Файл: В. Б. Кравченко (директор Института информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 796
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
15.3. Структура процессов управления
Система с управлением независимо от ее физической природы имеет структуру, которая включает управляющий объект, объект
(объекты) управления и каналы связи между ними.
Управляющий объект (S) предназначен для выработки инфор
мационных воздействий на основе обработки и отображения со
бранной информации. В роли управляющих объектов могут вы
ступать объекты, способные воспринимать, хранить, перерабаты
вать и выдавать информацию.
Объект управления (О) обеспечивает выдачу информации о своем состоянии и состоянии внешней среды, восприятие инфор
мационных воздействий от управляющих объектов и их реализа
цию.
Каналы связи служат для обмена информацией между S и О.
При этом по каналу прямой связи информация передается от S к
О, а по каналу обратной связи — в противоположном направле
нии.
Совокупность, включающую S и каналы связи, будем называть
системой управления. Объекты управления в систему управле
ния не входят, а процесс реализации ими управляющих воздей
ствий в процесс управления не включается.
Процесс управления в такой системе осуществляется следую
щим образом. S по каналу обратной связи получает информацию о состоянии О и внешней среды (информация состояния). На основе целей управления и информации состояния в S вырабаты
вается управляющее воздействие (командная информация); оно определяет новое состояние О, в которое он должен перейти при приближении системы к цели. Совокупность правил, по которым
Выделяются следующие основные управленческие функции: планирование; оперативное управление; контроль; учет.
• Планирование — процесс уточнения целей системы и деталь
ной программы их достижения. Содержанием планирования яв
ляется распределение ресурсов системы и определение порядка их использования при достижении поставленной цели.
• Оперативное управление — процесс коррекции поведения системы при реализации программы достижения поставленной цели.
• Контроль — процесс проверки информации об элементах системы и внешней среды и оценки соответствия состояния си
стемы ее задачам.
• Учет — процесс измерения и регистрации характеристик си
стемы и внешней среды.
Задачи управления КСЗИ многочисленны, разнообразны, за
висят от множества факторов и не могут рассматриваться в отры
ве от конкретной системы ЗИ, конкретного предприятия и усло
вий его функционирования. Задачи управления КСЗИ в общем виде могут быть классифицированы по различным признакам. При
ведем некоторые из них, существенные с точки зрения удобства изучения и формализации задач.
1. В зависимости от принадлежности к звену управления — признак, характерный для иерархических систем управления, су
щественный с точки зрения объемов, важности и стоимости при
нимаемых решений. Каждая задача более низкого уровня иерар
хии должна быть согласована (по целям, времени, ресурсам и т.п.) с соответствующими задачами более высокого уровня.
2. В зависимости от принадлежности к функциональным под
системам управления — задачи, например, контроля режима сек
ретности, пропускного режима, охраны, разграничения доступа, кадрового обеспечения, нормативно-правовые, криптографической защиты, антивирусной защиты, материального и технического обеспечения, учета и сохранности носителей информации и др.
3. По периодичности решения — задачи долгосрочные, теку
щие (квартальные, ежемесячные, ежесуточные) и задачи со слу
чайной периодичностью.
4. По степени определенности исходной информации — зада
чи детерминированные, вероятностные и неопределенные задачи управления.
5. С точки зрения формы мыслительного процесса — задачи анализа и синтеза. Задачи анализа состоят в определении значе
ний показателей эффективности функционирования системы при заданных структуре, характеристиках элементов и условиях функ
ционирования. Сущность задач синтеза сводится к определению структуры и (или) ее характеристик при заданных ограничениях на ресурсы и требованиях (целях) к ее функционированию.
6.
