ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3.3 Педагогическая культура учителя
Педагогическая культура учителя — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.
Компоненты педагогической культуры учителя
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.
-
Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. -
Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя. -
Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
-
Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей. -
Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.
Педагогическое мастерство:
-
Установка на постоянное самосовершенствование. -
Культура поведения и общения, педагогический такт. -
Личностная самостоятельность учителя. -
Общая педагогическая эрудиция и компетентность. -
Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
Качества, необходимые для эффективной работы
-
Умение придать личностную окраску преподаванию. -
Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я -концепции у воспитанников. -
Умение управлять собой и детьми. -
Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками. -
Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность. -
Умение регулировать конфликты ненасильственным путём. -
Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям. -
Креативность. -
Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
-
Отношение к людям
Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
-
Отношение к себе
Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
-
Отношение к работе
Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
-
Креативность, гибкость
Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности
-
Эмоционально-импровизационный.
-
Эмоционально-методичный. -
Рассуждающе-импровизационный. -
Рассуждающе-методичный.
Педагог, предпочитаемый детьми
-
Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора. -
Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.
-
Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.
-
Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
1.3.4 Пути и формы овладения педагогической профессией
В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях.
Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:
-
уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы); -
среднее профессиональное образование (педагогические колледжи); -
высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения- бакалавриат, магистратура); -
подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).
1.3.5 Становление педагога-профессионала
Методы самовоспитания
-
самонаблюдение (режиссура поведения учителя); -
самоанализ; -
самоприказ; -
самоотчет; -
самоодобрение; -
самоосуждение; -
самонаказание; -
рефлексия и др.
Условия эффективности самовоспитания
-
педагогическая помощь и руководство; -
осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление овладеть его технологией; -
взаимодействие воспитания и самовоспитания; -
активная деятельность воспитанников.
Пути самовоспитания педагога
Социальные требования к личности.
-
Самопознание (восприятие внешних оценок и воздействий, самоанализ, самооценка). -
Планирование работы над собой (перспектива — цель, постановка задач, составление программы). -
Реализация программы — Готовность — психологическая (мотив, интерес, установка, положительная личностная Я-концепция). -
Практическая готовность (знания, умения, навыки). -
Самоконтроль и самокоррекция.
1.4 Почетные звания
Заслуженный учитель школы РСФСР - звание было установлено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1940 года «Об установлении почетных званий РСФСР — Заслуженного учителя школы и Заслуженного врача».
Звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присваивалось высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям и другим работникам сферы образования за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работавшим по специальности 15 и более лет.
Народный учитель Российской Федерации - высшее почётное звание Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области педагогики. Входит в государственную наградную систему Российской Федерации. Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» установлено Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 463 «О внесении дополнения в указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 „Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации“». В настоящем виде Положение о почётном звании утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».
Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.
Заслуженный учитель Российской Федерации - почётное звание входит в государственную наградную систему Российской Федерации, присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги:
в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования;
в выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытии их научного и творческого потенциала;
в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад;
в научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик;
в подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров.
Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления преподавательской деятельности и при наличии у представленного к награде лица отраслевой награды (почётный знак, отраслевое почётное звание или медаль К. Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.5 Моя династия
В моем роду есть несколько родственников, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям. Это моя тётя, учитель русского языка и литературы Москвина Александра Григорьевна, дядя учитель физической культуры - Реснянский Станислав Фёдорович и моя двоюродная сестра, учитель русского языка и литературы - Рубан Нина Александровна.
Москвина Александра Григорьевна родилась 27 июля 1931г-учитель русского языка и литературы Верховской средней школы. Верховье, куда уже в далекие годы приехала юная учительница, стало для нее родным, ее судьбой. Здесь преподавала в начальных классах, потом вела русский язык и литературу. В 1986 году вышла на пенсию, но продолжала преподавать еще 4 года. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.
Рубан Нина Александровна родилась 7 мая 1989-учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново. Нина Александровна закончила в 2013 г. году Вятский Государственный Гуманитарный Университет, филологический факультет. Очень любит детей, молода, энергична, умеет организовать любое дело.
Реснянский Станислав Фёдорович родился 15 мая 1942 года в селе Тахта Хабаровского края. В 1950 году переехали на родину матери, в Подосиновский район
В 1969 году с отличием окончил Кировский педагогический институт. С 1981 года работал директором Подосиновской детско-юношеской спортивной школы. Имеет 2 Знака ЦК ВЛКСМ. Награжден медалью «Ветеран труда», Знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «Отличник физической культуры и спорта». Имеет звание Мастер спорта СССР по тяжелой атлетике.
