Файл: Тема Процесс обучения общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие «процесс обучения» обозначает некий абстрактный процесс, который включает в себя цели, содержание, методы и т. д. Понятие «учебный процесс» более конкретно и относится к конкретному образовательному учреждению [5]. Он включает в себя все составляющие, связанные с обучением в этом учебном заведении, такие как программы, методы и методики обучения, стандарты оценки и т. д.

Отметим, что обучение в классической дидактике рассматривается как составная часть образования, которое понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, о чем сказано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7].

Для того, чтобы ученик стал образованным, ему необходимо приобщить к социальному опыту. Это позволит ему встроиться в существующую систему социальных отношений и получить возможность участвовать в общественном жизни. Образование не только позволяет человеку выжить в обществе, но и дает ему инструменты для его развития и прогресса. В процессе обучения ученик получает необходимые знания и навыки, которые помогут ему освоить социальный опыт и успешно функционировать в обществе.

В процессе обучения можно выделить единичную ячейку, которая состоит из трех взаимосвязанных составляющих: учителя, ученика и содержания образования. Эти три фактора взаимодействуют между собой в процессе обучения, и их отношения определяют результаты обучения. Учитель организует процесс обучения, подбирает методы и средства обучения, а ученик активно участвует в процессе изучения материала, применяя свои умственные способности. Содержание образования представляет собой конкретный материал, который обучается учеником с целью получения новых знаний и умений. Содержание образования может быть различным, в зависимости от возраста и интересов ученика, а также от темы и направления обучения. В общем случае, процесс обучения может быть описан как динамический и интенсивный процесс, в котором учитель и ученик взаимодействуют друг с другом, чтобы достигнуть определенных целей обучения.


Присвоение содержания образования – это процесс изучения и усвоения материала учеником [2]. Это может производиться с помощью различных методов обучения, таких как практические занятия, консультации, самостоятельное изучение и т.д.

Ученик должен показать, что он понимает содержание и может применить его в жизни. Учитель может использовать различные методы оценки, чтобы оценить уровень понимания учеником содержания образования. Это позволяет учителю оценить успехи ученика в процессе обучения и корректировать методы и средства обучения, если это необходимо.

Взаимодействие учителя, ученика и содержания образования – это сердце процесса обучения. Без этого взаимодействия процесс обучения был бы неэффективным и не принес бы желаемых результатов (рисунок 1).



Рисунок 1. Структура единичной ячейки процесса обучения

Движущими силами процесса обучения являются потребность в знаниях и умениях у ученика, а также желание учителя помочь ученику получить эти знания и умения. Это противоречие между потребностями и возможностями побуждает ученика посвятить время и усилия в изучение материала, а учителя – в организацию эффективного процесса обучения [3]. Таким образом, противоречие является движущей силой, которая способствует развитию и успешному завершению процесса обучения.

В процессе обучения ученик получает знания, навыки и умения, которые помогают ему удовлетворить свои потребности и решить поставленные перед ним задачи. Противоречие между потребностями и имеющимися возможностями их удовлетворения является движущей силой процесса обучения, которое помогает ученику развить свои умственные способности и получить новые знания и навыки. В процессе обучения учитель играет важную роль, организуя и направляя обучение, выбирая эффективные методы и средства обучения, а ученик активно участвует в процессе изучения материала и применения своих умственных способностей. Содержание образования является объектом изучения и воздействия учителя и ученика, обеспечивая необходимую информацию для развития умений и навыков ученика. В итоге процесс обучения позволяет ученику получить новые знания, навыки и умения, которые могут помочь ему в жизни и подготовить к соответствующим профессиональным требованиям. В процессе обучения учитель и ученик взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией и опытом, что помогает повысить эффективность процесса обучения.


Социальные мотивы учения могут играть важную роль в процессе обучения, особенно в первый период школьного воспитания. Ученики часто хотят заслужить одобрение и поощрение учителя, завоевать признание и любовь родителей, проявить себя в классном коллективе. Эти потребности могут стимулировать ученика к активному участию в процессе обучения и к постановке себе высоких целей [1]. Однако, если процесс обучения становится слишком напряженным и неадекватным, то социальные мотивы учения могут превратиться в источник давления и стресса для ученика. В таком случае важно, чтобы учитель и воспитатели оказывали поддержку и помогали ученику найти баланс между напряженностью и эффективностью процесса обучения. Общий подход к обучению должен быть ориентирован на развитие индивидуальных умственных способностей ученика, а не только на получение хороших оценок и поощрений.

