Файл: Тема Процесс обучения общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


по дисциплине ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Тема Процесс обучения: общая характеристика

Содержание


Содержание 2

Введение 3

1. Понятие процесса обучения 5

1.1 Неоднозначность определения понятия процесса обучения 5

1.2 Этапы усвоения учебного материала 7

1.3 Функции процесса обучения 9

1.4 Изменение понимания процесса обучения в дидактике с ее развитием 10

2. Компоненты процесса обучения 13

2.1 Цели процесса обучения (целевой компонент) 13

2.2 Принципы обучения 14

2.3Содержание процесса обучения 15

2.4 Методы обучения 17

2.5 Средства обучения 18

2.6 Формы обучения 19

Заключение 21

Список литературы 23

Введение


Обучение и воспитание являются основными компонентами педагогического процесса. Обучение обеспечивает приобретение знаний, умений и навыков учащимися, а воспитание помогает развить у учащихся правильные моральные ценности и навыки общения. Обучение и воспитание протекают в единстве и взаимосвязи, но имеют свои собственные особенности и значение. Поэтому в педагогике часто рассматривают их отдельно, анализируя специфику каждого компонента.

Дидактика изучает теоретические основы обучения, чтобы создать эффективные способы преподавания и обучения. Это важная отрасль педагогики, которая фокусируется на том, как усваиваются знания, умения и навыки, а также формируются убеждения учеников. Дидактика также занимается изучением структуры и объема учебного материала, а также разработкой методов и организационных форм обучения. Цель дидактики – улучшить образование и повысить эффективность учебного процесса.

Процесс обучения является ключевым элементом педагогического процесса, в котором учащиеся усваивают знания, умения и навыки, а также формируют личностные качества, которые помогают им адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Процесс обучения конструируется специально и осуществляется в совместной деятельности педагога и ученика. Обучение невозможно без участия человека и без его деятельности.

Процесс обучения существует исторически давно, и его возникновение связано с необходимостью передачи новому поколению накопленного обществом знания и опыта. В архаичных обществах обучение и воспитание слиты в одно целое и входили в повседневную жизнь человека. Со временем обучение выделилось из традиционной жизненной деятельности и стало отдельной сферой деятельности, занимающейся передачей знаний и навыков. Для обучения создавались специальные социальные институты – школы, а также профессионально подготовленные педагоги.


Дидактика исследует процесс обучения, который специально организовывается и проводится с целью усвоения знаний, умений и навыков. Дидактика стремится улучшить качество образования, разработав более эффективные способы организации учебного процесса, как в самом учебном заведении, так и вне его.

В процессе обучения возникают противоречия, которые являются движущей силой данного процесса. Центральным противоречием является конфликт между реальными возможностями ученика усвоить недостающие знания и его потребностями в этом. Это противоречие проявляется и в других конфликтах: между старым и новым знанием, обыденными и научными знаниями, учебно-познавательными действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков и умений. Разрешение этих противоречий способствует успешному усвоению знаний учеником.

Обучение – это процесс, который организуется специально с целью усвоения знаний, умений и навыков. Воспитание – это процесс, в ходе которого формируются личностные качества человека. Образование – это общее количество знаний, умений и навыков, которые получает человек в процессе обучения и воспитания. Развитие – это изменение личности человека в результате его взаимодействия с окружающим миром. Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с другими видами деятельности, такими как воспитание, образование и развитие. При этом обучение сосредоточено на усвоении знаний, умений и навыков, воспитание – на формировании личностных качеств, образование – на получении общего количества знаний, умений и навыков, а развитие – на изменении личности человека. Эти четыре процесса взаимодействуют и помогают один другому в развитии человека.

Одной из важных закономерностей процесса обучения является то, что он должен строиться изнутри, то есть учитывать интересы, потребности и возможности учащихся. Это позволяет сделать обучение более эффективным, так как помогает сфокусироваться на темах, которые более значимы для каждого ученика индивидуально. Также очень важно создавать условия для творческого развития учащихся, предоставляя им возможность испытывать, исследовать и применять новые знания на практике. Это помогает углубить и укрепить их усвоение, а также развивает у
учащихся навыки критического мышления, самостоятельности и творческого подхода.

Изучение процесса обучения и его характеристик является важным направлением в дидактике, отрасли педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования. Это позволяет определить закономерности усвоения знаний, умений и навыков учащимися, а также совершенствовать методы и организационные формы обучения. Особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на эффективность обучения, таких как методы преподавания, материалы и инструменты, используемые для обучения, а также психологические и социальные характеристики учащихся. Изучение процесса обучения позволяет разработать более эффективные и прогрессивные методы обучения, которые будут учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать их развитию. Дать общую характеристику процесса обучения – это цель данной работы.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Дать понятие процесса обучения.

