Файл: Учительэто звучит гордо!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.3 Педагогическая культура учителя

Педагогическая культура учителя — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

  • Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

  • Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.

  • Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

  • Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

  • Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.

Педагогическое мастерство:

  • Установка на постоянное самосовершенствование.

  • Культура поведения и общения, педагогический такт.

  • Личностная самостоятельность учителя.

  • Общая педагогическая эрудиция и компетентность.

  • Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

Качества, необходимые для эффективной работы

  • Умение придать личностную окраску преподаванию.

  • Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я -концепции у воспитанников.

  • Умение управлять собой и детьми.

  • Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.

  • Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.

  • Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.

  • Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.

  • Креативность.

  • Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя

  • Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

  • Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.


  • Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

  • Креативность, гибкость

Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности

  • Эмоционально-импровизационный.

  • Эмоционально-методичный.

  • Рассуждающе-импровизационный.

  • Рассуждающе-методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми

  • Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.

  • Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.

  • Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.

  • Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

1.3.4 Пути и формы овладения педагогической профессией

В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:

  • уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы);

  • среднее профессиональное образование (педагогические колледжи);

  • высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения- бакалавриат, магистратура);

  • подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

1.3.5 Становление педагога-профессионала

Методы самовоспитания

  • самонаблюдение (режиссура поведения учителя);

  • самоанализ;

  • самоприказ;

  • самоотчет;

  • самоодобрение;

  • самоосуждение;

  • самонаказание;

  • рефлексия и др.

Условия эффективности самовоспитания

  • педагогическая помощь и руководство;

  • осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление овладеть его технологией;

  • взаимодействие воспитания и самовоспитания;

  • активная деятельность воспитанников.


Пути самовоспитания педагога

Социальные требования к личности.

  • Самопознание (восприятие внешних оценок и воздействий, самоанализ, самооценка).

  • Планирование работы над собой (перспектива — цель, постановка задач, составление программы).

  • Реализация программы — Готовность — психологическая (мотив, интерес, установка, положительная личностная Я-концепция).

  • Практическая готовность (знания, умения, навыки).

  • Самоконтроль и самокоррекция.

1.4 Почетные звания

Заслуженный учитель школы РСФСР - звание было установлено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1940 года «Об установлении почетных званий РСФСР — Заслуженного учителя школы и Заслуженного врача».

Звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присваивалось высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям и другим работникам сферы образования за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работавшим по специальности 15 и более лет.

Народный учитель Российской Федерации - высшее почётное звание Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области педагогики. Входит в государственную наградную систему Российской Федерации. Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» установлено Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 463 «О внесении дополнения в указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 „Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации“». В настоящем виде Положение о почётном звании утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.


Заслуженный учитель Российской Федерации - почётное звание входит в государственную наградную систему Российской Федерации, присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги:

в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования;

в выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытии их научного и творческого потенциала;

в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад;

в научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик;

в подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров.

Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления преподавательской деятельности и при наличии у представленного к награде лица отраслевой награды (почётный знак, отраслевое почётное звание или медаль К. Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.5 Моя династия

В моем роду есть несколько родственников, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям. Это моя тётя, учитель русского языка и литературы Москвина Александра Григорьевна, дядя учитель физической культуры - Реснянский Станислав Фёдорович и моя двоюродная сестра, учитель русского языка и литературы - Рубан Нина Александровна.

Москвина Александра Григорьевна родилась 27 июля 1931г-учитель русского языка и литературы Верховской средней школы. Верховье, куда уже в далекие годы приехала юная учительница, стало для нее родным, ее судьбой. Здесь преподавала в начальных классах, потом вела русский язык и литературу. В 1986 году вышла на пенсию, но продолжала преподавать еще 4 года. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

Рубан Нина Александровна родилась 7 мая 1989-учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново. Нина Александровна закончила в 2013 г. году Вятский Государственный Гуманитарный Университет, филологический факультет. Очень любит детей, молода, энергична, умеет организовать любое дело.


Реснянский Станислав Фёдорович родился 15 мая 1942 года в селе Тахта Хабаровского края. В 1950 году переехали на родину матери, в Подосиновский район

В 1969 году с отличием окончил Кировский педагогический институт. С 1981 года работал директором Подосиновской детско-юношеской спортивной школы. Имеет 2 Знака ЦК ВЛКСМ. Награжден медалью «Ветеран труда», Знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «Отличник физической культуры и спорта». Имеет звание Мастер спорта СССР по тяжелой атлетике.

