Файл: Тема Процесс обучения общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В постмодернистской эпохе широко принято использование различных моделей процесса обучения, которые сосуществуют вместе и взаимодополняются. Это могут быть модели, основанные на традиционном "знаниевом" подходе, на деятельностном, компетентностном, культурологическом и технологическом подходах [3]. Важно, чтобы модели процесса обучения и оценки результативности были согласованы и соответствовали друг другу. Если модель процесса обучения и оценки результативности не согласованы и не соответствуют друг другу, то обучение может быть неэффективным и непродуктивным.

Эти модели обучения обычно создаются с целью решения конкретных задач и достижения определенных результатов в образовании [1]. Например, модель деятельностного подхода фокусируется на решении практических задач и активном участии ученика в процессе обучения, в то время как модель компетентностного подхода стремится развить в ученике определенные навыки и компетенции, необходимые для успешного выполнения определенных задач.

Оценка качества знаний учащихся, проведенная в международном исследовании PISA, может показать неудовлетворительные результаты, если процесс обучения проходил в традиционном «знаниевом» подходе, не ориентированном на формирование метапредметных результатов и решение практических жизненных проблем [4]. Это может указывать на недостаточную эффективность такого подхода к обучению и необходимость разработки более современных методов, которые более эффективно подготовят учащихся к жизни в современном обществе.

Заметим, что представление о процессе обучения в дидактике с течением времени изменялось: в начале дидактика была ориентирована на поведение учеников и построение обучающих процессов, которые стимулируют их усвоение информации. Со временем представление о процессе обучения стало более системным и учитывает не только поведение учеников, но и методы и инструменты, используемые в процессе обучения.

Изменение представлений о процессе обучения отражает смену фокуса в педагогике с педагогического воздействия на ученика на активное участие ученика в процессе обучения. В первом подходе учитель был субъектом обучения, а ученик - объектом, который получал знания от учителя. Во втором подходе учитель все еще играет важную роль в преподавании знаний, но ученик также участвует активно в процессе обучения, а не просто принимает знания, предоставленные учителем. Этот подход учитывает индивидуальные особенности ученика и ставит центральным заданием помощь ученику в развитии умений и навыков самостоятельного обучения [3].


В современной дидактике важно не только стимулировать усвоение информации, но и формировать умения и компетенции учащихся, а также учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика. Поэтому в настоящее время дидактика стала более системной и интегративной наукой, которая изучает все аспекты процесса обучения.


2. Компоненты процесса обучения

2.1 Цели процесса обучения (целевой компонент)


Цель обучения является важным компонентом любого образовательного процесса. Цель обучения определяет, что именно нужно достигнуть с помощью обучения, и помогает сформировать план действий для достижения этой цели [7]. Цель может быть разной для разных людей и ситуаций, но она всегда должна быть четко определена и соответствовать индивидуальным потребностям и целям учащихся. Это позволяет учителю и ученику сосредоточиться на достижении конкретных результатов и измерять успех обучения. Определение цели также помогает составить план обучения, который будет эффективным и соответствующим индивидуальным потребностям ученика. В конечном счете, четкое определение цели обучения помогает обеспечить успешное обучение и развитие ученика.

Общую цель образования, как уже было отмечено, определяет общество. Она отражается в государственных документах, а затем конкретизируется в учебных программах и образовательных стандартах. Общей целью образования является подготовка людей к жизни в обществе, приобретение знаний, умений и компетенций, необходимых для успешной интеграции в общество. Также образование играет роль в развитии личности, формировании лидерских качеств и воспитании ответственного отношения к обществу.

Кроме общей цели образования, каждый учитель формулирует цели и задачи каждого урока и каждого предмета. Эти цели и задачи определяют, какие конкретные знания, умения и навыки ученики должны приобрести в ходе обучения. Цели и задачи дают направление обучению и помогают учителю планировать и организовывать занятия так, чтобы ученики максимально эффективно приобретали необходимые знания и умения.

В процессе обучения и при проведении каждого учебного занятия реализуются три основных группы целей, которые называются:

  1. Общие цели образования: эти цели отражают общую цель образования и касаются всех учеников, независимо от предмета или конкретного урока. Они могут включать в себя цели такие как: развитие личности, формирование лидерских качеств, обучение ответственному отношению к обществу и другие.

  2. Цели по пре предмету: эти цели конкретно касаются определенного предмета, который изучается в данном учебном занятии. Например, цели по математике могут включать в себя умение считать, решать примеры, понимание основных понятий и правил математики и т.д.

  3. Цели для каждого ученика: эти цели конкретно направлены на развитие каждого ученика индивидуально, и могут включать в себя такие вещи, как улучшение оценок, развитие определенных умений или навыков, подготовка к конкретному экзамену или иному важному событию. Эти цели должны быть обсуждены с учениками и подготовлены специально для каждого индивидуально.


В общем, цели обучения имеют различные уровни и разнообразные формы. Они могут включать в себя общие цели образования, цели по конкретному предмету и цели для каждого ученика индивидуально. Эти цели должны быть учтены при проведении учебного занятия и включены в планирование и организацию урока [5]. Это позволит учителю иметь определенную картину в голове, которая поможет ему создать успешную и полезную учебную среду для своих учеников. Также это поможет ученикам сформулировать свои собственные цели и достигать их, повышая мотивацию и успеваемость. Определение целей обучения является важным шагом в процессе планирования урока и дает учителю направление для его проведения [2].