1.2 Этапы усвоения учебного материала


Классическое представление об идеальном процессе обучения таково: учитель помогает ученику развить критическое мышление, формировать способности к анализу и синтезу, поддерживает интерес к изучаемому материалу, а также помогает ученику адаптироваться к учебной среде и найти свое место в классе. В ходе процесса обучения ученик приобретает новые знания, навыки и умения, которые будут полезны и пригодны для использования в дальнейшей жизни.

Процесс обучения опирается на психологические закономерности, тесно связанные с процессом усвоения знаний. Усвоение знаний происходит в ходе учения, т.е. активной деятельности ученика. Деятельность учителя учитывает закономерности усвоения [4].

Эти закономерности включают в себя такие вещи, как активность ученика при изучении материала, структурированность учебного процесса, индивидуализация подхода к обучению, мотивация ученика и другие факторы. Целью учителя является подбирать методы и средства обучения, которые будут наиболее эффективны для ученика в конкретной ситуации, чтобы помочь ему усвоить материал и развить свои умственные способности.

Усвоение учебного материала начинается с его восприятия. В психологии ощущение и восприятие выделяются в качестве мыслительных процессов. Ощущение – это непосредственное отражение отдельных свойств предмета или явления, например его цвета, формы, текстуры и т.д. Восприятие, с другой стороны, отражает предмет или явление как целое, то есть в соотношении с другими свойствами и отношениями [7]. Например, при восприятии картины мы видим не только цвета и линии, но и смысловую нагрузку, которую несет в себе картина.

Восприятие учебного материала является важным этапом в процессе его усвоения. Чем глубже и эффективнее восприятие, тем лучше ученик сможет запомнить и понять предлагаемый материал. Для этого важно, чтобы учитель создавал условия, позволяющие ученику воспринимать материал глубже и на более высоком уровне, например, с помощью практических занятий, визуальных или аудиовизуальных материалов, интерактивных заданий и т.д.


Также важно помочь ученику сформировать познавательные потребности, которые будут стимулировать его к активному участию в процессе обучения и к дальнейшему самостоятельному развитию. Это может помочь ученику стать более активным и заинтересованным в обучении, а также способствовать развитию его критического мышления и умения поиска информации. В целом, хорошо продержанное обучение помогает формировать у учеников навыки и знания, необходимые для успешной учебы и жизни в целом. Это также помогает развить у учеников умение учиться самостоятельно, а также помогает формировать у них позитивное отношение к обучению и желание учиться всю жизнь.

Усвоение учебного материала зависит от многих факторов, в том числе от способа восприятия. Каждый человек имеет свою собственную систему восприятия, которая может быть аудиальной, визуальной или кинестетической. Оптимальным способом восприятия является тот, который наиболее удобен для конкретного ученика, однако необходимо развивать и другие способы восприятия, чтобы улучшить усвоение информации.

Следующий этап усвоения – осмысление учебного материала. Осмысление включает в себя активное изучение учебного материала, с целью понять его смысл и значение [5]. Это может включать постановку вопросов к учебному материалу, анализ его содержания, сравнение с другими источниками информации и т.д. Целью осмысления является получение более глубокого понимания учебного материала и улучшение способности к его применению на практике.

Заключительный этап усвоения – запоминание. Он начинается уже в процессе осмысления, переработки материала. Заключительный этап – запоминание, которое состоит в фиксации информации в памяти [4]. Важность повторения в учебном процессе состоит в том, что оно помогает улучшить запоминание информации и предотвратить ее забывание. когда ученик изучает новые способы действий, и затем применяет их на практике, у него формируются умения и навыки. Для того чтобы улучшить эти навыки, необходимо повторять усваиваемые действия, чтобы они стали более устойчивыми и легко используемыми. Таким образом, повторение является важным элементом успешного обучения и формирования умений и навыков.

Дидактический цикл процесса обучения – это методический подход, который обычно включает пять структурных звеньев: