Файл: Методическая разработка по учебной дисциплине Специальная подготовка Раздел 4 Переправы Тема Оборудование и содержание переправ в особых условиях. г. Новочеркасск 2010г Экз. Утверждаю.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Южно-Российский государственный
технический университет (НПИ)
Факультет военного обучения
Кафедра инженерных войск
ВУС 101100 – Применение понтонно - мостовых
и переправочно – десантных
воинских частей и подразделений
Методическая разработка
по учебной дисциплине Специальная подготовка
Раздел № 4 Переправы
Тема № 6. «Оборудование и содержание переправ в особых условиях».
г. Новочеркасск
2010г
Экз. №__ «Утверждаю»
Начальник военной кафедры ИВ
полковник А.Радченко
«___» ______________2010г.
Методическая разработка
по учебной дисциплине Специальная подготовка
Раздел № 4 Переправы
Тема № 6. «Оборудование и содержание переправ в особых условиях».
Автор: Чмут Ю.В.
Уточнено______________ Рассмотрено на заседании
________________ предметно- методической
комиссии кафедры
протокол №____от
«___»___________2010г.
г. Новочеркасск
2010г.
ПЛАН РАЗРАБОТКИ
Тема № 6. «Оборудование и содержание переправ в особых условиях.».
Учебные цели
Знать:
порядок оборудования и содержания переправ в особых условиях.
Уметь:
проводить занятия с личным составом подчиненных подразделений по оборудованию и содержанию переправ.
Расчет темы по занятиям:
Занятие 1Порядок оборудования и содержания мостовой переправы зимой.
Время: 2 часа
Вид занятия: лекция
Место: класс переправ
Занятие 2 Порядок проведения занятий с личным составом подчиненных подразделений по оборудованию и содержанию переправ.
Время: 2 часа
Вид занятия: практическое занятие
Место: класс переправ
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
В соответствии с программой на изучение темы отводится 4 часа аудиторного времени 2часа лекция, 2часа практическое занятие и 2 часа на самостоятельную работу.
Тема изучается на двух занятиях в ВУЗе.
Занятие 1 Лекция. Продолжительностью 2 часа, проводится в
классе. На этом занятии изучаются порядок оборудования и содержания переправ в особых условиях. Для более успешного восприятия материала преподаватель проводит занятие, используя плакаты, наглядные пособия, электрифицированные стенды, мультимедийный материал. В часы самостоятельной подготовки студентам выдаются задания для написания план-конспекта.
Занятие 2 Практическое занятие. Продолжительностью 2 часа, проводится в
классе. На этом занятии студенты практически проводят занятие по переправам, используя плакаты, наглядные пособия, электрифицированные стенды, мультимедийный материал.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Занятие 1. Порядок оборудования и содержания мостовой переправы зимой.
Время: 2 часа
Вид занятия: лекция
Место: класс переправ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
I Вступительная часть………………………………………………..5 мин.
II Основная часть……………………………………………………..80 мин.
1.Особенности организации оборудования и содержания переправы зимой…………………………………………………..………………..50 мин.
2. Особенности оборудования и содержания переправ горных рек ,широких
рек ,в ночных условиях…………………………………………………30мин.
III Заключительная часть…………………………………………….5 мин.
Материально-техническое обеспечение.
-плакаты, схемы;
-электрифицированный стенд «Инженерное оборудование переправы»
-мультимедийный проектор с набором слайдов.
Литература:
Мясоедов Е. «Форсирование рек»
Лысухин И.Ф. «Инженерное обеспечение форсирования рек»
Организационно-методические указания
При рассмотрении первого учебного вопроса используя мультимедийный материал рассказать особенности организации оборудования и содержания мостовой переправы зимой.
Излагая второй учебный вопрос используя мультимедийный материал рассказать особенности оборудования и содержания переправ горных рек ,широких рек ,в ночных условиях .Дать возможность записать основные положения. Проконтролировать ведение записей студентами. Закрепление материала производится опросом 2-3 студентов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
Занятие 1Порядок оборудования и содержания мостовой переправы зимой.
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Проверить наличие и готовность студентов к занятию. Провести опрос по пройденному материалу. Объявить тему, учебные цели, учебные вопросы и порядок их отработки.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Особенности организации оборудования и содержания переправы зимой
При форсировании рек в особых условиях выполняются все основные задачи инженерного обеспечения. Однако их выполнение имеет целый ряд отличий, которые обусловлены разнообразием береговых, русловых и климатических
особенностей, к которым относятся:
-
Ограниченное количество спусков к урезу воды; -
Заболоченные районы рек и слабые грунты берега; -
Легко размываемые и подвижные грунты берега; -
Крутые и обрывистые берега; -
Большие глубины реки; -
Большая ширина водной преграды; -
Сильное волнение и сильный низовой или верховой ветер; -
Резкие колебания горизонта воды; -
Лесосплав, ледоход или шуга; -
Ледяной покров; -
Горный характер реки.
Ввиду того, что русловые и климатические условия наибольшее влияние оказывают на оборудование и содержание переправ, в дальнейшем основное внимание будет уделено рассмотрению особенностей выполнения задач в этих условиях.
Зима оказывает существенное влияние на оборудование и содержание переправ. При устройстве переправ зимой необходимо учитывать ледяной режим, толщину и состояние льда, глубину снега, температуру воздуха и возможности противника по разрушению льда и созданию заграждений на водной преграде.