II.Исследование

2.1 Анкетирование

Цель исследования: Узнать, что думают о данной профессии ученики разных возрастов, какие качества, по мнению учащихся, важны для преподавателя, что нельзя допускать в своей работе.

Респонденты: учащиеся 2,4,7,11 классов

Задание для учащихся 2 - х классов: Представить их любимого учителя в рисунках.

Задание для учащихся 4 - х классов: Необходимо было написать минисочинение на тему «Что я думаю о профессии учителя?»

У 7 и 11 классов было проведено анонимное анкетирование. (7классы)

Вопросы анкеты

учащиеся 7-х классов

учащиеся11-х классов

1.Продолжите предложение: по вашему мнению, учитель это…


1.Преподаватель. Человек, который учит нас. Человек, который дает знания. Человек с педагогическим образованием.


Человек, дающий знания детям и воспитывающий в них морально – нравственные качества

Уважаемый, умный человек, на котором лежит ответственность за образование учеников.

Тот, кто дает знания, делится опытом и играет важную роль в развитии личности человека.

Это работник школы, который учит детей, является детям второй семьей.

Это человек, обладающий высокими моральными качествами и имеющий способность передать их другому поколению, более того он должен быть профессионалом в своей сфере деятельности.

Человек, ответственный за моральный, духовный, культурный облик подрастающего человека и главное, за его образованность

Человек, способный заинтересовать и поддержать в трудную минуту

Внимательный человек, который может не только обучить чему-то, но и подготовить к будущей взрослой жизни и к решению трудностей в ней.

Проводник по жизни, ходячая энциклопедия

2.Назовите своего любимого учителя

2.Ильинская В.М. , Ногтева С.В., Конева Н.Н. , Пономарева Е.Н. , Мокиевская Т.А. , Белозерова Н.Н. ,Сухих З.Н. ,Рубан Н.А. ,Иконникова М.Б.


Все для меня равны, я не привыкла выделять.

Все одинаково, не хочу никого выделять.

3.Перечислите качества, за которые вы любите своего учителя.


Первый учитель

Хорошо преподает

Добрая и внимательная

Ответственная и справедливая

Веселая, с чувством юмора

Если трудно, то всегда поможет

Хорошая и понимающая

Не ругает и не кричит

Интересно рассказывает

Почти не ставит двоек


Острый ум и логика

Непредсказуемость и стойкость духа

Забота и внимание

Чувство юмора и общительность

Любит детей

Пунктуальный и серьезный

Разносторонняя личность

Красивый и ухоженный

Нет любимчиков

Строгий и справедливый

Знание своего предмета

Дает хорошие знания

Заинтересованность в своем предмете Легкость в общении

Хорошо готовит к ЕГЭ

Приводит примеры из жизни

4.Чего, по-вашему, мнению, не должен допускать в своей работе учитель?


Оскорблять учеников и кричать

Ругать и бить учеников

Задавать много на каникулы

Ставить двоек ни за что

Задерживать после урока (ов)

Унижать и рыться в портфелях


Оскорблений и унижений

Трогать личную жизнь

Много кричать на учеников

Неуравновешенности и злости

Рукоприкладства и навязывания своего мнения

Игнорирования учеников, нуждающихся в помощи

Быть неготовым к уроку и опаздывать

Нарушения дисциплины

5.Учитель будущего это?


Добрый и хороший человек

Любящий учеников

Вежливый и справедливый

Все его понимают

Не пожилой, лет 30

Ненаглый и ответственный

Аккуратный и красивый

Хорошо объясняет тему урока

Отпускает пораньше с уроков

Рассудительный и понимающий

Не кричит на детей и помогает им


Человек с высшим образованием

Компьютер или роботы

Человек с хорошими знаниями по своему предмету и по психологии

Квалифицированный воспитанный

Современный и опытный

Готовый прийти на помощь

С высокими моральными ценностями

Человек, приносящий что-то новое в систему образования

Молодые кадры

Человек, который умен во всех сферах

Человек, сохранивший качества старых лет

Идущий в ногу со временем

6. (Для 11х классов.)

Хотели бы вы стать учителем?

Да. Нет (если нет, то напишите что нужно сделать, чтобы профессия стала престижной?)


-

Да(5 человек)

Нет. (29человек)

Поднять зарплату и улучшить условия(26человек)

Культурные, воспитанные, умные дети(8человек)

Меньше заполнения документов(1человек)

Предоставить льготы и премии(2человека)

Повысить баллы в Вузах(1человек)

Улучшить методы образования(1человек)