Файл: Особенности формирования произношения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начинается работа с правильного произношения и различения твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (в сочетаниях типа пы-пи, пилы-пили).

Упражнения подобраны по единой структуре и обязательно содержат смыслоразличительные задания, что приводит к обогащению словаря учащихся, формирует представление о рифмующихся словах.

Большое внимание уделяется системе упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок. Система упражнений построена с учетом основных дидактических принципов: от легкого к трудному, отпростого - к слож­ному. От сопоставления изолированных звуков (с указанием сходства и различия в артикуляции и звучании) к дифферен­циации фонем, по слуху и на письме. При уточнении артикуляции смешиваемых по звонкости-глухости согласных звуков обращается внимание детей на одинаковость артикуляционного уклада и разницу в работе голосовых связок. Поэтому при работе над дифференциацией глухих и звонких согласных ребенок опирается, во-первых, на кинестетические ощу­щения работы голосовых связок, во-вторых, на слуховое восприятие. Эта работа всегда опирается на внешнюю опорную схему слова с цифровым рядом. Затем выполняются задания на выделение звуков из собственной речи.

Применяется прием сравнения слов-паронимов, что ведет к уточнению и накоплению словарного запаса и практиче­ского овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

При работе над дифференциацией согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство (свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки) в первую очередь опираемся на разницу в артикуляционном укладе при произношении каж­дого из смешиваемых звуков и на слуховое восприятие этих звуков.

Последовательность работы:

1. Выделение заданного звука из позиции начала слова.

2. Нахождение места звука с опорой на внешнюю схему,

3. нахождение места звука по представлению

4. Дифференциации слов (сопоставление по смыслу и звучанию).

5. Различение на письме смешиваемых букв в словах и предложениях.

6. Словарная работа.

Таким образом, коррекционная работа на логопедических занятиях направлена на овладение произношением зву­ков, освоение звуко-слоговой структуры, выработку нормального темпа и плавности, закрепления эталонов правильного произношения. Речевая практика формирует языковые обобщения и отражает межпредметные связи между уроками развития речи, грамматики и правописания.


Литература

Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – МГЗПИ,1982.

Крылова Н.Л., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. Формирование произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи. М., Просвещение, 1993.


--