По характеру преобразования информации — задачи, клас
сифицируемые по форме представления данных, по содержанию, по расположению в пространстве или во времени. Если в задаче преобладает содержательная обработка, ее называют расчетной, если другие виды преобразований, — информационной. Расчет
ные задачи классифицируются как задачи согласования действий, состязательные, маршрутизации, замены оборудования, распре
деления ресурсов, массового обслуживания, поиска, управления запасами, упорядочения и др. К информационным задачам отно
сятся задачи учета, обобщения, систематизации, передачи инфор
мации, документирования, хранения и т.п.
15.5. Основные стили управления
Стиль управления — реально используемая система эффектив
ных способов, средств, форм и методов повседневного функцио
нирования должностных лиц и органов управления предприятия в целом, основанная на соответствующих принципах и обеспечи
вающую рациональное ведение управленческих дел. Стиль — один из факторов рационализации управления, продуманное и согла
сованное взаимодействие управленческих элементов и человече
ского потенциала; основан на синтезе социальных, организацион
ных, нормативных, информационных и технических параметров управления.
Стиль управления должен состоять из таких необходимых для него элементов, как:
— целевые, функциональные и организационные характерис
тики органов управления, которые определяют их место и право
вой статус в иерархии управляющей системы предприятия;
— юридически закрепленные и соответственно практически используемые формы, методы и процедуры управленческой дея
тельности органов управления и должностных лиц предприятия;
— реально проявляемые общекультурные, профессиональные и личностные качества должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управле
ния.
Свойства стиля управления создаются акцентом в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из этого выделено несколько разновидностей стиля управления:
• директивный (административно-директивный, автокра
тический) — наличие чрезмерной централизации власти, едино
началия, самовластного решения крупных и мелких вопросов, со
знательного ограничения контактов с подчиненными;
• демократический (коллегиальный, кооперативный) — пре
доставление самостоятельности в соответствии с квалификацией;
Структуры реальных систем управления КСЗИ чрезвычайно разнообразны. Известные иерархические структуры управления по виду связей между элементами можно разделить на четыре ос
новных типа: 1) линейные; 2) функциональные; 3) линейно-штаб
ные; 4) линейно-функциональные.
При линейной структуре управления каждый объект управ
ления КСЗИ имеет лишь один управляющий объект. Связи между элементами линейные, что обеспечивает в полной мере реализа
цию принципа единоначалия. Достоинства данной структуры — четкое распределение полномочий и обязанностей между эле
ментами. К недостаткам такой структуры следует отнести: от
носительную трудность координации действий на нижних уров
нях иерархии и необходимость высокой компетентности управ
ляющего объекта для организации функционирования объектов управления. Линейная структура управления используется в си
стемах со сравнительно простыми функциями элементов, а так
же в тех случаях, когда функции элементов одного уровня оди
наковы.
Функциональная структура управления предполагает специ
ализацию управляющих объектов по определенным функциям.
Основные проблемы, которые должны быть решены при исполь
зовании этой структуры, сводятся к следующим:
• проблема координации действий — каждый нижестоящий элемент получает необходимую управляющую информацию от нескольких вышестоящих элементов, поэтому не всегда удается найти рациональную последовательность действий;
• проблема развития системы — по мере совершенствования управления обычно возникают новые функциональные службы, и нижестоящие элементы получают все большее число управляю
щих воздействий, что, как правило, приводит к дезорганизации управления.
При использовании линейно-штабной структуры за основу принимается линейная структура управления, но к каждому ру
ководителю прикрепляется штаб, состоящий из квалифицирован
ных специалистов. Штаб выдает рекомендации, а руководитель их анализирует, утверждает и передает подчиненным элементам в качестве приказов. При такой структуре обеспечивается высокое качество принимаемых решений, но при усложнении функций управления количество штабных работников увеличивается, а ру
ководитель превращается в «формальную фигуру».
В линейно-функциональной структуре используются поло
жительные свойства как линейных, так и функциональных струк
тур. В этих целях помимо линейных вводятся функциональные связи между штабами. Штаб вышестоящего уровня обладает опре
деленными правами отдавать распоряжения штабам нижестоя
щего уровня. Определенные трудности здесь могут также воз
Система с управлением независимо от ее физической природы имеет структуру, которая включает управляющий объект, объект
(объекты) управления и каналы связи между ними.