В период ледохода реки становится серьезным препятствием для наступающих войск. В это время резко возрастает скорость течения, часто изменяется горизонт воды, увеличивается ширина, изменяется профиль реки. Основным средством переправы в условиях ледохода являются самоходные переправочные средства и паромы, собираемые из парков, которые заранее оборудуются защитными приспособлениями.
Маневр переправочных средств среди плывущего с большой скоростью льда осложняется, снос переправочных средств затрудняет выдерживание заданного направления при движении к причалам и берегу в установленном месте -все это увеличивает сроки переправы.
Поэтому в условиях ледохода важно использовать не только десантно-переправочные средства инженерных войск, но по возможности и все штатные средства подразделений других родов войск на весь период переправы этих подразделений.
С целью обеспечения безопасности переправы все заграждения на берегу вблизи уреза воды, которые не могут быть сняты, должны ограждаться и обозначатся знаками, хорошо видимыми уже на середине реки, так как причаливающие к берегу и высадка в одном месте не всегда возможна. При наличие берегового прибоя или выброшенного на берег льда, следует такие места обходить, а при невозможности обхода, прибой или выброшенный на берег лед разрушать взры
вами. Плавающие машины при переправе в ледоход надо располагать на реке с таким расчетом, чтобы более маневренные и мощные гусеничные машины могли оказывать помощь более слабым колесным плавающим машинам.
Устройство плавающих мостов в период ледохода возможно только при ходе «снежуры», «шуги», «сала» и при более слабом ледоходе, когда размеры льдин не превышают величину пролета моста в свету для мостов на отдельных плывучих опорах.
Устройство паромных переправ возможно и при более крупных льдинах, но при скорости движения льда не более 1.5 м/сек.
Для наводки мостов в период ледохода и в предвидении его в период эксплуатации моста необходимо выбирать, по возможности, прямолинейные и не слишком узкие участки русла реки. Для облегчения наводки моста целесообразно выше по течению на расстоянии 1.0-1.5 км, от моста устраиваются боны из бревен для задержания льда. Эти же боны могут быть использованы и в период эксплуатации моста для его защиты. По мере накопления льда боны разводятся одновременно с мостом.
Исключительное внимание при содержание переправ в период ледохода уделяется за наблюдением состояния реки и ледохода, для чего выставляются речные заставы.
Одновременно применяются меры по защите плавающих машин, плавучих опор мостов и паромов от поражения льдом. Борта плавающих машин, понтонов и катеров защищаются досками 4-6 см. или жердями. Плавающие машины должны периодически очищаться от намерзающего льда.
ДЕСАНТНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ.
Десантные переправы - на плавающих танках, боевых машинах и плавающих бронетранспортерах, а также с применением переправочно-десантных средств организуются в том случае, если ледяной покров не позволяет осуществить переправу по льду.
При толщине льда менее 4 см. десантная переправа войск осуществляется как и в обычных условиях, когда ледяной покров отсутствует.
Майны в ледяном покрове устраиваются шириной 12-15 м. При большей толщине льда его разрушают взрывным способом. Съезды в воду и выезды на берег должны иметь ширину 6-7 м. И уклоны не более 6*. Переправу в майне осуществляют с верховой ее стороны. Машины двигаются друг от друга на расстояние 10-12 м. Очистка майны образованной взрывным способом, может производиться с помощью специально оборудованных плавающих транспортеров
ПТС.
Для подготовки к очистке майны с помощью ПТС необходимо:
-
Установить на ПТС козырьки к туннелю двигателя и обводной блок в средней части транспортера. -
Установить на противоположном берегу анкер с блоком, пропустить через блок трос - удлинитель и разложить его вдоль верховой майны. -
После установки транспортера включают его двигатели и битый лед, увлекаемый потоком воды от винтов транспортера уходит под ледяной покров. Двигатель должен работать в режиме 1500-1700 об/мин. Для предотвращения обмерзания туннели, винты и рули смазывают дизельным топливом, а кингстоны - консистентной смазкой.
Комендантская служба дополнительно ОБЯЗАНА:
-
Содержать в проездном состоянии подъездные пути и очищать их от льда, а обледенелые выезды (съезды) посыпать песком, гравием или щебнем. -
Очищать от льда аппарели и проезжую часть гусеничных плавающих машин (транспортеров). -
Периодически очищать майну от битого льда. -
Следить за ледяной обстановкой на водной преграде и принимать меры к сохранению переправляемой техники от повреждения льдом.
ПАРОМНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ.
Паромные переправы с использованием самоходных паромов ГСП и паромов из понтонно-мостовых парков ПМП при наличие ледяного покрова оборудуются в майнах. Уклоны на спусках к паромной переправе и выходах с нее должны быть:
-
для колесных машин - не более 6°; -
для гусеничных машин - не более 8°; -
ширина майны для ГСП должна быть не менее 30 м; -
для паромной переправы из парка ПМП целесообразно применять паромы грузоподъемностью 80-160 т.
Места швартовки паромов выбираются на участках реки, защищенных от движения скопления льдин и имеющих небольшие скорости течения воды.
Для защиты паромов от ударов плывущих льдин во время погрузки, разгрузки боевой техники целесообразно устраивать специальные защитные ограждения. Большую опасность для переправ представляют заторы льда. Поэтому в местах возможного возникновения заторов устраиваются посты со средствами связи. Для ликвидации заторов льда привлекают команды подрывников.
МОСТОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ ИЗ ПОНТОННЫХ ПАРКОВ ПМП.
Наплавные мосты из понтонных парков ПМП собирают в майне или на поверхности ледяного покрова с последующим разрушением льда. Сборка моста на поверхности ледяного покрова допускается при толщине его не менее 30 см. и