конвенции №173 о защите требований трудящихся при неплатежеспособности их работодателя 1992 г.
Помимо статуса «актуальный акт», существует большое количество иных статусов, присвоенных актам МОТ:назначенные к пересмотру, с промежуточным статусом, устаревшие и др. Особое место занимает статус «отмененные конвенции», т.е. конвенции, прошедшие процедуру, обратную принятию. В 1997 г. были приняты изменения в Устав МОТ, которые должны позволить отменять ранее принятые конвенции. Но до сих пор эти изменения в Устав не вступили в силу из-за недостаточного количества ратифицировавших их государств. Поэтому ни одна конвенция МОТ пока не отменена, хотя МБТ уже наметило 7 конвенций
— кандидатов на отмену.
Д) Классификация актов Международной организации труда по
содержанию. МОТ классифицирует свои акты и по содержанию. Рабочая группа по политике, касающейся пересмотра стандартов, предложила классифицировать конвенции и рекомендации по предмету и составила перечень актов МОТ по предмету (с учетом статуса), приводящийся в таблице 2.
1
Таблица 2
1.
Свобода объединения, коллективные переговоры и промышленные отношения
1.1. Фундаментальные конвенции о свободе объединения и коллективных переговорах
1.2.
Свобода объединения
(сельское хозяйство, территории вне метрополии)
1.3. Социально-трудовые отношения
2. Принудительный труд
2.1.
Фундаментальные конвенции о принудительном труде (и связанные с ними рекомендации)
2.2. Другие акты о принудительном труде
3.
Искоренение детского труда и защита детей и подростков
3.1. Фундаментальные конвенции о детском труде (и связанные с ними рекомендации)
3.2. Защита детей и подростков
4.
Равенство возможностей и обращения
4.1.
Фундаментальные конвенции о равенстве возможностей и обращения
(и связанные с ними рекомендации)
4.2. Работники с семейными обязанностями
5.
Трехсторонние
Приоритетная
Конвенция
№ 144 1
См. полный перечень конвенций и рекомендаций МОТ по предмету и статусу на сайте МОТ: http://www.ilo.org/ilolex/english/subjectE.htm

527 консультации
(и связанные с ней рекомендации)
6.
Регулирование вопросов труда и инспекция труда
6.1. Приоритетные конвенции об инспекции труда (и связанные с ними акты)
6.2. Другие акты об инспекции труда
6.3. Регулирование вопросов труда
7.
Политика в области занятости и содействие занятости
7.1. Приоритетная Конвенция № 122
(и связанные с ней рекомендации)
7.2. Другие акты о политике в области занятости и содействия занятости
8. Профессиональное ориентирование и обучение
9. Стабильность занятости
10. Заработная плата
11. Рабочее время
11.1. Рабочее время, еженедельный отдых и оплачиваемые отпуска
11.2. Ночной труд
12. Безопасность и гигиена труда
12.1. Общие положения
12.2. Защита от специфических рисков
12.3. Защита в отдельных областях деятельности
13.
Социальное обеспечение
13.1. Комплексные стандарты
13.2.
Охрана, предоставляем ая разными видами социального обеспечения
13.2.1.
Медицинская помощь и пособия по болезни
13.2.2.
Пособия по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца
13.2.3.
Пособие при производственном травматизме
13.2.4.
Пособие по безработице
13.3. Социальное обеспечение мигрантов
14. Защита материнства
15. Социальная политика
16. Работники-мигранты
17.
Моряки
17.1. Общие положения
17.2. Защита детей и подростков