Управляющий объект (S) предназначен для выработки инфор
мационных воздействий на основе обработки и отображения со
бранной информации. В роли управляющих объектов могут вы
ступать объекты, способные воспринимать, хранить, перерабаты
вать и выдавать информацию.
Объект управления (О) обеспечивает выдачу информации о своем состоянии и состоянии внешней среды, восприятие инфор
мационных воздействий от управляющих объектов и их реализа
цию.
Каналы связи служат для обмена информацией между S и О.
При этом по каналу прямой связи информация передается от S к
О, а по каналу обратной связи — в противоположном направле
нии.
Совокупность, включающую S и каналы связи, будем называть
системой управления. Объекты управления в систему управле
ния не входят, а процесс реализации ими управляющих воздей
ствий в процесс управления не включается.
Процесс управления в такой системе осуществляется следую
щим образом. S по каналу обратной связи получает информацию о состоянии О и внешней среды (информация состояния). На основе целей управления и информации состояния в S вырабаты
вается управляющее воздействие (командная информация); оно определяет новое состояние О, в которое он должен перейти при приближении системы к цели. Совокупность правил, по которым
информация состояния преобразуется в командную информацию, называется алгоритмом управления. Командная информация пе
редается по каналу прямой связи. Восприняв информацию, О выполняет предписанные ему действия. Так как система функци
онирует в некоторой среде, являющейся источником активных и пассивных помех, а в работе элементов системы возможны ошиб
ки, то новое состояние О не всегда будет совпадать с желаемым.
Поэтому наряду с выполнением предписанных действий О посто
янно передает S информацию о своем состоянии.
Совокупность мероприятий по управлению, выполняемых при изменении среды, принято называть циклом управления. Циклы различаются по продолжительности и содержанию. Цикл может быть прерван. Выполняя цикл за циклом, система постепенно приближается к цели функционирования.
Путь, по которому циркулирует информация между S и О, называется контуром управления. Различают одноконтурные
(с одним О) и многоконтурные системы управления, а также си
стемы управления с замкнутым (при наличии каналов обратной связи) и разомкнутым контуром управления.
15.4. Основные процессы, функции и задачи
управления КСЗИ
К основным процессам управления КСЗИ относятся:
1) сбор информации о состоянии элементов системы ЗИ и внеш
ней среды;
2) обработка и оценка существующего состояния системы ЗИ
(ее элементов) и внешней среды, сравнение и оценка соответ
ствия системы ЗИ целям ЗИ, выработка командной информации
(информационных воздействий), приближающих КСЗИ к требу
емому состоянию;
3) доведение информационных воздействий до объектов уп
равления.
Приведенные процессы при реализации управления КСЗИ могут быть разделены на более мелкие подпроцессы, задачи, про
цедуры, операции, действия.
Основным элементом процесса управления является задача
управления — технологический модуль (единица) преобразова
ния информации, служащий для достижения за заданное время конкретного результата. Группы задач управления КСЗИ объеди
няются в функции управления.
Функция управления представляет собой устойчивую совокуп
ность задач реализации процесса управления (его части) для до
стижения частных целей управления, основанную на разделении управленческого труда в органах управления.
редается по каналу прямой связи. Восприняв информацию, О выполняет предписанные ему действия. Так как система функци
онирует в некоторой среде, являющейся источником активных и пассивных помех, а в работе элементов системы возможны ошиб
ки, то новое состояние О не всегда будет совпадать с желаемым.
Поэтому наряду с выполнением предписанных действий О посто
янно передает S информацию о своем состоянии.
Совокупность мероприятий по управлению, выполняемых при изменении среды, принято называть циклом управления. Циклы различаются по продолжительности и содержанию. Цикл может быть прерван. Выполняя цикл за циклом, система постепенно приближается к цели функционирования.
