Файл: Особенности формирования произношения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности формирования произношения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1 классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Однако не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход развития.
В классах для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида II отделения обучаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи - алалией, алалией осложненной заиканием, дизартрией, тяжелой дислалией сопровождающейся дисграфией и дислекцией при сохранном интеллекте и слухе. Программа школ имеют свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Программы построены с учётом специфики основного дефекта детей, что отражено, прежде всего в программе по русскому языку. Раздел «Произношение» (подготовительный – II классы) включает систематическую работу по овладению обучающимися произносительной стороны речи.
Состав обучащихся подготовительного, первого класса неоднороден. Часть детей решением городской медико-педагогической комиссии направляются из логопедических групп детских садов, из массовых школ, а так же дети с речевой патологией, не получающие ранее логопедической помощи. Общее недоразвитие речи у таких детей проявляется в позднем развитии. Опыт их речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, как звуковой, так и смысловой её стороны. Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и слоговой структуры слова, при увеличении речевой нагрузки общая смазанность речи. Речь детей характеризуется бедностью словаря. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения, Обращенную речь они понимают ограниченно
, в обиходе пользуются короткими аграмматическими фразами, допускают грубые ошибки в падежных окончаниях, в употреблении даже простых предлогов, нарушающих правила согласования.
Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановке, пропусках и добавлениях слогов, звуков в слоге, сокращении количества слогов. Поэтому они не готовы к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что осложняет обучение грамоте, приводит к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Произносительные затруднения ярко выражены в их самостоятельной речи. Они тормозят в овладении лексико-грамматической стороной речи, так как ребенок затрудняется в договариваниях значимых элементов слов. Их разговорная речь оказывается бедной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи, очень важной для обучения и усвоения детьми знаний, происходит в процессе обучения медленно.
Такие отклонения в речевом развитии требует специальной работы по их преодолению. Эта задача решается на специальных уроках произношения и индивидуальных занятиях.
На индивидуальных логопедических занятиях начинается работа по преодолению индивидуальных фонетико-фонематических затруднений с учетом особенностей нарушения речи. Большое внимание уделяется развитию подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата, уточнению произношения звуков в слогах, словах, развитию слухового внимания и элементарных навыков фонематического восприятия и звукового анализа. Таким образом, на индивидуальных занятиях создаются необходимые предпосылки для проведения работы на уроках произношения с использованием фронтальных методов коррекционного воздействия.
В начале обучения в классе с тяжелыми нарушениями речи особенно большое внимание уделяется полноценному фонематическому восприятию в процессе усвоения звуковой стороны речи.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия проводится обучение детей слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова отрабатываются в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Поэтому, развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется больше внимания, чем в массовой школе и порядок изучения звуков и букв (от правильно произносимых звуков к наиболее трудным по артикуляции) является иным. Усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Этап обучения грамоте и формирование произношения неразрывно связаны, так как вырабатывают у детей умение различать звуки на слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь при этом с условностями русской графики. Каждый звук вначале изучается на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение нужны с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
Работа по произношению на фронтальных занятиях ведется параллельно по двум направлениям, которые тесно связаны между собой:
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки, но исключения могут составлять дети с (алалией, выраженной дизартрией, ринолалией). На этих уроках осуществляется общедидактический принцип индивидуального подхода, в зависимости от разнородности этиопатогенетических механизмов нарушения произношения у обучающихся, то есть с учетом клиники нарушения речи. Так для дизартриков характерна истощаемость артикуляционных укладов, трудность удержания мышечного тонуса. У алаликов моторные трудности усвоения усугубляются не только аграмматизмом речи (смешением родовых форм прилагательных, глагольных форм и т.д.), но и нарушением восприятия.
Обучение делится на три этапа.
I этап-1,5 месяца
Одной из основных задач этого периода является развитие фонематического слуха. В этот период, учим детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности челюстей, губ,
языка, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков, от резко отличных до акустически и артикуляционно - близких. Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинетические и слуховые ощущения способствуют развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Учим детей не только слышать отдельные звуки в составе слога и слова, но и уметь определять их последовательность в слове и в слоге, членить слова на слоги. Все это имеет большое значение для овладения грамотой и предупреждения дисграфии.
Последовательность работы по овладению навыками звукового анализа и синтеза.
• выделение начального ударного гласного из слов (Аня, утка, осы);
• анализ рядов звуков из двух-трех гласных (а,у; а,и,у);
• анализ и синтез обратных слогов (ап, ат);
• выделение последнего согласного из слова (кот, мак, ком);
• выделение 1-го согласного при стечении согласных (стол);
• выделение последнего ударного гласного, который легко тянется (пальто);
• выделение слогообразующего гласного из односложных слов с последующим взрывным согласным (мак, сок);
• выделение слогообразующего гласного из слов (мох, пух);
• анализ и синтез прямых слогов (са, су);
• выделение первого согласного и слогообразующих гласных из слов (сани, совы);
• звуковой анализ слов (суп, нос).
Овладению звуковым составом слова способствует работа со схемами слов, которые являются дополнительной зрительной опорой.
II этап длится 1,5 -2 месяца.
В это время большое время уделяется дифференциации звуков по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Так же школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные (с опорой на графические схемы и отстукивание). На базе звуковой работы развиваются навыки деления слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
На III этапе продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих - шипящих, звонких - глухих).
По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, в соответствии с программой по развитию речи. Основная задача индивидуальных логопедических занятий в 1-3 классах – работа над звуковой стороной речи. Это комплекс артикуляционных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова и развитие фонематического восприятия.
В 1 классе на индивидуальных логопедических занятиях, прежде всего, развиваем моторику артикуляционного аппарата в соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения основная часть учащихся умела произносить изолированные звуки, намеченные для фронтального изучения.
Во 2 классе индивидуальные занятия используются для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для постановки звуков у вновь поступивших учеников. Так же выделяются следующие задачи:
а) преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи;
б) устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.
С 3 класса работа над произношением сводится коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях. Но так как речевой материал на всех уроках значительно усложняется, у некоторых учащихся обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями нужного падежа существительных, прилагательных и т.д. Поэтому основные этапы индивидуальной работы в этих классах таковы;
1 .Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний, связных текстов, так как для всех учащихся, имеющих моторную недостаточность и не имеющих нарушений функций артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического слуха, работа над выразительностью речи, дикцией, словесным ударением.
2.Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.При проведении занятий с этими детьми выполняются упражнения, направленные на развитие подвижности речевого аппарата, отрабатывается четкое произнесение гласных и согласных звуков в различных сочетаниях, систематически отрабатывается дефектный звук и проводится работа над внятностью речи.
3. При работе над устранением дисграфии, дислексии работа ведется по следующим этапам:
• уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме;
• дифференциация смешиваемых звуков;
• закрепление соответствующих графем;
• дифференциация смешиваемых букв;
• упражнения в чтении и письме слов и предложений, включающих отработанные звуки.
2. Преодоление аграмматизмов, то есть недостаточной сформированности грамматического строя речи, проявляющегося в неумении грамматически правильно изменять слова и строить с ними предложения, а так же, непонимании значения грамматических форм.
Особую трудность испытывают учащиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием при различении согласных по твердости-мягкости, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе языка.
Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного, а в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому, для предупреждения дисграфических ошибок на письме учим различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, а также гласные буквы: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е, а так же буква Ь.