  2. Рассмотреть компоненты процесса обучения: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы обучения

В основе методологии данной работы лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. В исследовании использовались методы анализа документов и литературы, сравнительный анализ.

1. Понятие процесса обучения

1.1 Неоднозначность определения понятия процесса обучения


В дидактике процесс обучения рассматривается как совокупность действий, направленных на достижение какого-либо результата в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Дидактика изучает проблемы обучения и образования, чтобы определить закономерности усвоения знаний учащимися и совершенствовать методы и организационные формы обучения. Существует несколько подходов к изучению процесса обучения, каждый из которых фокусируется на различных аспектах и принципах обучения. Однако все они имеют общую цель – улучшение качества обучения и повышение эффективности усвоения знаний учащимися.

Процесс обучения в классической дидактике изучался Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, В.И. Загвязинским, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, В. Оконем, М.Н. Скаткиным и др. Единого определения процесса обучения в дидактике нет. В 60–70-е годы прошлого века четких определений процесса обучения в учебниках не давалось, приводилось его описание[7].

В учебном пособии «Дидактика средней школы» под ред. М.Н. Скаткина также отмечается, что обучение «протекает», «осуществляется», «реализуется», это значит, что оно существует в постоянном движении, развитии, динамике. Обучение – деятельность, следовательно, процесс обучения – это смена состояний системы деятельности [2].

Сейчас можно наблюдать стремление к четкости в определении процесса обучения, но неоднозначность понимания данного дидактического феномена сохраняется. Ключевыми словами в определениях являются «деятельность», «взаимодействие».

В.В. Краевский пишет: «Под обучением понимается совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее подготовка к участию в жизни общества путем приобщения ее к социальному опыту». И ниже: «Обучение–организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества» [7].

В современной педагогике обучение рассматривается как системно-активный и комплексный процесс. Он включает в себя не только усвоение знаний, но и формирование умений и навыков, развитие личностных качеств, приобретение культурных ценностей. Обучение предполагает также постоянную активность учащихся и образовательной организации, которая организует и направляет процесс обучения. Процесс обучения обычно оценивается по результатам, которые он приносит. Эти результаты могут быть измерены в виде изменений в знаниях, умениях и навыках учащихся, а также в изменениях в их поведении и личностном развитии. Цель процесса обучения – это формирование у учащихся компетентности в определенной области знаний и умений, которая позволит им успешно приспособиться и функционировать в современном мире [6].


Процесс обучения должен быть планируемым, структурированным и целенаправленным, чтобы обеспечить эффективное усвоение знаний и развитие навыков у учащихся. Обучение должно быть адаптировано к индивидуальным особенностям учащихся и их нуждам, чтобы они могли максимально эффективно воспринимать и усваивать информацию. Также важно, чтобы процесс обучения был интересным и мотивирующим для учащихся, чтобы они хотели учиться и развиваться. Это может быть достигнуто через разнообразные методы и подходы к обучению, а также созданием позитивной и поддерживающей учебной среды. Также важно обеспечить регулярную обратную связь и постоянный мониторинг прогресса учащихся, чтобы исправлять недостатки и улучшать эффективность обучения.

Обучение – это совместная деятельность преподавателя и ученика, в которой оба стороны играют важную роль. Преподаватель имеет знания и опыт, которые может передать ученику, а ученик имеет способность активно учиться и применять полученные знания в жизни. Несмотря на то, что преподаватель имеет больше опыта и знаний, ученик также важен в процессе обучения и несет ответственность за свое учение. В ориентированном на личность обучении ученик играет более активную роль, делает осознанные выборы и отвечает за свои действия.

Итак, процесс обучения –целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач образования и развития личности. Иногда в определениях отмечается, что это – взаимосвязанная деятельность, тем самым подчеркивается, что деятельность учителя и деятельность учащихся связаны друг с другом.

Это означает, что деятельность учителя влияет на деятельность учащихся, а также наоборот, ученики влияют на процесс обучения своими действиями и реакциями.

понятия «процесс обучения» и «обучение» употребляются как синонимы в дидактике. Однако между этими понятиями существуют различия. Процесс обучения является более строгим и научным термином, чем обучение, который широко используется в повседневной речи. Учебный процесс также связан с обучением, но он обычно употребляется в контексте получения знаний, навыков и умений в учебном заведении.