Путь, по которому циркулирует информация между S и О, называется контуром управления. Различают одноконтурные
(с одним О) и многоконтурные системы управления, а также си
стемы управления с замкнутым (при наличии каналов обратной связи) и разомкнутым контуром управления.
15.4. Основные процессы, функции и задачи
управления КСЗИ
К основным процессам управления КСЗИ относятся:
1) сбор информации о состоянии элементов системы ЗИ и внеш
ней среды;
2) обработка и оценка существующего состояния системы ЗИ
(ее элементов) и внешней среды, сравнение и оценка соответ
ствия системы ЗИ целям ЗИ, выработка командной информации
(информационных воздействий), приближающих КСЗИ к требу
емому состоянию;
3) доведение информационных воздействий до объектов уп
равления.
Приведенные процессы при реализации управления КСЗИ могут быть разделены на более мелкие подпроцессы, задачи, про
цедуры, операции, действия.
Основным элементом процесса управления является задача
управления — технологический модуль (единица) преобразова
ния информации, служащий для достижения за заданное время конкретного результата. Группы задач управления КСЗИ объеди
няются в функции управления.
Функция управления представляет собой устойчивую совокуп
ность задач реализации процесса управления (его части) для до
стижения частных целей управления, основанную на разделении управленческого труда в органах управления.
Выделяются следующие основные управленческие функции: планирование; оперативное управление; контроль; учет.
• Планирование — процесс уточнения целей системы и деталь
ной программы их достижения. Содержанием планирования яв
ляется распределение ресурсов системы и определение порядка их использования при достижении поставленной цели.
• Оперативное управление — процесс коррекции поведения системы при реализации программы достижения поставленной цели.
• Контроль — процесс проверки информации об элементах системы и внешней среды и оценки соответствия состояния си
стемы ее задачам.
• Учет — процесс измерения и регистрации характеристик си
стемы и внешней среды.
Задачи управления КСЗИ многочисленны, разнообразны, за
висят от множества факторов и не могут рассматриваться в отры
ве от конкретной системы ЗИ, конкретного предприятия и усло
вий его функционирования. Задачи управления КСЗИ в общем виде могут быть классифицированы по различным признакам. При
ведем некоторые из них, существенные с точки зрения удобства изучения и формализации задач.
1. В зависимости от принадлежности к звену управления — признак, характерный для иерархических систем управления, су
щественный с точки зрения объемов, важности и стоимости при
нимаемых решений. Каждая задача более низкого уровня иерар
хии должна быть согласована (по целям, времени, ресурсам и т.п.) с соответствующими задачами более высокого уровня.
2. В зависимости от принадлежности к функциональным под
системам управления — задачи, например, контроля режима сек
ретности, пропускного режима, охраны, разграничения доступа, кадрового обеспечения, нормативно-правовые, криптографической защиты, антивирусной защиты, материального и технического обеспечения, учета и сохранности носителей информации и др.
3. По периодичности решения — задачи долгосрочные, теку
щие (квартальные, ежемесячные, ежесуточные) и задачи со слу
чайной периодичностью.
4. По степени определенности исходной информации — зада
чи детерминированные, вероятностные и неопределенные задачи управления.
5. С точки зрения формы мыслительного процесса — задачи анализа и синтеза. Задачи анализа состоят в определении значе
ний показателей эффективности функционирования системы при заданных структуре, характеристиках элементов и условиях функ
ционирования. Сущность задач синтеза сводится к определению структуры и (или) ее характеристик при заданных ограничениях на ресурсы и требованиях (целях) к ее функционированию.
6.
