Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОЮЗ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И. К. ТОПОРОВ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

С.-Петербург, 1992

ЛЕНИНГРАДСКИЕ СОЮЗ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И. к. ТОПОРОВ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

С.-Петербург, 1992

Учебное пособие рекомендовано к изданию Бюро Ленинградского Союза специалистов по безопасности деятельности человека

Научный редактор профессор Русак О. Н.

И. к. ТОПОРОВ Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие

Изложены теоретические основы безопасности жизнедеятельности: в современной техно-социальной среде; приведены методические рекомен­дации .по формированию у учащихся сознательного и ответственного от­ношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; описаны правила поведения и действия в жизнеопасных ситуациях ава­рийного и криминогенного характера, а также в условиях вынужденного автономного существования и чрезвычайных ситуаций.

Предназначено для преподавателей основ безопасности жизнедея­тельности общеобразовательных школ, профтехучилищ и средних спе­циальных учебных заведений, а также тех, кто в той или иной мере за­нимается вопросами безопасности человека в различных сферах деятель­ности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ежегодно в нашей стране в различных областях деятель­ности происходят миллионы несчастных случаев, сотни ты­сяч из них заканчиваются трагически. Страдают люди всех возрастов и профессий. Государство несет громадные убыт­ки от аварий, катастроф, несчастных случаев.

Одной из причин неблагополучного положения является низкий уровень обучения безопасности деятельности на всех ступенях народного образования и серьезные упущения в воспитательной работе, проводимой в этом направлении.

По инициативе научной и педагогической общественно­сти в 1990 году в стране, принята программа непрерывного образования по вопросам безопасности жизнедеятельности, охватывающая дошкольное, школьное, профессионально-тех­ническое, среднее специальное и высшее образования, а так­же все формы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 и приказа Министерства образования РСФСР от 27 мая № 169 в государственных об­щеобразовательных учебных заведениях с 1 сентября 1991 г. введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельно­сти»*.

«Безопасность жизнедеятельности» - как учебная дис­циплина представляет собой область научных знаний, охва­тывающая теорию й практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) во всех сферах человече­ской деятельности.

Она решает три группы (блока) взаимосвязанных задач: идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием количественных характеристик и координат; за­щита от опасностей и ликвидация отрицательных последст­вий проявления опасностей.

Три группы задач образуют единую для всех категорий обучаемых (от дошкольников до специалистов высшей ква-

* В последующем требования этих документов распространены на профессионально-технические и средние специальные учебные заведения.

3

лификации) познавательно-методологическую схему препо­давания предмета «Безопасность жизнедеятельности».

В зависимости от целевой направленности обучения и об­разовательного уровня обучаемых каждый блок наполняется конкретным содержанием и доносится до обучаемых с помощыо адекватных методологических и научных средств.

Главная задача курса «Основы безопасности жизнедея­тельности» — формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие ..основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, опре­делять способы надежной защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь, а также ликвидировать последствия прояв­ления любых опасностей во всех сферах человеческой дея­тельности.

Становление безопасности жизнедеятельности как науч­ной дисциплины только начинается. Для современного её со­стояния в значительной мере характерно механическое объ­единение данных других наук, интуитивный подход к некотрым проблемам, отсутствие сформировавшегося понятийного аппарата, неустановившаяся терминология и определения, не определены по существу объект и предмет самой дисцип­лины и, как следствие, — отсутствие учебно-методического обеспечения новой дисциплины. Все это создаёт определен­ные трудности в преподавании нового курса в школе, ПТУ, техникуме и, в некоторой степени, является фактором его дискредитации.

Оказать помощь учителям, преподавателям в освоении нового курса служит данное учебное пособие.

При выборе структуры и определении, содержания посо­бия автор жестко не придерживался архитектоники времен­ной программы курса ОБЖД, нелишенной недостатков ста­новления дисциплины, а стремился представить материал системно, в логической последовательности, чтобы у читателя составилось цельное представление о предмете и объекте БЖД применительно к общеобразовательной школе. Вместе с тем все вопросы программы в той или иной степени нашли, свое отражение в учебном пособии.

Материал пособия, базирующийся на широком использо­вании как отечественных, так и зарубежных источников, дает достаточно полную картину о современном состоянии проблемы безопасности жизнедеятельности человека в со­временной техно-социальной среде. Он удачно скомпонован, 4 изложен просто и доходчиво, что делает его доступным для широкого круга читателей — от учителей начальных классов до преподавателей «Основ безопасности жизнедеятель­ности».

В связи с тем, что такая работа выполнена впервые, вполне естественно, что некоторые затронутые вопросы и ре­комендации носят постановочный характер и требуют даль­нейшего теоретического обоснования и практической про­верки.

Профессор Русак О. Н.



ВВЕДЕНИЕ

Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На заре человеческой цивилизации эти опасности были связаны с причинами природного характера. К этим опасностям в первую очередь необходимо отнести недоста­точный уровень питания человека и существенную зависи­мость его жизни от климатических факторов. Продолжитель­ность жизни, которая является интегральным показателем безопасности жизнедеятельности, для первобытного челове­ка составляла примерно 25 лет.

