Файл: В. Б. Кравченко (директор Института информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 793
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ящих перед КСЗИ, и оценке обстановки, в которой осуществляют
ся планирование и последующее функционирование КСЗИ.
На этапе оценки обстановки изучаются условия решения по
ставленной задачи, выявляются факторы, которые будут способ
ствовать или затруднять ее выполнение. Оценка обстановки — это познание объективных условий и нахождение лучших путей их использования для наиболее успешного выполнения постав
ленной задачи. Объектами оценки обстановки являются следу
ющие элементы: угрозы информации, их источники, наличие сил и средств, факторы, способствующие решению задачи ЗИ, и фак
торы, оказывающие негативное влияние на решение задач ЗИ, условия окружающей среды, время года и суток и т.п.
Уяснение задачи и оценка обстановки есть единый процесс.
Нельзя отделять их друг от друга, так как нельзя принять реше
ние, не оценив обстановку, в которой оно будет реализовываться.
Завершается оценка обстановки формулировкой выводов из нее.
Глубина и качество выводов из оценки обстановки — необходи
мые условия жизненности и практической реализуемости наме
чаемых решений.
Выработка организационного решения соответствует разра
ботке варианта построения системы, в процессе которого фор
мируются структурно-топологические характеристики КСЗИ и определяются ее задачи. Организационное решение составляет стержень планирования. Его выработка начинается с подготовки предложений должностных лиц группы планирования в ходе опе
ративного ориентирования.
На основе полученных новых данных детализируются выводы из информационного решения, в первую очередь в части задач
КСЗИ, уточнения роли и места каждой из ее подсистем, возмож
ного противодействия их применению. Новая информация по
зволяет сузить исходную неопределенность. Для принятия ЛПР организационного решения готовится, как правило, несколько вариантов структуры КСЗИ. Количество этих вариантов должно быть таким, чтобы они «перекрывали» имеющуюся неопределен
ность в задачах. Таким образом, своим решением ЛПР старается компенсировать информационную неопределенность, планируя необходимый резерв сил и средств и их возможное применение в различных прогнозируемых условиях. В результате определяются структура КСЗИ и ее основные задачи.
Полученные на начальном этапе принятия организационного решения результаты составляют основу замысла, который для за
действования процессом планирования всех уровней управления находит свое отражение в предварительных распоряжениях под
чиненным.
Таким образом, уже в начале процесса выработки решения воз
никает необходимость выделить основные пути решения постав
ся планирование и последующее функционирование КСЗИ.
На этапе оценки обстановки изучаются условия решения по
ставленной задачи, выявляются факторы, которые будут способ
ствовать или затруднять ее выполнение. Оценка обстановки — это познание объективных условий и нахождение лучших путей их использования для наиболее успешного выполнения постав
ленной задачи. Объектами оценки обстановки являются следу
ющие элементы: угрозы информации, их источники, наличие сил и средств, факторы, способствующие решению задачи ЗИ, и фак
торы, оказывающие негативное влияние на решение задач ЗИ, условия окружающей среды, время года и суток и т.п.
Уяснение задачи и оценка обстановки есть единый процесс.
Нельзя отделять их друг от друга, так как нельзя принять реше
ние, не оценив обстановку, в которой оно будет реализовываться.
Завершается оценка обстановки формулировкой выводов из нее.
Глубина и качество выводов из оценки обстановки — необходи
мые условия жизненности и практической реализуемости наме
чаемых решений.
Выработка организационного решения соответствует разра
ботке варианта построения системы, в процессе которого фор
мируются структурно-топологические характеристики КСЗИ и определяются ее задачи. Организационное решение составляет стержень планирования. Его выработка начинается с подготовки предложений должностных лиц группы планирования в ходе опе
ративного ориентирования.
На основе полученных новых данных детализируются выводы из информационного решения, в первую очередь в части задач
КСЗИ, уточнения роли и места каждой из ее подсистем, возмож
ного противодействия их применению. Новая информация по
зволяет сузить исходную неопределенность. Для принятия ЛПР организационного решения готовится, как правило, несколько вариантов структуры КСЗИ. Количество этих вариантов должно быть таким, чтобы они «перекрывали» имеющуюся неопределен
ность в задачах. Таким образом, своим решением ЛПР старается компенсировать информационную неопределенность, планируя необходимый резерв сил и средств и их возможное применение в различных прогнозируемых условиях. В результате определяются структура КСЗИ и ее основные задачи.
