Файл: Теоретические основы терроризма и экстремизма и методы борьбы с ними 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (далее — «объекты»), а при необходимости - обследование подъездов, чердачных и подвальных помещений жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений;

2) посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел;

3) ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат);

4) встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке.

Участковый уполномоченный должен незамедлительно реагировать на информацию, полученную в ходе профилактического обхода, в том числе:

- о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду и о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без соответствующего оформления;

- по факту противоправного поведения жильцов дома;

- представляющую оперативный интерес для деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма [30].

При получении в результате профилактического обхода информации о лицах, которые могут быть причастны к совершению противоправных деяний, участковый уполномоченный своевременно докладывает аргументированным рапортом на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне

При непосредственном обнаружении в действиях лиц признаков преступлений участковый уполномоченный принимает меры к пресечению противоправного деяния и задержанию (преследованию) подозреваемых в их совершении, а также незамедлительно информирует оперативного дежурного территориального отдела МВД России на районном уровне о произошедшем, при необходимости оказывает помощь пострадавшим, устанавливает свидетелей и очевидцев, и в дальнейшем принимает необходимые меры по охране места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

Здесь представляется необходимым отметить, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение противоправных действий, предусмотренных ст. 205—206, 208, 211, 220—221, 277—280, 282.1—282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее — УК РФ). В свою очередь, за осуществление экстремистской деятельности граждане несут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 280, 282, 281.1, 281.2 УК РФ, а также административную — в соответствии со ст. 20.3, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3].


Участковый уполномоченный, участвуя в предупреждении терроризма и экстремизма, также про водит индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями граждан, состоящими на профилактическом учете.

В рамках рассматриваемой тематики, стоит обратить внимание на следующие категории лиц, сведения о которых заносятся участковым уполномоченным в паспорт на административный участок:

- освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом;

- осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, или которым назначено наказание в виде лишения свободы условно;

- ранее судимых;

- находящихся в розыске, из числа проживающих на административном участке;

- входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершивших административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность [25].

При этом участковый уполномоченный не реже одного раза в квартал проводит с указанными лицами, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения противоправных деяний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участковый уполномоченный полиции является одним из тех субъектов, участвующих в мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма в масштабе закрепленного за ним административного участка, на которого законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предупреждению и пресечению указанных угроз национальной безопасности, а также которому государством делегированы значительные полномочия, позволяющие обеспечить необходимый уровень охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на вверенной ему территории.

Для достижения указанных целей представляется необходимым обеспечить, во-первых, должную подготовку сотрудников полиции, замещающих должности старшего участкового уполномоченного и участкового уполномоченного полиции, а также назначаемых на эти должности, направленную как на приобретение ими достаточных знаний, основных на положениях рассмотренных выше нормативных правовых актов, так и на выработку профессиональных умений и навыков, и, во-вторых, разработку соответствующих практических рекомендаций, содержащих, в том числе, алгоритмы действий указанных должностных лиц полиции в различных ситуациях, связанных с осуществлением мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма.


Заключение
Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Противостояние возрастающей в последнее время угрозе терроризма должно базироваться на хорошо спланированном комплексе скоординированных усилий антитеррористической направленности всего мирового сообщества в целом, а также органов внутренних дел РФ как гаранта общественного порядка. Основой обеспечения эффективной системы предупреждения является организация разветвленной системы мер по разработке и реализации антитеррористических общегосударственных комплексных программ, включающих в себя различные правовые, идеологические и иные аспекты.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, названные мной ранее федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства, Стратегия национальной безопасности до 2020 года, Военная доктрина, Концепция противодействия терроризму, Стратегия противодействия экстремизму до 2025 г., а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области .

Исследуя вопросы профилактики указанных угроз, необходимо напомнить, что основополагающим принципом противодействия терроризму в нашем государстве является приоритет мер его предупреждения. Кроме того, одним из основных направлений противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности (в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению), а также на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности со стороны общественных и религиозных объединений, других организаций и физических лиц.


Поскольку в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, то такие объединения могут быть ликвидированы, а деятельность, повлекшая за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. По аналогичным основаниям возможно прекращение экстремисткой деятельности соответствующих средств массовой информации.