528 17.3. Профессиональное ориентирование и обучение
17.4. Доступ к занятости
17.5. Общие условия найма
17.6. Безопасность, охрана здоровья и социально-бытовое обслуживание
17.7. Стабильность занятости
17.8. Социальное обеспечение
17.9. Инспекция труда
18. Рыбаки
19. Докеры
20. Коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни
21. Иные отдельные категории работников
22. Конвенции о пересмотре заключительных статей
1
§ 3. Международная Организация Труда как субъект международного
трудового права
Субъекты международного трудового права - это участники международно- правового регулирования труда, обладающие международными правами и обязанностями, которые они осуществляют на основе международных правовых актов. Их принято классифицировать на две группы - международные организации и транснациональные корпорации. В свою очередь, международные организации подразделяются на международные правительственные и международные неправительственные организации.
Международные правительственные организации представляют собой объединения государств на постоянной основе, которые создаются на базе либо учредительного документа либо международного соглашения для достижения следующих целей - решение определенных международных проблем; содействие всестороннего сотрудничества. Спецификой данных субъектов является то обстоятельство, что их правосубъектность отличается от правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Все международные правительственные организации типологизируются на два вида – всемирные и региональные.
МОТ является всемирной межправительственной организацией в сфере международного правового регулирования отношений в области реализации
1
Две конвенции МОТ технического характера: от 9 октября 1946 г. о пересмотре заключительных статей (№ 80) и от 26 июня 1961 г. о пересмотре заключительных статей (№ 116), в которых речь идет о редакционном пересмотре заключительных положений ранее принятых конвенций для приведения в соответствие с изменившимися наименованиями органов МОТ. Специального статуса Конвенциям № 80 и 116 не присваивалось.

529 трудовой деятельности. Она представляет собой специализированное учреждение системы ООН. Ее создание в 1919 году на основании Версальского мирного договора было связано с целью продвижения принципов социальной справедливости и международно-признанных прав человека и прав в сфере труда.
В основе деятельности МОТ лежит принцип трипартизма - представители работников, работодателей и правительств открыто обсуждают в рамках данной организации свою национальную политику и практику, причем каждая сторона имеет равный голос. Деятельность МОТ, ее цели и задачи определяется ее
Уставом
1
. Целями МОТ являются:
- установление всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;
- достижение таких условий, при которых все люди независимо от расы, веры, или пола смогут осуществлять свое право на материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;
- признание обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:
1) полную занятость и повышение жизненного уровня;
2) занятость работников на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
3) обеспечение трудовой миграции;
4) предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
5) эффективное признание права на коллективные переговоры;
6) расширение социального обеспечения;
7) необходимую защиту жизни и здоровья работников на всех работах;
8) защиту благосостояния детей и матерей; и) обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
9) обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.
В свою очередь, задачи МОТ состоят в следующем: регламентация рабочего времени, включая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защита работников от болезней, несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков, женщин; обеспечение выплаты пенсий по старости; защита интересов работников. занятых заграницей; признание принципа равной заработной платы за равный труд; признание принципа профсоюзной свободы и организации профессионального обучения.
1
http://www.avia 3000.narod.org/ORG/MOT-ystav.

530
Органами МОТ являются: 1) Генеральная конференция ( ГК); 2)
Административный совет ( АС); 3) Международное бюро труда.
Формирование и деятельность ГК определяется Уставом МОТ и
Регламентом ГК.
1
Нормы Устава относительно ГК, в общем и целом, можно классифицировать на несколько групп - 1) нормы, относящиеся к образованию конференции; 2) нормы о полномочиях делегатов; 3) нормы, определяющие правовой статус советников делегатов.
Следует отметить, что ГК должна созываться каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, но не реже одного раза в год. За исключением случаев, когда Конференция сама примет решение относительно места созыва следующей сессии
Конференции, место созыва
Конференции определяется
Административным Советом.
Конференция составляется по принципу: 4 представителя от каждого члена, из которых два являются правительственными делегатами , а два других представляют соответственно: один работодателей, а второй работников каждой страны-члена.
Делегат голосует индивидуально по всем вопросам повестки дня.
Предусматривается также процедура в соответствии, с которой Конференция может не допустить делегата к работе.
Особо решается вопрос, связанный с правовым положением неправительственных делегатов - в том случае, если член Организации из 2 неправительственных делегатов не назначил одного, то этот делегат может только присутствовать на заседании ГК, однако он не будет иметь права голоса.
Каждый делегат может иметь советников (не более двух на каждый вопрос повестки дня). Всех советников также можно классифицировать на несколько групп - обычные советники; женщины, в обязательном порядке; лица, представляющие какую-либо территорию вне метрополии.
Участие женщин-советников является обязательным, если вопросы, рассматриваемые на Конференции, касаются их проблем.
Каждому из своих делегатов член Организации ответственный за международные отношения территорий находящихся вне метрополий может назначить только определенные категории дополнительных советников: представителей подобной территории; представителей несамоуправляющихся территорий. Если же территория находится под совместным управлением двух или более членов Организации советники назначаются в каждую из двух делегаций.
Конференция осуществляет контроль в отношении, как делегатов, так и советников, применяя к ним следующие требования: 1) необходимо согласие на назначение неправительственных делегатов и советников от наиболее представительных профсоюзных организаций, объединений работодателей и работников; 2) советники лишены права голоса при голосовании и выступают только по поручению делегата; 3) МБТ несет ответственность за получение и
1
http://www.ilo.org/