Полученные на начальном этапе принятия организационного решения результаты составляют основу замысла, который для за
действования процессом планирования всех уровней управления находит свое отражение в предварительных распоряжениях под
чиненным.
Таким образом, уже в начале процесса выработки решения воз
никает необходимость выделить основные пути решения постав
ленной задачи, определить те основные варианты, которые на первый взгляд являются целесообразными. Выработку замысла на предстоящие действия еще можно назвать выбором рабочей ги
потезы, составляющей основу будущего решения. Замысел явля
ется предположением, основным вариантом решения поставлен
ной задачи. В то же время замысел первоначально носит доволь
но проблематичный характер, поскольку реальность его осуще
ствления еще не проверена.
Замысел может включать один или несколько вариантов реше
ния поставленной задачи. Дальнейший процесс выработки реше
ния в том и состоит, чтобы на основе расчетов, сопоставлений и логических рассуждений выбрать тот из них, который в прогно
зируемых условиях является наилучшим.
Расчеты — один из важнейших элементов процесса выработ
ки решения. Цель расчетов — определить реальность намеченно
го замысла, установить, какой из возможных вариантов будет наи
лучшим. Все расчеты можно подразделить на группы, основными из которых являются расчеты времени, пространства, техниче
ских возможностей (как злоумышленника, так и сил ЗИ). По форме расчеты могут быть условно разделены на аналитические и гра
фические. Аналитические расчеты обычно охватывают более об
ширную область и дают большую точность, в то время как графи
ческие расчеты охватывают меньший круг вопросов и, как прави
ло, менее точны. Вместе с тем графические расчеты более нагляд
ны, а в ряде случаев ускоряют получение результата, что весьма важно. При проведении расчетов может использоваться различ
ный математический аппарат — от простейшей арифметики до методов исследования операций (например, систем массового обслуживания, нелинейного программирования и др.). Выбор математических методов зависит от предоставленного времени, складывающейся обстановки, характера решаемых задач, уровня подготовки должностных лиц органа управления, наличия специ
ального программного обеспечения и обеспеченности вычисли
тельной техникой.
После объявления замысла и отдачи предварительных распо
ряжений начинается важнейший этап планирования, который за
вершается принятием оперативного решения. На этом этапе осу
ществляется окончательное формирование замысла на организа
цию КСЗИ, и на его основе определяются задачи подчиненным, направленные на реализацию результатов организационного ре
шения, задается порядок управления системой, определяются орга
низация взаимодействия подсистем, а также всестороннее обес
печение функционирования планируемой КСЗИ.
Спланированный вариант построения КСЗИ утверждается ЛПР.
На основе утвержденного варианта разрабатываются задачи ис
полнителям, направленные на своевременное развертывание КСЗИ
потезы, составляющей основу будущего решения. Замысел явля
ется предположением, основным вариантом решения поставлен
ной задачи. В то же время замысел первоначально носит доволь
но проблематичный характер, поскольку реальность его осуще
ствления еще не проверена.
Замысел может включать один или несколько вариантов реше
ния поставленной задачи. Дальнейший процесс выработки реше
ния в том и состоит, чтобы на основе расчетов, сопоставлений и логических рассуждений выбрать тот из них, который в прогно
зируемых условиях является наилучшим.
Расчеты — один из важнейших элементов процесса выработ
ки решения. Цель расчетов — определить реальность намеченно
го замысла, установить, какой из возможных вариантов будет наи
лучшим. Все расчеты можно подразделить на группы, основными из которых являются расчеты времени, пространства, техниче
ских возможностей (как злоумышленника, так и сил ЗИ). По форме расчеты могут быть условно разделены на аналитические и гра
фические. Аналитические расчеты обычно охватывают более об
ширную область и дают большую точность, в то время как графи
ческие расчеты охватывают меньший круг вопросов и, как прави
ло, менее точны. Вместе с тем графические расчеты более нагляд
ны, а в ряде случаев ускоряют получение результата, что весьма важно. При проведении расчетов может использоваться различ
ный математический аппарат — от простейшей арифметики до методов исследования операций (например, систем массового обслуживания, нелинейного программирования и др.). Выбор математических методов зависит от предоставленного времени, складывающейся обстановки, характера решаемых задач, уровня подготовки должностных лиц органа управления, наличия специ
ального программного обеспечения и обеспеченности вычисли
тельной техникой.