Повышение безопасности, т. е. совершенствование защиты от опасностей природного характера, становится одним из ведущих мотивов деятельности людей с первых шагов нашей цивилизации. Это достигалось развитием экономики, ис­пользованием достижений науки и техники и, соответственно, повышением качества жизни. Недостаток в продуктах пита­ний ликвидировался индустриализацией сельскохозяйствен­ной деятельности, созданием различных видов удобрений почвы, средств борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и т. д. Необходимость в защите от неблагоприятных природных воздействий обусловила выработку строительного умения, определила потребность в новых материалах и энер­гоисточниках. Эпидемии, в результате роста численности на­селения и повышения плотности его размещения в отдельных регионах, сделали необходимость коренного улучшения са­нитарно-гигиенических условий быта, быстрое развитие ме­дицины и фармакологической промышленности.

Другими словами, на протяжении всей истории своего су­ществования человеческая популяция, развивая экономику, создавала социально-экономическую систему безопасности, т. е. систему защиты от опасного. воздействия экологических факторов, обусловленных естественной средой обитания че­ловека — биосферой. Как следствие этого, уровень безопас­ности жизнедеятельности человека по мере развития цивили­зации постоянно возрастал. В настоящее время средняя про­должительность жизни человека в наиболее развитых стра­нах составляет около 77 лет.

Развитие науки и техники, обусловленное потребностью развития экономики, повышая социально-экономическую без­опасность общества, одновременно привело к появлению но­вых видов опасностей как для здоровья населения, так и для окружающей среды. Эти опасности техногенного происхож­дения были вызваны поступлением в окружающую среду от­ходов промышленного производства и промышленных про­дуктов, вышедших из употребления, необходимостью участия человека в профессиональной деятельности, обладающей разнообразными источниками неблагоприятного воздействия на его здоровье и т. д.

Таким образом, вторгаясь в природу, законы которой че­ловечество еще далеко не познало, и создавая все более мощные инженерные комплексы и технические системы, люди формируют новую, искусственную среду обитания — техносферу, закономерности функционирования которой им тем более недостаточно известны. Если еще учесть, что нрав­ственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, то становится оче­видным возрастание риска для здоровья и жизни современ­ного человека. В индустриально развитых странах несчастные случаи на дорогах, производстве и быту заметно возросли, нередки взрывы и пожары, разливы нефтепродуктов, токсич­ных веществ и другие катастрофические происшествия; чело­веку приходится считаться и с природными катастрофами, и аномальным поведением людей, и с преступностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических за­болеваний. Но если от заболеваний умирают в основном люди старших возрастов, то от несчастных случаев гибнут, главным образом, трудоспособные; статистика показывает, что травматизм является основной причиной смерти человека в возрасте от 2 до 41 года.


Человечество справилось с эпидемиями холеры, оспы, чумы, тифа, полиомиелита, изыскивает способы продления жизни, однако, как выясняется, научиться эффективно бо­роться с несчастными случаями, что не менее важно, так и не научилось. О том, что травматизм в наше время стал настоя­щим социальным злом и приобрел масштабы эпидемии, сви­детельствует статистика. Так, в 1990 году в СССР от ава­рий, пожаров, несчастных случаев и других причин по­гибло 325.973 человека, а около 20 млн. человек получили травмы. Такие обстоятельства вызваны рядом объективных: причин, хотя социальный строй, конечно, накладывает свой отпечаток. Во-первых, возросла цена ошибки; современному человеку приходится значительно дороже расплачиваться за свои ошибки, чем первобытному человеку. Во-вторых, изме­нилась адаптация человека к риску. В наше время техника настолько вошла в наш быт и в процесс труда, что человек порой забывает о том, что она является еще и источником высокой опасности. Один психолог остроумно заметил, что «городской житель в наше время больше боится мирно па­сущейся коровы или лошади, чем бешенно вращающегося вала машины или мчащегося навстречу автомобиля»1. Чело­век адаптируется и к нарушениям норм безопасного поведе­ния, а также правил техники безопасности в процессе труда. Ведь не каждое нарушение приводит к травме, порой для этого нужно сочетание определенных факторов (условий). Но такая кажущаяся безнаказанность приводит к дальней­шим нарушениям и в конце концов к печальной развязке.

При безусловной объективности и материальности опас­ностей, связанных с разнообразной деятельностью, они все же представляют потенциальную угрозу для человека.