Планирование и организация урока являются важными этапами преподавания. Это позволяет учителю иметь четкое представление о том, что он хочет донести до учеников, и спланировать урок таким образом, чтобы достичь этой цели.

2.2 Принципы обучения


Современная дидактика основана на принципах, таких как индивидуальность, компетентность, активность, коммуникативность, критическое мышление и познавательное удовлетворение [7]. Эти принципы обеспечивают обучение, которое адаптировано к индивидуальным нуждам, целям и способностям ученика, фокусируется на развитии компетентностей, поощряет активное участие ученика в процессе обучения, стимулирует развитие коммуникативных навыков и критического мышления, а также обеспечивает познавательное удовлетворение учеников.

Современная дидактика предполагает интеграцию этих принципов в процесс обучения и использование различных методов, таких как проектно-ориентированное обучение, коллективное обучение, интерактивные методы обучения, кейс-стади и другие, чтобы развивать компетентности учеников и улучшать качество их образования [7].

В современной дидактике много упоминается о таких принципах обучения, как:

  • сознательность, активность и самостоятельность учащихся, компетентности и коммуникативности. Эти принципы составляют основу для эффективного и современного обучения. Сознательность в обучении означает, что ученик должен осознавать цели и задачи своего обучения, а также практическое значение информации, которую он получает. Это позволяет ученику формировать мотивацию и целеустремленность, а также помогает ему выбирать самостоятельно способы обучения и достижения целей. Активность в обучении означает, что ученик должен принимать участие в процессе обучения, выполнять задания и отвечать на вопросы учителя. Это позволяет ученику заинтересоваться изучаемым материалом и лучше его усвоить. Самостоятельность в обучении означает, что ученик должен уметь решать задачи и выполнять задания самостоятельно, без постоянного наблюдения и руководства учителя. Это позволяет ученику развить самостоятельное мышление, умение самостоятельно изучать новый материал и решать проблемы;

  • наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного в учебном процессе. Необходимо использовать разнообразные методы и техники обучения, которые позволят учащимся осознавать теоретические понятия в конкретной жизненной ситуации. Это может быть использование материально-предметных, наглядно-образных и других средств, практические задания, игры и т.д. Также важно учитывать индивидуальные уровни развития и творческие способности учащихся и давать им возможность самостоятельно осознать пройденный материал, применяя его в реальных жизненных ситуациях. Важно стремиться к тому, чтобы уроки были интересными и занимательными, позволяя учащимся активно участвовать в обучении. Это поможет им лучше понимать и запоминать пройденный материал, а также мотивировать их к дальнейшему развитию;

  • систематичности, последовательности и комплексности в обучении, Дидактика является наукой о методах обучения и воспитания. Одними из основных принципов дидактики считаются систематичность, последовательность и комплексность в обучении. Эти принципы составляют основу эффективного и качественного обучения. Систематичность означает, что обучение должно проходить в упорядоченной и логически связанной системе. Это помогает ученикам лучше понимать изучаемый материал и усваивать его быстрее;

  • обучения на высоком уровне трудности, что предполагает, что учитель должен предлагать ученикам задания и материалы, которые заставят их мыслить и развиваться, а не повторять информацию без анализа и обдумывания. При этом уровень трудности должен быть достаточно высоким, чтобы стимулировать развитие, но не таким высоким, чтобы ученики чувствовали себя неуверенно и отчаивались;

  • прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает, что ученик должен понимать материал и иметь навыки применения этого материала в различных ситуациях. Обучение должно быть направлено на развитие полноценных умений и навыков учеников, а не только на запоминание фактов и знаний. Обучение должно быть направлено на развитие полноценных умений и навыков учеников, а не только на запоминание фактов и знаний. Также важно стимулировать интерес учеников к материалу, предоставить им достаточно поддержки и ресурсов для успешного овладения информацией, а также предоставить им возможность проверить свои знания и умения в практических упражнениях и реальных ситуациях.;

  • группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает использование различных форм и методов обучения, которые могут быть подходящими для разных учеников с различными личностными особенностями и индивидуальными потребностями. Это может включать использование групповых работ, индивидуальных заданий, проектов и других форм обучения, которые подходят для разных учеников. Важно, чтобы учитель понимал особенности каждого ученика и мог применять различные подходы для достижения наилучших результатов;

  • гуманистической направленности обучения, что требует направления на полное развитие человека как личности, с учетом его интересов, потребностей, ценностей и т.д. Это может требовать от учителя учитывать индивидуальные особенности учеников и предлагать им методы и материалы обучения, которые будут для них наиболее эффективными. Это также может подразумевать создание условий для самостоятельного и творческого мышления учеников;

  • преемственности и перспективности в обучении, что предполагает определение оптимального порядка и плана обучения. Принцип преемственности говорит о том, что новые знания и умения, которые обучается ученик, должны быть связаны с тем, что уже изучено в прошлом. Этот принцип подразумевает, что учебный материал должен быть построен таким образом, чтобы ученики могли легко воспринимать новую информацию, используя свои предыдущие знания, умения и навыки.


Принципы обучения – это основные направления и идеи, которые лежат в основе учебного процесса. Они определяют основные цели и задачи обучения, а также способы их достижения. Принципы реализуются через соответствующие приемы и правила обучения и обеспечивают хорошие результаты учебного процесса [4]. Правила формируются в виде конкретных предписаний и рекомендаций, что делает их более гибкими и адаптируемыми к конкретным условиям обучения. Это позволяет создавать индивидуальные планы обучения, которые максимально эффективно соответствуют нуждам и потребностям учащихся.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8