После объявления замысла и отдачи предварительных распо
ряжений начинается важнейший этап планирования, который за
вершается принятием оперативного решения. На этом этапе осу
ществляется окончательное формирование замысла на организа
цию КСЗИ, и на его основе определяются задачи подчиненным, направленные на реализацию результатов организационного ре
шения, задается порядок управления системой, определяются орга
низация взаимодействия подсистем, а также всестороннее обес
печение функционирования планируемой КСЗИ.
Спланированный вариант построения КСЗИ утверждается ЛПР.
На основе утвержденного варианта разрабатываются задачи ис
полнителям, направленные на своевременное развертывание КСЗИ
и поддержание ее в плановом состоянии. Исходя из решений ЛПР о выборе варианта построения системы в целом, определяется порядок взаимодействия подсистем, очередность их ввода в рабо
ту. Кроме этого, принимается решение о построении системы управления КСЗИ и ее всестороннем обеспечении.
Вся взаимосвязанная совокупность элементов оперативного решения составляет структуру решения на организацию КСЗИ.
Качество решения также определяется полнотой и рационально
стью информационного и организационного решений на преды
дущих этапах.
ту. Кроме этого, принимается решение о построении системы управления КСЗИ и ее всестороннем обеспечении.
Вся взаимосвязанная совокупность элементов оперативного решения составляет структуру решения на организацию КСЗИ.
Качество решения также определяется полнотой и рационально
стью информационного и организационного решений на преды
дущих этапах.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 41
16.5. Методы сбора, обработки и изучения
информации, необходимой для планирования
Процессы сбора, обработки и изучения информации, в том числе используемой при планировании, характеризуются наличием нескольких видов ее преобразования: 1) формальным; 2) содер
жательным; 3) пространственным; 4) временным.
1. Любое действие с информацией первоначально требует ее отображения (представления) для восприятия и понимания. Дан
ная функция реализуется при формальном преобразовании. Это преобразование связано с перекодированием информации, т.е. с изменением формы представления информации (из графичес
кой в текстовую, или наоборот), а также изменением ее структу
ры, например из произвольной в табличную. Необходимость пе
рекодирования информации обусловлена тем, что ее форма, по
лучаемая от множества источников, может быть различной (тек
стовой машинописной или рукописной, графической, звуковой и др.), а для отображения в используемых документах форма пред
ставления должна быть однообразной и принятой для данного документа.
2. Под содержательным преобразованием информации по
нимается такой процесс ее обработки, в результате которого по
является «новая» информация. В этом смысле новой будет только та информация, которая ранее в системе не содержалась и не по
ступала извне, а получена путем осуществления операций преоб
разования имеющейся «старой» информации. В качестве приме
ров такого преобразования могут рассматриваться процессы обоб
щения данных, проведения расчетов, логических рассуждений, мо
делирования и т. п.
Основное содержательное преобразование информации выпол
няется при подготовке и принятии решений. Непосредственно при разработке документов содержательное преобразование ин
формации осуществляется во время операций заполнения итого
вых и сравнительных полей документа, полей оценки, реализуе
мых на основании данных, содержащихся как в одном, так и в нескольких документах.
3. Процесс сбора данных является выполнением простран
ственного (коммуникационного) преобразования информации.
4. Временной аспект преобразования информации при разра
ботке документов связан с необходимостью их хранения. От ин
формации, внесенной в документ, зависят сроки его хранения, периодичность обращения к нему и ситуации, в которых он ис
пользуется. А это в свою очередь определяет способ и место хра
нения документа и возможности по поиску информации.
Современные средства вычислительной техники качественно изменяют процессы подготовки принятия решений, включая ме
тоды и процедуры сбора, накопления, передачи, хранения, обра
ботки и выдачи информации в удобном для восприятия виде. Та
кие автоматизированные системы ППР имеют следующие основ
ные черты, более строгая дисциплина и упорядоченность про
цесса ППР; системность поддержки этого процесса; возможность научного обоснования принимаемых решений; способность к многовариантности и гибкости анализа; комплексность анализа вариантов решений; большая наглядность и образность результа
тов поддержки решений.