Участковый уполномоченный полиции является одним из тех субъектов, участвующих в мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма в масштабе закрепленного за ним административного участка, на которого законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предупреждению и пресечению указанных угроз национальной безопасности, а также которому государством делегированы значительные полномочия, позволяющие обеспечить необходимый уровень охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на вверенной ему территории.

Для достижения указанных целей представляется необходимым обеспечить, во-первых, должную подготовку сотрудников полиции, замещающих должности старшего участкового уполномоченного и участкового уполномоченного полиции, а также назначаемых на эти должности, направленную как на приобретение ими достаточных знаний, основных на положениях рассмотренных выше нормативных правовых актов, так и на выработку профессиональных умений и навыков, и, во-вторых, разработку соответствующих практических рекомендаций, содержащих, в том числе, алгоритмы действий указанных должностных лиц полиции в различных ситуациях, связанных с осуществлением мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма.
Библиографический список


Нормативно-правовая литература


  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

  4. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета, № 138-139, 30.07.2002.

  5. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 48, 10.03.2006.

  6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

  7. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета, № 65, 27.03.201.

Литература


  1. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М., «Щит-М», 2016. – 206 с.

  2. Бахрах Д.Н. Административное право России. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. - 620 с.

  3. Бачурин А.Г. Организация работы участкового уполномоченного полиции при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2014. – 123 с.

  4. Виноградов А.Ф. Административная юрисдикция органов внутренних дел. - М.: Право, 2016. – 230 с.

  5. Гришаков А.Г. Деятельность участкового уполномоченного полиции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. - 180 с.

  6. Гришаков А.Г. Особенности профилактического обхода административного участка, осуществляемого участковым уполномоченным полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2018. - № 1 (34). - С. 188-196.

  7. Денисенко В.В. Правовые основы и особенности административноделиктной юрисдикционной деятельности российской полиции: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы ІV Всероссийской научнопрактической конференции, 29 мая 2015 г./ редкол.: В.В. Грицай, В.В. Денисенко, О.В. Шкеля, М.Е. Труфанов, А.С. Шиенкова. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. - 2015. - С. 11-14

  8. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. - М.: ВНИИ МВД России, 2013. - 240 с.

  9. Зырянов И.В. Правовое положение участкового уполномоченного полиции // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 4. - С. 29-32.

  10. Ишмуратов П.Н. Деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике терроризма и экстремизма // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 135-138.

  11. Кокорев А.Н., Лаврентьева М.С. Организация деятельность участковых уполномоченных полиции. - М.: МосУ МВД России, 2018. - 213 с.

  12. Мацыков А.Я. Координация борьбы с преступностью - новый поворот // Законность. - 2017. - № 3. - С. 6-10.

  13. Мягков А.В. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с иными службами и подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными органами. – Барнаул: Право, 2015. - 128 с.

  14. Ольховников Ю.Н. Управление деятельностью служб общественной безопасности. - М.: Юристъ, 2017. – 234 с.

  15. Поликарпов Д.И. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции в жилом секторе по предупреждению террористической угрозы и экстремистских проявлений // Юристъ-Правоведъ. - 2019. № 3. - С. 122-128.

  16. Попова О.А. Об определении качества предварительного расследования // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. - № 2. - С. 16-20.

  17. Равнюшкин А.В., Швецов Б.Ф. Противодействие участковыми уполномоченными полиции правонарушениям, совершаемым в сфере экстремизма. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. - 220 с.

  18. Ростовщиков И.В. Право личности в России: их особенности и защита органами внутренних дел. - Волгоград, 2017. - 230 с.

  19. Сандугей А.Н. Настольная книга участкового уполномоченного полиции. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2016. – 160 с.

  20. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. - М.: Право, 2016. – 429 с.

  21. Старостин А.А., Яценко Ж.Д. Вопросы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с подразделениями лицензионноразрешительной работы Росгвардии по контролю за соблюдением гражданами законодательства российской федерации в области оборота оружия // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2018. - № 1. - С. 32-36.

  22. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера. Аналитический обзор. – Саратов, 2013. – 178 с.

  23. Чекалина О.В. Административно-юрисдикционный процесс. - М.: Юристъ, 2015. - 230 с.

  24. Чепрасов М.Н. Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности. - М.: Академия управления МВД России, 2017. - 170 с.

  25. Шергин А.П. Административная юрисдикция. - М.: Право, 2019. - 420 с.