531 хранении информации о делегатах их советниках; 4) в том случае, если правила представительства на Конференции были нарушены, она имеет право большинством в 2/3 голосов отказаться допустить либо делегата, либо его советника.
Повестка дня сессий Конференции составляется Административным
Советом. Генеральный директор МОТ действует в качестве Генерального секретаря конференции. Правительство любого члена Организации имеет право возражать против включения любого вопроса или вопросов в повестку дня
Конференции.
Генеральная конференция является высшим органом МОТ и обладает широкими полномочиями в следующих сферах- 1) нормотворческой: принятие и отмена Конвенций и Рекомендаций, а также внесение поправок к ним; приостановление действия Регламента; рассмотрение и принятие поправок к
Уставу МОТ; 2) организационной: выборы Административного Совета, комитетов и конференц-групп; 3) прием новых членов и отстранение от участия в голосованиях тех из них, которые имеют задолженности по выплате членских взносов в бюджет Организации;4) финансовой: рассмотрение и утверждение бюджета.
Кроме того, ГК осуществляет контроль за применением Конвенций и
Рекомендаций на национальном уровне. С принятие Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда на Конференцию была возложена обязанность изучать глобальный доклад о соблюдении ее требований.
Следует также отметить, что ГК в настоящее время является мировым форумом, на котором свободно обсуждаются трудовые и социальные вопросы, имеющие мировое значение.
Процедурные вопросы деятельности ГК урегулированы ее Регламентом, который состоит из двух частей - Общий регламент и Специальный Регламент. В первой части решаются общие вопросы деятельности Конференции. В
Специальном Регламенте ГК рассматриваются следующие вопросы: проверка полномочий делегатов и их советников; прием новых членов; отстранение от голосования в случае не выплаты членских взносов; принятие Конвенций и
Рекомендаций МОТ, внесение в них поправок; выборы Административного
Совета; выборы комитетов и конференц-групп.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Генеральная Конференция
МОТ высшим органом организации, которая в общем и целом определяет как основные цели МОТ, так и способы их достижения.
Административный
Совет, в свою очередь, является высшим исполнительным органом МОТ. Его деятельность регулируется Уставом МОТ и рядом Регламентов
1
Данный Орган избирается на сессии Генеральной Конференции на срок 3 года. Заседания АС подразделяются на 2 категории - в полном объеме (3 с половиной дня, причем, им предшествует работа в комитетах, которая проводится в течение полудня) и неполном объеме(1 день). Сессии проводятся 3 раза в год
1
http:// www.ilo org/public/english

532
(причем две из них – полные (3,5 дня) а одна(1 день)- не полная; она собирается после заседания Генеральной конференции).
Полномочия АС состоят в следующем: выборы Генерального Директора; руководство деятельностью МБТ и Генерального директора ,которое осуществляется либо непосредственно либо через создаваемые комитеты; одобрение проекта программы и бюджета для утверждения на Конференции; определение и разработка повестки дня Конференции; участие в уставных процедурах по поводу применения ратифицированных конвенций; исполнение обязательств возложенных на него Декларацией основополагающих принципов и прав в сфере труда; исполнение иных полномочий в соответствии с Уставом МОТ и практикой деятельности, включая вопросы связанные с реформой организации; уполномочивание на участие в Конференциях МОТ межправительственных и международных неправительственных организаций.
В соответствии с нормативными актами МОТ (Устав, Регламенты) АС состоит из 56 постоянных членов и 66 заместителей. Из них – 28 членов представляют правительства государств-членов МОТ; причем, 10 из них не избираются, а выдвигаются от 10 промышленно развитых стран мира, таких как
Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Россия,
Великобритания, США. Другая часть членов (18 человек), в свою очередь, избирается на Конференции Правительственной избирательной коллегией, которая состоит из представителей всех правительств, за исключением 10 делегатов от правительств, которые входят в состав АС без выборов. Причем, этот орган также выбирает и 28 заместителей.
В свою очередь, Избирательные коллегии работников и работодателей также избирают по 14 постоянных членов и по 19 заместителей.
Административный
Совет возглавляется
Председателем и двумя заместителями Председателя. Председатель, как правило, выбирается из представителей правительств на основе принципа региональной ротации. Два его заместителя - один от представителей работников, а другой от представителей работодателей - избираются от соответствующих групп и могут быть в дальнейшем переизбраны.
Полномочия Председателя АС состоят в следующем:
- утверждение повестки АС;
- рассмотрение обоснованности предложений и жалоб со стороны объединений работников и работодателей в соответствии со ст.24 и 26 Устава
МОТ. Иными словами, если какая-нибудь организация работодателей или работников сделает МОТ представление о том, что какой-либо член организации не обеспечил должным образом соблюдения конвенции, участником которой он является, АС может передать это представление правительству, против которого оно сделано, и пригласить его сделать заявление по этому вопросу, которое оно сочтет уместным. Кроме того, каждый из членов Организации имеет право подавать жалобу в МБТ на какого-либо другого члена Организации, который, по его мнению, не обеспечил эффективного соблюдения конвенции, ратифицированной ими обоими. Если АС не считает необходимым сообщить

533 жалобу данному правительству или если после сообщения жалобы он не получил удовлетворяющего его ответа в разумный срок, он может назначить комиссию для расследования жалобы или для представления доклада по этому вопросу;
- определение повестки дня, структуры отраслевых или иных экспертных заседаний;
- дает разрешение на участие в сессиях Конференции международным правительственным и неправительственным организациям;
- обеспечивает участие МОТ в основных мероприятиях ООН;
- разрабатывает программы встреч, симпозиумов, семинаров организованных
МОТ либо единолично, либо совместно с другими международными организациями;
- решение иных повседневных дел, связанных с деятельностью организации.
Следует отметить, что в соответствии с законодательством, АС осуществляет свою деятельность либо непосредственно, то есть в форме своих пленарных заседаниях, либо через систему созданных им комитетов, подкомитетов и рабочих групп, которые входят в его структуру - Комитет по свободе объединения;
Плановый, финансово-административный комитет, Комитет по правовым вопросам и международным трудовым стандартам, Комитет занятости и социальной политики; Комитет по вопросам отраслевых и технических заседаний;
Комитет по техническому сотрудничеству; Подкомитет по вопросам транснациональных корпораций; Подкомитет по вопросам сооружений;
Подкомитет по вопросам информации и коммуникационных технологий; Рабочая группа по вопросам социального аспекта глобализации.
В свою очередь, правовой статус МБТ определяется Уставом МОТ. Так, функции данного органа состоят в следующем:
1. сбор и распространение сведений по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положения работников;
2. изучение вопросов, которые предполагается представить на рассмотрение
Конференции с целью принятия международных конвенций;
3. проведение различных специальных обследований, которые могут быть поручены ему Административным советом;
4. подготовка документации по различным вопросам повестки дня сессий конференции;
5. оказание помощь правительствам, по их просьбам и по мере своих возможностей, в выработке законов и правил на основе решений Конференции и в улучшении административной практик и системы инспекций;
6. выполнение обязанности в отношении эффективного соблюдения
Конвенций;
7. издание и распространение различного рода публикации, относящиеся к проблемам промышленности и труда и представляющие международный интерес.
Кроме того, МБТ может иметь также и другие обязанности, которые могут быть поручены ему Конференцией или Административным Советом.
Во главе Международного бюро труда стоит Генеральный директор, который назначается Административным советом, работает по его инструкциям и отвечает