По характеру преобразования информации — задачи, клас
сифицируемые по форме представления данных, по содержанию, по расположению в пространстве или во времени. Если в задаче преобладает содержательная обработка, ее называют расчетной, если другие виды преобразований, — информационной. Расчет
ные задачи классифицируются как задачи согласования действий, состязательные, маршрутизации, замены оборудования, распре
деления ресурсов, массового обслуживания, поиска, управления запасами, упорядочения и др. К информационным задачам отно
сятся задачи учета, обобщения, систематизации, передачи инфор
мации, документирования, хранения и т.п.
15.5. Основные стили управления
Стиль управления — реально используемая система эффектив
ных способов, средств, форм и методов повседневного функцио
нирования должностных лиц и органов управления предприятия в целом, основанная на соответствующих принципах и обеспечи
вающую рациональное ведение управленческих дел. Стиль — один из факторов рационализации управления, продуманное и согла
сованное взаимодействие управленческих элементов и человече
ского потенциала; основан на синтезе социальных, организацион
ных, нормативных, информационных и технических параметров управления.
Стиль управления должен состоять из таких необходимых для него элементов, как:
— целевые, функциональные и организационные характерис
тики органов управления, которые определяют их место и право
вой статус в иерархии управляющей системы предприятия;
— юридически закрепленные и соответственно практически используемые формы, методы и процедуры управленческой дея
тельности органов управления и должностных лиц предприятия;
— реально проявляемые общекультурные, профессиональные и личностные качества должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управле
ния.
Свойства стиля управления создаются акцентом в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из этого выделено несколько разновидностей стиля управления:
• директивный (административно-директивный, автокра
тический) — наличие чрезмерной централизации власти, едино
началия, самовластного решения крупных и мелких вопросов, со
знательного ограничения контактов с подчиненными;
• демократический (коллегиальный, кооперативный) — пре
доставление самостоятельности в соответствии с квалификацией;
принятие решений с участием подчиненных, уважение к людям, забота об их потребностях;
•
либеральный — отсутствие размаха в деятельности, безыни
циативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны.
Выделяют и другие стили: анархический (когда все пущено на самотек и каждый делает все, что хочет и как хочет); кампаней
ский (руководители, должностные лица от случая к случаю хвата
ются за дело, бурно проводят различные мероприятия, а потом успокаиваются и так до следующего приступа активности); воле
вой (характерны исключительно приказы, грубое психологическое давление, опирающееся на служебные зависимости).
Различают также общий стиль (нормативный, т.е. общеприз
нанный, проявляющийся в главных своих чертах повсеместно, в широких масштабах, стиль, разделяемый и поддерживаемый об
ществом) и стиль индивидуальный (преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и каче
ствами соответствующих руководителей и должностных лиц).
В чистом виде ни один стиль управления не проявляется. Чаще всего имеет место сочетание, смешение стилей при явном преоб
ладании какого-либо одного. Свойство стиля управления, скла
дывающегося в его системе и подсистемах, напрямую зависит от качеств лиц, занятых в управленческих процессах.
Наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным на длительную перспективу является демократический стиль уп
равления. Именно он позволяет стабилизировать управленческие процессы и посредством них наладить рациональное и эффектив
ное функционирование системы и ее развитие.
15.6. Структура и содержание общей
технологии управления КСЗИ
Структура управления КСЗИ в общем случае может быть обусловлена следующими факторами: а) целью функционирова
ния; б) требованиями к управлению; в) количеством и террито
риальным расположением объектов системы управления; г) ха
рактером и необходимым объемом информации (информацион
ной потребностью КСЗИ); д) возможностями технических средств; е) спецификой конкретных задач управления; ж) экономическими факторами и др.
Исходя из анализа этих факторов, определяют структурные характеристики системы, в частности: а) количество уровней уп
равления; б) распределение элементов по уровням; в) состав и характер связей между элементами системы и др.
•
либеральный — отсутствие размаха в деятельности, безыни
циативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны.
Выделяют и другие стили: анархический (когда все пущено на самотек и каждый делает все, что хочет и как хочет); кампаней
ский (руководители, должностные лица от случая к случаю хвата
ются за дело, бурно проводят различные мероприятия, а потом успокаиваются и так до следующего приступа активности); воле
вой (характерны исключительно приказы, грубое психологическое давление, опирающееся на служебные зависимости).