II.Исследование
2.1 Анкетирование
Цель исследования: Узнать, что думают о данной профессии ученики разных возрастов, какие качества, по мнению учащихся, важны для преподавателя, что нельзя допускать в своей работе.
Респонденты: учащиеся 2,4,7,11 классов
Задание для учащихся 2 - х классов: Представить их любимого учителя в рисунках.
Задание для учащихся 4 - х классов: Необходимо было написать минисочинение на тему «Что я думаю о профессии учителя?»
У 7 и 11 классов было проведено анонимное анкетирование. (7классы)
Вопросы анкеты | учащиеся 7-х классов | учащиеся11-х классов |
1.Продолжите предложение: по вашему мнению, учитель это… | 1.Преподаватель. Человек, который учит нас. Человек, который дает знания. Человек с педагогическим образованием. | Человек, дающий знания детям и воспитывающий в них морально – нравственные качества Уважаемый, умный человек, на котором лежит ответственность за образование учеников. Тот, кто дает знания, делится опытом и играет важную роль в развитии личности человека. Это работник школы, который учит детей, является детям второй семьей. Это человек, обладающий высокими моральными качествами и имеющий способность передать их другому поколению, более того он должен быть профессионалом в своей сфере деятельности. Человек, ответственный за моральный, духовный, культурный облик подрастающего человека и главное, за его образованность Человек, способный заинтересовать и поддержать в трудную минуту Внимательный человек, который может не только обучить чему-то, но и подготовить к будущей взрослой жизни и к решению трудностей в ней. Проводник по жизни, ходячая энциклопедия |
2.Назовите своего любимого учителя | 2.Ильинская В.М. , Ногтева С.В., Конева Н.Н. , Пономарева Е.Н. , Мокиевская Т.А. , Белозерова Н.Н. ,Сухих З.Н. ,Рубан Н.А. ,Иконникова М.Б. | Все для меня равны, я не привыкла выделять. Все одинаково, не хочу никого выделять. |
3.Перечислите качества, за которые вы любите своего учителя. | Первый учитель Хорошо преподает Добрая и внимательная Ответственная и справедливая Веселая, с чувством юмора Если трудно, то всегда поможет Хорошая и понимающая Не ругает и не кричит Интересно рассказывает Почти не ставит двоек | Острый ум и логика Непредсказуемость и стойкость духа Забота и внимание Чувство юмора и общительность Любит детей Пунктуальный и серьезный Разносторонняя личность Красивый и ухоженный Нет любимчиков Строгий и справедливый Знание своего предмета Дает хорошие знания Заинтересованность в своем предмете Легкость в общении Хорошо готовит к ЕГЭ Приводит примеры из жизни |
4.Чего, по-вашему, мнению, не должен допускать в своей работе учитель? | Оскорблять учеников и кричать Ругать и бить учеников Задавать много на каникулы Ставить двоек ни за что Задерживать после урока (ов) Унижать и рыться в портфелях | Оскорблений и унижений Трогать личную жизнь Много кричать на учеников Неуравновешенности и злости Рукоприкладства и навязывания своего мнения Игнорирования учеников, нуждающихся в помощи Быть неготовым к уроку и опаздывать Нарушения дисциплины |
5.Учитель будущего это? | Добрый и хороший человек Любящий учеников Вежливый и справедливый Все его понимают Не пожилой, лет 30 Ненаглый и ответственный Аккуратный и красивый Хорошо объясняет тему урока Отпускает пораньше с уроков Рассудительный и понимающий Не кричит на детей и помогает им | Человек с высшим образованием Компьютер или роботы Человек с хорошими знаниями по своему предмету и по психологии Квалифицированный воспитанный Современный и опытный Готовый прийти на помощь С высокими моральными ценностями Человек, приносящий что-то новое в систему образования Молодые кадры Человек, который умен во всех сферах Человек, сохранивший качества старых лет Идущий в ногу со временем |
6. (Для 11х классов.) Хотели бы вы стать учителем? Да. Нет (если нет, то напишите что нужно сделать, чтобы профессия стала престижной?) | - | Да(5 человек) Нет. (29человек) Поднять зарплату и улучшить условия(26человек) Культурные, воспитанные, умные дети(8человек) Меньше заполнения документов(1человек) Предоставить льготы и премии(2человека) Повысить баллы в Вузах(1человек) Улучшить методы образования(1человек) |