Файл: В. Б. Кравченко (директор Института информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 794
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выбор того или иного метода работы при планировании на
правлен на выработку решения, позволяющего с максимальной эффективностью достичь целей функционирования КСЗИ.
Можно выделить группы факторов, влияющих на выбор ме
тодов планирования. Они определяются: местом процесса пла
нирования по отношению к уровню иерархии; условиями; харак
тером и содержанием поставленных и возникающих задач; ресур
сом должностных лиц, участвующих в планировании.
Рассмотрим эти факторы.
1.
Процесс планирования осуществляется на различных уров
нях иерархии КСЗИ, характеризующихся наличием информаци
онной взаимосвязи между ними. Степень этой взаимосвязи в су
щественной степени определяется используемым способом рабо
ты органов управления — централизованным, иерархическим или их комбинацией.
Под централизованным способом планирования понимается такое распределение функций в системе управления, когда все составляющие решения в интересах любой ее подсистемы прини
маются на высшем уровне. Централизованное планирование осу
ществляется вышестоящим руководством на глубину всех инстан
ций, задействованных в организации системы. Данный способ обеспечивает наибольшие показатели качества распределения ре
сурсов, однако требует больших временных затрат и применяется для планирования в особо важных случаях.
Централизованное решение задач планирования бывает весьма проблематичным в связи с тем, что вышестоящий орган управле
ния принципиально не имеет возможности с достаточной детали
зацией прогнозировать условия. Кроме того, цели и задачи, соот
ветствующие определенному органу управления, наилучшим об
разом могут формулироваться и своевременно корректироваться именно в этом органе управления, комплексно сочетаясь с зада
чами других подсистем и уровней иерархии. По причине ограни
ченного количества должностных лиц и присутствия неопреде
ленности в исходной информации при централизованном плани
ровании не представляется возможным решать вопросы всесто
роннего обеспечения и взаимодействия.
Преодолеть перечисленные недостатки позволяет способ иерар
хического планирования. Сущность способа иерархического пла
нирования заключается в распределении функций планирования между органами управления различных уровней иерархии. Такое заблаговременное распределение функций дает возможность ис
ключить дублирование в решении задач различными инстанция
ми, значительно сократить потоки обрабатываемой информации и повысить оперативность управления в целом.
Условия, в которых осуществляется процесс планирования, относятся к другой группе факторов. Планирование, проводимое
заблаговременно, дает возможность принимать решения с доста
точно высоким уровнем детализации. Это обусловлено отсутстви
ем жестких ограничений на ресурсы планирования, возможно
стью проведения многовариантных расчетов для прогнозируемых условий, возможностью организации тесного взаимодействия с должностными лицами других подсистем и уровней иерархии, вы
шестоящих, подчиненных и взаимодействующих органов управ
ления. Вместе с тем при заблаговременном планировании реше
ния принимаются в условиях большой неопределенности задач и условий реального применения СЗИ.
Наиболее сложные условия для планирования возникают в усло
виях чрезвычайных ситуаций. Это связано со значительным со
кращением временного ресурса, отличием реальных условий от прогнозируемых, дефицитом ресурсов.
В основу деятельности планирующего органа могут быть поло
жены методы параллельной или последовательной работы либо их сочетание. При наличии достаточного временного ресурса при
меняется метод последовательной работы, сущность которого заключается в том, что в каждой инстанции планирование осуще
ствляется после завершения всей работы по планированию в вы- шестоящей инстанции и получения от нее соответствующих рас- поряжений. В условиях ограниченного времени применяется ме
тод параллельной работы. При этом принятие решения и разра
ботка документов планирования в нижестоящих инстанциях на
чинаются сразу после принятия решения и постановки задач стар
шим должностным лицом, а при ограниченных сроках — после выработки им замысла на основе получения от него предвари
тельных распоряжений.