534 перед ним за эффективную работу Бюро и за любые вопросы, которые могут быть ему поручены.
В систему специализированных учреждений МОТ включаются следующие органы:
- Комитет по свободе объединения;
- Комитет экспертов МБТ по применению Конвенций и Рекомендаций;
Комитет ГК по применению Конвенций и Рекомендаций ;
- Бюро по гендерному равенству.
Деятельность Комитета экспертов МБТ по применению Конвенций и
Рекомендаций связана с контрольным механизмом МОТ - как только страна ратифицировала Конвенцию МОТ она должна регулярно представлять отчеты о мерах принятых для ее осуществления.
Комитет был создан в 1926 году для изучения всех правительственных докладов относительно ратифицированных конвенций. Он состоит из 20 юристов, назначаемых Административным советом на трехлетний срок. Роль данного органа состоит в беспристрастной оценке состояния применения международных трудовых норм.
В свою очередь, каждые два года правительство должно предоставлять
Комитету докладов о мерах принятых на уровне законодательства по поводу реализации 8 основных и 4 приоритетных Конвенций.
Для всех других Конвенций предусмотрен срок в 5 лет. Правительства должны представить копии своих докладов организациям работодателей и работников, а те имеют право высказывать собственные замечания по их поводу.
При рассмотрении докладов о применении международных трудовых стандартов Комитет составляет два вида документов – замечания по поводу соблюдения Конвенций и Рекомендаций; прямые запросы правительствам.
Эти замечания содержатся в ежегодном докладе Комитета, который состоит из трех частей - в первой части содержатся комментарии относительно соблюдения государствами-членами своих обязательств в соответствии с Уставом
МОТ; во второй части формулируются выводы относительно применения международных трудовых стандартов в той или иной стране мира; третья же часть посвящена общему исследованию состояния применения конвенций и рекомендаций.
Затем этот ежегодный доклад поступает на рассмотрение Комитета ГК по применению Конвенций и Рекомендаций, который по результатам дискуссии готовит собственный отчет, утверждаемый на пленарном заседании ГК.
Прямые же запросы Комитета экспертов связаны, прежде всего, с получением дополнительной информации или носят чисто технический характер.
Комитет ГК по применению Конвенций и Рекомендаций является постоянным органом, который состоит из представителей правительств, работодателей и работников.
Отчет экспертов МБТ поступает в данный орган в декабре каждого года, а рассматривается на его заседании только в июне следующего года. На сессии

535
Комитета ГК анализируются отдельные замечания доклада экспертов МБТ в рамках трехсторонней дискуссии.
В случае необходимости, члены Комитета ГК имеют право затребовать ответы представителей правительств по поводу соблюдения той или иной
Конвенции.
По результатам рассмотрения определенной проблемы комитет может рекомендовать конкретному государству принять меры по устранению негативных ситуаций связанных с реализацией международных трудовых стандартов или обратится к МОТ с просьбой оказать этой стране техническую помощь. Выводы Комитета ГК фиксируются в его ежегодном общем докладе.
Бюро по гендерному равенству (БГР) оказывает поддержку и консультирует работников МОТ как на уровне руководящих органов, так и региональных подразделений в вопросах устранения дискриминации в сфере труда. Кроме того, оно координирует глобальную сеть МОТ по гендерным вопросам, которая объединяет специалистов в данной области в штаб-квартире МОТ, подразделениях и на местах.
БГР выполняет также функции информационного источника в сфере устранения дискриминации по признаку пола. Данная организация участвует и в процедуре гендерного аудита.
Основными целями БГР являются:
1) содействие реальному обеспечению гендерного равенства;
2) обеспечение процесса ратификации и применении трудовых стандартов касающихся равенства полов;
3) исследование и распространение информации по вопросам равенства мужчин и женщин в сфере труда;
4) техническое сотрудничество в целях развития.
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