Различают также общий стиль (нормативный, т.е. общеприз
нанный, проявляющийся в главных своих чертах повсеместно, в широких масштабах, стиль, разделяемый и поддерживаемый об
ществом) и стиль индивидуальный (преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и каче
ствами соответствующих руководителей и должностных лиц).
В чистом виде ни один стиль управления не проявляется. Чаще всего имеет место сочетание, смешение стилей при явном преоб
ладании какого-либо одного. Свойство стиля управления, скла
дывающегося в его системе и подсистемах, напрямую зависит от качеств лиц, занятых в управленческих процессах.
Наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным на длительную перспективу является демократический стиль уп
равления. Именно он позволяет стабилизировать управленческие процессы и посредством них наладить рациональное и эффектив
ное функционирование системы и ее развитие.
15.6. Структура и содержание общей
технологии управления КСЗИ
Структура управления КСЗИ в общем случае может быть обусловлена следующими факторами: а) целью функционирова
ния; б) требованиями к управлению; в) количеством и террито
риальным расположением объектов системы управления; г) ха
рактером и необходимым объемом информации (информацион
ной потребностью КСЗИ); д) возможностями технических средств; е) спецификой конкретных задач управления; ж) экономическими факторами и др.
Исходя из анализа этих факторов, определяют структурные характеристики системы, в частности: а) количество уровней уп
равления; б) распределение элементов по уровням; в) состав и характер связей между элементами системы и др.
Структуры реальных систем управления КСЗИ чрезвычайно разнообразны. Известные иерархические структуры управления по виду связей между элементами можно разделить на четыре ос
новных типа: 1) линейные; 2) функциональные; 3) линейно-штаб
ные; 4) линейно-функциональные.
При линейной структуре управления каждый объект управ
ления КСЗИ имеет лишь один управляющий объект. Связи между элементами линейные, что обеспечивает в полной мере реализа
цию принципа единоначалия. Достоинства данной структуры — четкое распределение полномочий и обязанностей между эле
ментами. К недостаткам такой структуры следует отнести: от
носительную трудность координации действий на нижних уров
нях иерархии и необходимость высокой компетентности управ
ляющего объекта для организации функционирования объектов управления. Линейная структура управления используется в си
стемах со сравнительно простыми функциями элементов, а так
же в тех случаях, когда функции элементов одного уровня оди
наковы.
Функциональная структура управления предполагает специ
ализацию управляющих объектов по определенным функциям.
Основные проблемы, которые должны быть решены при исполь
зовании этой структуры, сводятся к следующим:
• проблема координации действий — каждый нижестоящий элемент получает необходимую управляющую информацию от нескольких вышестоящих элементов, поэтому не всегда удается найти рациональную последовательность действий;
• проблема развития системы — по мере совершенствования управления обычно возникают новые функциональные службы, и нижестоящие элементы получают все большее число управляю
щих воздействий, что, как правило, приводит к дезорганизации управления.
При использовании линейно-штабной структуры за основу принимается линейная структура управления, но к каждому ру
ководителю прикрепляется штаб, состоящий из квалифицирован
ных специалистов. Штаб выдает рекомендации, а руководитель их анализирует, утверждает и передает подчиненным элементам в качестве приказов. При такой структуре обеспечивается высокое качество принимаемых решений, но при усложнении функций управления количество штабных работников увеличивается, а ру
ководитель превращается в «формальную фигуру».
В линейно-функциональной структуре используются поло
жительные свойства как линейных, так и функциональных струк
тур. В этих целях помимо линейных вводятся функциональные связи между штабами. Штаб вышестоящего уровня обладает опре
деленными правами отдавать распоряжения штабам нижестоя
щего уровня. Определенные трудности здесь могут также воз