В этих и ряде других случаев наиболее применим распоряди
тельный метод работы, являющийся разновидностью метода па
раллельной работы и обеспечивающий быструю реакцию органа управления на возможные изменения обстановки. Сущность это
го метода заключается в том, что старший начальник, приняв ре
шение по назревшим вопросам, стремится в кратчайший срок довести задачи до исполнителей и незамедлительно включить в работу всю систему управления.
Приведенные методы работы обладают рядом положительных и отрицательных качеств по сравнению друг с другом.
Метод последовательной работы позволяет наиболее полно, глу
боко и детально выразить в планирующих документах решение по организации КСЗИ и подробно определить ее применение. Одна
ко этот метод требует больших временных затрат и поэтому прак
тически малопригоден при планировании, когда обстановка может существенно изменяться за очень короткий период времени.
Последовательный метод работы применяется при заблаговре
менном планировании, когда велика неопределенность в сроках
точно высоким уровнем детализации. Это обусловлено отсутстви
ем жестких ограничений на ресурсы планирования, возможно
стью проведения многовариантных расчетов для прогнозируемых условий, возможностью организации тесного взаимодействия с должностными лицами других подсистем и уровней иерархии, вы
шестоящих, подчиненных и взаимодействующих органов управ
ления. Вместе с тем при заблаговременном планировании реше
ния принимаются в условиях большой неопределенности задач и условий реального применения СЗИ.
Наиболее сложные условия для планирования возникают в усло
виях чрезвычайных ситуаций. Это связано со значительным со
кращением временного ресурса, отличием реальных условий от прогнозируемых, дефицитом ресурсов.
В основу деятельности планирующего органа могут быть поло
жены методы параллельной или последовательной работы либо их сочетание. При наличии достаточного временного ресурса при
меняется метод последовательной работы, сущность которого заключается в том, что в каждой инстанции планирование осуще
ствляется после завершения всей работы по планированию в вы- шестоящей инстанции и получения от нее соответствующих рас- поряжений. В условиях ограниченного времени применяется ме
тод параллельной работы. При этом принятие решения и разра
ботка документов планирования в нижестоящих инстанциях на
чинаются сразу после принятия решения и постановки задач стар
шим должностным лицом, а при ограниченных сроках — после выработки им замысла на основе получения от него предвари
тельных распоряжений.
В этих и ряде других случаев наиболее применим распоряди
тельный метод работы, являющийся разновидностью метода па
раллельной работы и обеспечивающий быструю реакцию органа управления на возможные изменения обстановки. Сущность это
го метода заключается в том, что старший начальник, приняв ре
шение по назревшим вопросам, стремится в кратчайший срок довести задачи до исполнителей и незамедлительно включить в работу всю систему управления.
Приведенные методы работы обладают рядом положительных и отрицательных качеств по сравнению друг с другом.
Метод последовательной работы позволяет наиболее полно, глу
боко и детально выразить в планирующих документах решение по организации КСЗИ и подробно определить ее применение. Одна
ко этот метод требует больших временных затрат и поэтому прак
тически малопригоден при планировании, когда обстановка может существенно изменяться за очень короткий период времени.
Последовательный метод работы применяется при заблаговре
менном планировании, когда велика неопределенность в сроках
и способах реализации угроз информации, что вынуждает плани
рующий орган разрабатывать несколько вариантов плана, кото
рые перекрывают имеющуюся неопределенность в задачах систе
мы и предстоящем воздействии на нее угроз.
В условиях ограниченного времени, отведенного для проведе
ния планирования, применяется метод параллельной работы. Для данного метода характерен поэтапный способ накопления исход
ной информации. При жестких временных ограничениях не пред
ставляется возможной детальная выработка замысла на различ
ных уровнях иерархии, так как для этого нет достаточной инфор
мации. Вместо детальной проработки первой части решения вы
рабатывается общая концепция на организацию КСЗИ, опреде
ляются принципиальные возможности КСЗИ по решению задач, взаимодействию с другими подсистемами, организации управле
ния и всестороннего обеспечения. На следующем этапе заверша
ется прогнозирование предстоящих условий функционирования, и на этой основе детализируются все составляющие части реше
ния. Окончательно уточняется замысел и корректируются основ
ные мероприятия для его реализации.