§ 4. Механизм контроля за соблюдением международных трудовых
стандартов
А) Система и особенности контроля МОТ за применением международных
трудовых норм. Система контроля МОТ за соблюдением установленных ею стандартов состоит из двух основных частей: регулярный надзор, состоящий в обязанности государств государств-членов МОТ представлять доклады по ратифицированным и по нератифицированным конвенциям МОТ, а также
рассмотрение жалоб и заявлений специализированными контрольными органами
МОТ по поводу нарушений международных стандартов труда.
Регулярный надзор. В соответствии со ст. 22 Устава МОТ, каждое государство-член
МОТ обязано представлять ежегодные доклады
Международному бюро труда (МБТ) относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Однако в связи с тем, что со времени учреждения МОТ количество государств-участников и принятых
МОТ конвенций увеличилось многократно, МБТ просто не стало справляться с обработкой огромного количества отчетов. В результате Административный

536 совет после проведения нескольких реформ,
1
касающихся предоставления докладов, установил с 2003 г. существенно более простую для государств-членов и самой Организации систему предоставления отчетности по ратифицированным конвенциям, предусматривающую двухлетний цикл отчетности для фундаментальных и приоритетных конвенций (см. § 2) и пятилетний цикл – для остальных актуальных конвенций.
Рассмотрение жалоб. В рамках МОТ действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ.
Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (Комитет
экспертов) состоит из авторитетных экспертов, не представляющих ни государство, ни работников, ни работодателей. Заседания Комитета экспертов проводятся ежегодно в конце ноября – начале декабря в условиях конфиденциальности. Ежегодно в марте выходит доклад Комитета экспертов, адресованный Административному совету.
2
Заключения Комитета экспертов обычно принимаются единогласно, но в отдельных случаях возможно и принятие большинством голосов. В таком случае в докладе могут указываться особые мнения членов Комитета.
Доклад Комитета экспертов состоит из трех частей: а) общего доклада о работе Комитета; б) замечаний в адрес отдельных государств; в) общего обзора национального законодательства в отношении актов, по которым были подготовлены доклады по нератифицированным конвенциям.
Комитет экспертов неоднократно рассматривал и жалобы в отношении
России. Чаще всего предметом жалоб становятся вопросы о несоответствии российского трудового законодательства международным стандартам в области свободы объединения и права на забастовку.
Комитет по применению международных трудовых стандартов
Международной конференции труда (Комитет Конференции). В отличие от
Комитета экспертов, Комитет Конференции – трехсторонний орган, состоящий из представителей правительств, объединений работников и работодателей. Состав
Комитета
Конференции ежегодно утверждается на
Международной
(Генеральной) конференции труда (см. § 1). Комитет рассматривает меры, принятые государствами членами для исполнения конвенций, к которым они присоединились, информацию и доклады, представляемые в соответствии со ст.
19 Устава, касающиеся рекомендаций и нератифицированных конвенций, а также меры, предпринятые для применения ратифицированных конвенций на территориях вне метрополии согласно ст. 35 Устава. Комитет Конференции готовит доклад, адресуемый МКТ, который рассматривается пленарно. Комитет
Конференции, по сути, является второй инстанцией рассмотрения жалобы после
1
Подробнее об этом см.: ILO Governing Body. Committee on Legal Issues and International Labour
Standards. Examination of standards-related reporting arrangements. ILO Doc. No. GB.282/LILS/5. Geneva,
2001. <
http://www.ilo.org/public/english/standards/relm/gb/docs/gb282/pdf/lils-5.pdf
>.
2
См. доклад Комитета экспертов за 2009 г.: Report of the Committee of Experts on the
Application of
Conventions and
Recommendations,
2009:
<
http://www.ilo.org/ilolex/gbe/ceacr2009.htm
>.


