Файл: В. В. Ковалёв (1968) описал психогенное патологическое формирование личности. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин (1980) описали три этапа патохарактерологического развития. Г. Е сухарева выделяет две основные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков:

биологические, психологические и социально-психологические.

Роль среды и особенно семьи как фактора возникновения подобных нарушений рассмотрена

в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях. Нарушения аффективной сферы и поведения могут проявляться у детей разного возраста, но более резкую дисгармоничную форму они приобретают в пубертатный период. Нарушения поведения могут иметь как непатологический,

так и патологический уровень. О патологическом уровне нарушений говорят тогда, когда они приводят к личностной, семейной и социальной дезадаптации.

Основные диагностические критерии психопатий (по П.Б. Ганнушкину (1933):

1) относительная стабильность,

2) тотальность психопатических особенностей

личности,

3) выраженность патологических черт характера до такой степени,

что это приводит к нарушению социальной, семейной, профессиональной

адаптации.

Органические и наследственные факторы чаще всего лежат в основе

«ядерных» психопатий. Патологическое развитие личности, ведущее к

формированию «краевой» психопатии, называют патохарактерологическим.

В.В. Ковалёв (1968) описал психогенное патологическое формирование

личности. В.А. Гурьева и В.Я. Гиндикин (1980) описали три этапа

патохарактерологического развития. Г.Е Сухарева выделяет две основные

группы органических психопатий: возбудимые и тормозимые.

Термин депрессия объединяет заболевания, которые характеризуются

триадой: сниженный фон настроения, замедление мышления, двигательная

заторможенность. У детей аффективные нарушения имеют свои особенности

(Раттер, 1986). В детском и подростковом возрасте могут начинаться такие

состояния как циклотимия и дистимия.

Шизофрению относят к заболеваниям, приводящим к дезинтергации


личности и искажению психических процессов. Многие специалисты,

усматривают множественную причинность заболевания, придавая особое

значение ранним отношениям матери и младенца (М. Кляйн, Л. Беллак).

Решающее значение в этих исследованиях придается «дезорганизации»

личности в межперсональных отношениях.

До начала заболевания детям свойственны: усиленная реакция на

незначительные стимулы, аффект злобы, немотивированные изменения

настроения, эгоцентризм, односторонность интересов, неумение справляться с

трудностями, создание своего «царства», бесчувственность в сочетании с

садизмом. При шизофрении на первый план выступают личностные

нарушения, нарушения восприятия, непроизвольного внимания, запоминания,

представлений, фантазирования, мышления. Наряду с этим отмечаются

нарушения схемы тела, нарушения пространственных представлений,

спутанность связей и эмоциональная уплощенность.