Система ППР это: интерактивная автоматизированная систе
ма, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям легкий и эффективный доступ к большому рас
пределенному хранилищу информации и предоставляющая им разнообразные возможности по отображению информации. В та
ком понимании СППР представляет собой совокупность следую
щих подсистем: комплекса распределенных технических средств, комплекса математических моделей анализа состояний и выра
ботки решений, баз данных и знаний, системы управления моде
лями, удобных для пользователя языков моделирования, обработ
ки и отображения информации.
Двумя частными формами поддержки процессов ППР явля
ются представление руководству информации и выполнение рас
четов для него, выражающиеся в информационной и вычисли
тельной поддержке ППР соответственно. Существование этих двух форм обусловливается особенностями процессов ППР и со
путствующих им процессов переработки информации, которые могут значительно различаться между собой по сложности.
Задачей информационной поддержки ППР при планировании в КСЗИ является обеспечение должностных лиц органа управле
ния — как по их запросу, так и в режиме регулярного информи
рования — своевременной, безошибочной и нужной информаци
ей на всех этапах планирования. Выполнение этой задачи связано со сбором, накоплением, хранением, обработкой больших объ
мых на основании данных, содержащихся как в одном, так и в нескольких документах.
3. Процесс сбора данных является выполнением простран
ственного (коммуникационного) преобразования информации.
4. Временной аспект преобразования информации при разра
ботке документов связан с необходимостью их хранения. От ин
формации, внесенной в документ, зависят сроки его хранения, периодичность обращения к нему и ситуации, в которых он ис
пользуется. А это в свою очередь определяет способ и место хра
нения документа и возможности по поиску информации.
Современные средства вычислительной техники качественно изменяют процессы подготовки принятия решений, включая ме
тоды и процедуры сбора, накопления, передачи, хранения, обра
ботки и выдачи информации в удобном для восприятия виде. Та
кие автоматизированные системы ППР имеют следующие основ
ные черты, более строгая дисциплина и упорядоченность про
цесса ППР; системность поддержки этого процесса; возможность научного обоснования принимаемых решений; способность к многовариантности и гибкости анализа; комплексность анализа вариантов решений; большая наглядность и образность результа
тов поддержки решений.
Система ППР это: интерактивная автоматизированная систе
ма, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям легкий и эффективный доступ к большому рас
пределенному хранилищу информации и предоставляющая им разнообразные возможности по отображению информации. В та
ком понимании СППР представляет собой совокупность следую
щих подсистем: комплекса распределенных технических средств, комплекса математических моделей анализа состояний и выра
ботки решений, баз данных и знаний, системы управления моде
лями, удобных для пользователя языков моделирования, обработ
ки и отображения информации.
Двумя частными формами поддержки процессов ППР явля
ются представление руководству информации и выполнение рас
четов для него, выражающиеся в информационной и вычисли
тельной поддержке ППР соответственно. Существование этих двух форм обусловливается особенностями процессов ППР и со
путствующих им процессов переработки информации, которые могут значительно различаться между собой по сложности.
Задачей информационной поддержки ППР при планировании в КСЗИ является обеспечение должностных лиц органа управле
ния — как по их запросу, так и в режиме регулярного информи
рования — своевременной, безошибочной и нужной информаци
ей на всех этапах планирования. Выполнение этой задачи связано со сбором, накоплением, хранением, обработкой больших объ
емов данных и выдачей как «сырой», так и переработанной ин
формации в виде сводок, справок и т.п.
Информационная поддержка ПГТР в своем развитии прошла несколько этапов. Первоначально считалось, что, поскольку ин
формационная поддержка ППР является необходимым условием повышения качества принимаемых решений, то чем больше ин
формации передается ДПР, тем более качественным будет реше
ние. Однако, как показала практика ППР, увеличение объема ин
формации мало связано с повышением качества принимаемых
решений. Это объясняется рядом обстоятельств. Когда для под
держки решений предлагается информация, действительно нуж
ная для принятия решения, но в больших объемах, она либо иг
норируется ЛПР, либо вынуждает его тратить больше времени на организацию и усвоение этой информации, либо вызывает у него информационную перегрузку. В любом случае на качество реше
ния оказывается отрицательное воздействие. Если же в этой ин
формации присутствует такая, которая не имеет отношения к про
блеме, то это создает бесполезный избыток информации, способ
ствующий, как правило, снижению качества решения.