537
Комитета экспертов, поэтому основной документ, который изучает Комитет
Конференции – это доклад Комитета экспертов, а также возражения, сделанные правительствами в отношении этого доклада. Доклад Комитета Конференции заносится в протокол Конференции, а также выпускается отдельно и рассылается правительствам.
Главное средство воздействия Комитета Конференции на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов – это привлечение международного внимания к факту нарушения.
Самое радикальное средство давления на страну, в течение длительного времени нарушающую международные трудовые нормы, предусмотрено в ст. 33
Устава МОТ. Согласно этой норме, Административный совет может предложить
МКТ предпринять меры, «которые он сочтет целесообразными» в случае, если член МОТ не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов МОТ. Эта статья Устава использовалась за всю историю МОТ лишь однажды – в отношении Мьянмы.
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках МОТ. Так, в соответствии со ст. 24 и 25 Устава, организации работников и работодателей могут подавать представления МБТ о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию. Представления могут подаваться как национальными, так и международными объединениями работников и работодателей, причем как в отношении собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления
Административный совет может организовать трехсторонний комитет по
расследованию в отношении данного дела.
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию
жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы. Основное отличие представления от жалобы заключается в том, что представление подается организациями работников и работодателей, а жалоба – государством-членом МОТ. Комиссия по расследованию жалобы образовывалась Административным советом в девяти случаях, наиболее современным из которых был вопрос о нарушении прав профсоюзов в Беларуси (2003 г.).
Важная специальная процедура контроля за соблюдением международных трудовых стандартов – жалоба относительно нарушения принципа свободы
объединения и деятельность Комитета по свободе объединения (Комитет по свободе объединения). Комитет по свободе объединения образуется на трехсторонней основе и состоит из девяти членов, девяти заместителей, а также независимого председателя. Важно отметить, что жалобы рассматриваются
Комитетом по свободе объединения независимо от того, несет ли данная страна обязательства по конвенции, касающейся свободы объединения. Это обосновывается тем, что присоединяясь к Организации, государства приняли на себя обязательство соблюдать положения Устава МОТ, в котором закреплена


538 обязанность соблюдать фундаментальный принцип свободы объединения.
Жалобы в Комитет представляют объединения работников и работодателей как на международном, так и на национальном уровне.
Административный совет может также создавать Комиссию по
расследованию и примирению в области свободы объединения, состоящую из девяти независимых экспертов, работающих, как правило, в группах по три человека. Также как и Комиссия по рассмотрению жалоб, данная Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.
Как Комитет экспертов, так и Комитет по свободе объединения являются первыми инстанциями по рассмотрению жалоб, и работают в тесном сотрудничестве друг с другом. Принципиальная разница в их деятельности заключается в том, что Комитет экспертов осуществляет контроль за юридически четким исполнением любых ратифицированных конвенций, в то время как
Комитет по свободе объединения рассматривает только вопросы, касающиеся прав представителей работников и работодателей, но при этом не ограничивается юридическими нормами, которые прямо выражены в соответствующих конвенциях. Комитет по свободе объединения, по сути, обладает нормотворческими полномочиями, вырабатывая и публикуя принципы, касающиеся свободы объединения, применительно к конкретным ситуациям.
1
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами-участниками МОТ Трехсторонней
декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной
политики 1977 г.,а также Декларации МОТ об основополагающих принципах и
правах в сфере труда 1998 г.. Обе декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением заложенных в них принципов государствами-членами МОТ на добровольной основе.
Б) Контроль за исполнением региональных актов в сфере труда. Российская
Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 1998 г. Конвенцию
о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). К Конвенции применим достаточно сложный механизм исполнения, затрагивающий Генерального секретаря Совета Европы, Парламентскую ассамблею Совета Европы и
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Государства-участники Конвенции могут признать компетенцию ЕСПЧ по вопросам применения этой Конвенции.
Российская Федерация признает юрисдикцию ЕСПЧ и отдельные иски в отношении России, связанные с трудовым правами, уже были рассмотрены
ЕСПЧ
2
. Отдельные вопросы разбирательства дел российскими судами с учетом положений Европейской конвенции о правах человека рассмотрены в
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О Применении судами общей
1
См. International Labour Organisation. Freedom of Association. Digest of the Decisions of the
Freedom of Association Committee of the Governing Body of the ILO. 5
th
(revised) Ed. Geneva,
2006. http://www.ilo.org/ilolex/english/23e2006.pdf
2
ECHR: Danilenkov and others v. Russia, 30.07.2007.