Параллельный метод работы предполагает постоянное взаимо
действие должностных лиц различных уровней иерархии, участву
ющих в планировании, что снижает неопределенность исходной информации и позволяет реализовать принцип пошаговой дета
лизации, исключающий необходимость разработки большого ко
личества вариантов плана.
Наконец, при действиях органа управления в условиях жест
кого дефицита времени метод параллельной работы должен соче
таться с распорядительным методом. В этих случаях ответствен
ные должностные лица должны сосредоточить основное внима
ние на решении главных, ключевых задач и предоставить подчи
ненным (в соответствии с их функциональными обязанностями) широкую инициативу в решении остальных вопросов.
Умение рационально организовать планирование, правильно вы
брать методы работы должностных лиц во многом определяют дове
рие к результатам планирования. С позиции теории организацион
ного управления под качеством планирования можно понимать способность органов управления своевременно и обоснованно при
нимать и доводить до подчиненных соответствующие решения.
16.4. Основы подготовки и принятия решений
при планировании
Центральное место в сложной, многогранной и трудоемкой деятельности по организационному управлению на разных уров
нях КСЗИ занимают процессы подготовки и принятия решений
рующий орган разрабатывать несколько вариантов плана, кото
рые перекрывают имеющуюся неопределенность в задачах систе
мы и предстоящем воздействии на нее угроз.
В условиях ограниченного времени, отведенного для проведе
ния планирования, применяется метод параллельной работы. Для данного метода характерен поэтапный способ накопления исход
ной информации. При жестких временных ограничениях не пред
ставляется возможной детальная выработка замысла на различ
ных уровнях иерархии, так как для этого нет достаточной инфор
мации. Вместо детальной проработки первой части решения вы
рабатывается общая концепция на организацию КСЗИ, опреде
ляются принципиальные возможности КСЗИ по решению задач, взаимодействию с другими подсистемами, организации управле
ния и всестороннего обеспечения. На следующем этапе заверша
ется прогнозирование предстоящих условий функционирования, и на этой основе детализируются все составляющие части реше
ния. Окончательно уточняется замысел и корректируются основ
ные мероприятия для его реализации.
Параллельный метод работы предполагает постоянное взаимо
действие должностных лиц различных уровней иерархии, участву
ющих в планировании, что снижает неопределенность исходной информации и позволяет реализовать принцип пошаговой дета
лизации, исключающий необходимость разработки большого ко
личества вариантов плана.
Наконец, при действиях органа управления в условиях жест
кого дефицита времени метод параллельной работы должен соче
таться с распорядительным методом. В этих случаях ответствен
ные должностные лица должны сосредоточить основное внима
ние на решении главных, ключевых задач и предоставить подчи
ненным (в соответствии с их функциональными обязанностями) широкую инициативу в решении остальных вопросов.
Умение рационально организовать планирование, правильно вы
брать методы работы должностных лиц во многом определяют дове
рие к результатам планирования. С позиции теории организацион
ного управления под качеством планирования можно понимать способность органов управления своевременно и обоснованно при
нимать и доводить до подчиненных соответствующие решения.
16.4. Основы подготовки и принятия решений
при планировании
Центральное место в сложной, многогранной и трудоемкой деятельности по организационному управлению на разных уров
нях КСЗИ занимают процессы подготовки и принятия решений
(ППР). Знание особенностей ППР, а также владение методологи
ей процесса выработки решений облегчают работу органов управ
ления КСЗИ, сокращают время выработки решения, повышают его качество.
При реализации ППР выделяются различные этапы, стадии и операции, которые с достаточной степенью общности относятся к процессам, осуществляемым органами управления всех уровней иерархии. Отдельные этапы, стадии и операции реализуются с использованием своих специфических методов, способов или про
цедур, более или менее формализованных, а зачастую нестандарт
ных, творческих. Например, процедуры сбора и предоставления органам управления информации учетно-отчетного характера до
статочно отработаны и формализованы, но ее анализ требует от руководителя осмысленного отношения, умения видеть за циф
рами суть вещей и владения математическими моделями.