В дальнейшем, по мере появления опыта использования раз
личных автоматизированных систем, полагалось, что руководи
тель в состоянии иметь представление о необходимой для приня
тия решения информации, готов к ее усвоению и может созна
тельно ограничивать свою информационную потребность, когда ему угрожает информационная перегрузка. Однако и этот подход обладает определенными недостатками. То, что ЛПР имеет пред
ставление о необходимой ему информации и готов к работе с ней, еще не гарантирует, что вся полученная им информация действи
тельно окажется нужной, а готовность ЛПР к ее переработке — абсолютной.
На современном этапе развития средств информационной под
держки ППР стало складываться представление о том, что акцент следует делать на удовлетворение потребностей конкретного ЛПР в информации, объективно необходимой для решения поставлен
ных задач. Поэтому для нахождения оптимального (рационально
го) решения ЛПР необходим некий оптимальный уровень коли
чества и качества информации. Однако дать ЛПР практические рекомендации о том, от каких факторов мог бы зависеть этот уро
вень, как его определить и достигнуть, достаточно сложно. Кроме того, отсутствуют надежные средства определения информации, необходимой для решения поставленной задачи (релевантной).
Автоматизированная система информационной поддержки
ППР при планировании должна включать следующие элементы:
1) ЭВМ и другие технические средства; 2) информационную базу, часть которой организована в виде баз данных; 3) программные средства работы с базами данных, т.е. средства создания баз дан
формации в виде сводок, справок и т.п.
Информационная поддержка ПГТР в своем развитии прошла несколько этапов. Первоначально считалось, что, поскольку ин
формационная поддержка ППР является необходимым условием повышения качества принимаемых решений, то чем больше ин
формации передается ДПР, тем более качественным будет реше
ние. Однако, как показала практика ППР, увеличение объема ин
формации мало связано с повышением качества принимаемых
решений. Это объясняется рядом обстоятельств. Когда для под
держки решений предлагается информация, действительно нуж
ная для принятия решения, но в больших объемах, она либо иг
норируется ЛПР, либо вынуждает его тратить больше времени на организацию и усвоение этой информации, либо вызывает у него информационную перегрузку. В любом случае на качество реше
ния оказывается отрицательное воздействие. Если же в этой ин
формации присутствует такая, которая не имеет отношения к про
блеме, то это создает бесполезный избыток информации, способ
ствующий, как правило, снижению качества решения.
В дальнейшем, по мере появления опыта использования раз
личных автоматизированных систем, полагалось, что руководи
тель в состоянии иметь представление о необходимой для приня
тия решения информации, готов к ее усвоению и может созна
тельно ограничивать свою информационную потребность, когда ему угрожает информационная перегрузка. Однако и этот подход обладает определенными недостатками. То, что ЛПР имеет пред
ставление о необходимой ему информации и готов к работе с ней, еще не гарантирует, что вся полученная им информация действи
тельно окажется нужной, а готовность ЛПР к ее переработке — абсолютной.
На современном этапе развития средств информационной под
держки ППР стало складываться представление о том, что акцент следует делать на удовлетворение потребностей конкретного ЛПР в информации, объективно необходимой для решения поставлен
ных задач. Поэтому для нахождения оптимального (рационально
го) решения ЛПР необходим некий оптимальный уровень коли
чества и качества информации. Однако дать ЛПР практические рекомендации о том, от каких факторов мог бы зависеть этот уро
вень, как его определить и достигнуть, достаточно сложно. Кроме того, отсутствуют надежные средства определения информации, необходимой для решения поставленной задачи (релевантной).
Автоматизированная система информационной поддержки
ППР при планировании должна включать следующие элементы:
1) ЭВМ и другие технические средства; 2) информационную базу, часть которой организована в виде баз данных; 3) программные средства работы с базами данных, т.е. средства создания баз дан