Таким образом, можно говорить о существовании определен
ной технологии принятия управленческих решений как о взаи
мосвязанной совокупности методов, способов и процедур анали
за ситуаций, постановки проблем, выработки, оценки и выбора вариантов решений, организации и контроля их выполнения.
В соответствии с тем, кто является субъектом ППР, т.е. кем вырабатывается решение — отдельным лицом, группой, органи
зацией или несколькими организациями, можно выделить следу
ющие уровни ППР\ 1) индивидуальный; 2) групповой; 3) органи
зационный; 4) межорганизационный.
В подготовке решений при планировании КСЗИ принимают участие должностные лица органов управления, находящиеся на различных уровнях ППР, а окончательное решение принимает
ся на индивидуальном уровне лицом, принимающим решение
(ЛПР).
ППР — сложный творческий процесс. ЛПР сталкивается с огромным количеством разнообразных факторов, имеющих про
тиворечивый характер, а «цена» принимаемых решений очень вы
сока. Это, конечно, не означает, что процесс выработки решения строится лишь на субъективных особенностях ЛПР. Несомненно, каждый думает по-своему, подходит к решению со свойственны
ми ему особенностями, но вместе с тем существует логическая последовательность, придерживаясь которой можно более орга
низованно, рационально прийти к нужному решению.
Должностные лица в процессе ППР действуют в последова
тельности, соответствующей этапам планирования:
1) первоначально уясняется поставленная задача, затем оцени
вается обстановка, делаются выводы из нее;
2) на основании уясненной задачи и выводов из оценки обста
новки намечается замысел на предстоящие действия по решению поставленной задачи;
3) замысел анализируется, уточняется, определяется возмож
ность его реализации; проверенный и уточненный замысел ло
жится в основу будущего решения;
4) далее следует оформление решения и доведение его до ис
полнителей.
Решения в процессе планирования принимаются на всех уров
нях иерархии, но применительно ко всему процессу планирова
ния как процессу достижения поставленных целей они могут быть разбиты на три категории:
1) информационное решение;
2) организационное решение;
3) оперативное решение.
В соответствии с этими категориями решений ППР можно раз
бить на три этапа:
1) выработка информационного решения (уяснение задачи и оценка обстановки);
2) выработка организационного решения (выработка замысла);
3) выработка (принятие) оперативного решения (разработка мероприятий для реализации замысла при завершении принятия решения и детальном планировании).
Информационное решение является прогностическим. Оно за
дает выявленные условия как существующего состояния планиру
емой КСЗИ, так и предстоящего ее функционирования. Данное решение вырабатывается в результате уяснения стоящих перед
КСЗИ задач и оценки обстановки.
В зависимости от условий планирования вся необходимая ин
формация может присутствовать до начала планирования или на
капливаться поэтапно в процессе его реализации. Необходимо учитывать, что планирование в КСЗИ всегда связано с информа
ционной неопределенностью, причем степень этой неопределен
ности зависит как от условий организации планирования, так и от выбранных методов работы должностных лиц. Должностные лица, участвующие в планировании, стремятся снизить эту нео
пределенность прежде всего за счет постоянного изучения и ана
лиза поступающей информации.
Информационная неопределенность имеет различную природу.
Она связана не только с неопределенностью предстоящих условий функционирования КСЗИ, но и с недостаточной степенью прора
ботки оперативных вопросов для последующих этапов планирова
ния. Информационное решение является результатом преодоле
ния этой неопределенности и формируется на всем протяжении планирования, однако особую значимость оно имеет в начальной фазе планирования, так как является первоосновой для выработки организационного и оперативного решений. Таким образом, выра
ботка информационного решения представляет собой первый этап процесса планирования и основывается на уяснении задач, сто