Действительной опасностью является сам человек, и травматизм в деятельности отражает не волю случая или действие каких-то неподвластных человеку сил, а является следствием его собственных промахов и заблуждений. Конечно, определенное значение имеет повышенная подвержен­ность отдельных людей опасности несчастного случая, на что влияют неудовлетворительное состояние их здоровья, повышенная реакция на изменение ситуации, уровень утомления, ход течения эмоциональных процессов. Но в большинстве случаев — это результат отсутствия опыта деятельности в со­временной техно-социальной среде, пренебрежения к нормам и правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой легкомыслия. Первое проявляется в том, что человек не зна­ет, как надо поступить в той или иной жизнеопасной ситуа­ции, или знает, но не умеет это сделать. Второе — в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, что требует безопасность, или просто не хочет знать, что нужно делать для этого. Столкнувшись же с непредвиденными обстоятель­ствами, очутившись в сложной непривычной обстановке, тре­- бующей быстрых и правильных решений, сообразительности они вдруг оказываются беспомощными перед лицом обстоя­тельств, не способными решить простейшие, но важные для сохранения здоровья и жизни вопросы. Поэтому нужна си­стема воспитания, причем такая, чтобы каждый человек про­никся мыслью о необходимости в процессе своей деятельно­сти соблюдения норм и правил безопасности. Может быть, нашему народу такое воспитание нужно как никому. Есть какая-то бесшабашная удаль, какое-то непонятное ухарство у наших людей. У Н. В. Гоголя как-то вырвалось: «Эх, рус­ский народец! Не любит умирать своей смертью!»

Несмотря на обилие публикаций, посвященных самым различным аспектам жизни и деятельности человека, в них рассматриваются преимущественно частные вопросы. Общие вопросы теории безопасности жизнедеятельности и ее прак­тического приложения на уровне поведенческих реакций че­ловека в литературе появляются редко и рассеяны они в ос­новном, в периодических изданиях.

Это пособие представляет собой попытку систематиче­ского изложения основ безопасности жизнедеятельности с целью помочь учителям, преподавателям формировать у уча­щихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие им чувства «опасности», осторожности, элементарные навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе.

Автор не ставил перёд собой задачи объемного изложения материала по всем вопросам, поэтому отдельные темы, кото­рые достаточно хорошо освещены в общедоступной литера­туре, изложены конспективно. Часть материала дается в ре­жиме напоминания и повторения. Более подробно излагаются темы и разделы, которые впервые рассматриваются в школе, профтехучилище и техникуме как учебный материал.

При написании учебного пособия использованы материа­лы разнообразных отечественных и зарубежных источников.

Думается, что содержание пособия может быть лучше воспринято, если пропустить его через свой собственный, ин­дивидуальный опыт жизни, сопоставляя прочитанное с впе­чатлениями и наблюдениями каждого из нас. Конечно, это сложнее, чем просто заранее довериться автору. Но, прове­ряя высказанные положения на себе, читатель становится не­посредственным участником обсуждения проблем, от реше­ния которых зависит не только безопасность наших учени­ков, но и наше собственное благополучие.


Поскольку учебное пособие представляет первую попытку систематического изложения основ безопасности жизнедея­тельности на уровне поведенческих реакций, многие положе­ния могут быть предметом критического рассмотрения. Ав­тор заранее благодарен за все хорошие советы, которые мож­но направлять по адресу: 194018, С.-Петербург, Институт­ский пер., 5. Союз специалистов.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Основные понятия и определения

Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохра­нять здоровье и работоспособность. Необходимым и обяза­тельным условием протекания биологического процесса яв­ляется Деятельность. В самом широком смысле слово «дея­тельность» означает разносторонний процесс создания обще­ственным субъектом (человеком) условий для своего суще­ствования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.

Деятельность включает человека в . сложную систему от­ношений, в сложные связи и условия окружающей среды. При этом под окружающей средой принято понимать целост­ную систему природных и антропогенных (созданных челове­ком) объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и от­дых людей, т. е. все то, что прямо или косвенно воздейству­ет на жизнь и деятельность человека.

Воздействия человека на окружающую среду, согласно законам физики, вызывают ответные противодействия ее компонентов. Поэтому деятельность следует рассматривать не как одностороннее воздействие человека на окружающую среду, а как их сложное взаимодействие. В ходе или резуль­тате этого процесса человек может подвергаться (в большей степени или меньшей в зависимости от характера деятельно­сти) воздействию самых различных материальных факто­ров* окружающей среды: физических, химических и биологи­ческих. Кроме того, на человека, как существо социальное, непосредственное влияние оказывают психогенные (информа­тивные) факторы.

Организму человека свойственно безболезненно перено­сить те или иные воздействия только до тех пор, пока они не

| *Фактор — причины, движущая сила совершающегося процесса.

превышают определенных уровней и продолжительности (пределов адаптации человека). В противном случае проис­ходит повреждение организма. Исходя из этого, по отноше­нию к здоровью человека отдельные из перечисленных фак­торов или их сочетания могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное воздействие, а могут и наносить вред — вплоть до летального исхода.

По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека такие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в оп­ределенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду более или ме­нее длительное снижение работоспособности, сохраняющееся после отдыха и перерыва в активной деятельности. Опасны­ми факторами принято называть такие, которые, приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям (повреждение тканей организма и нарушение его функций) или другим внезапным и резким нарушениям здоровья. К та­ким нарушениям здоровья относят, например, острые отрав­ления, развивающиеся в течение нескольких часов или даже минут.

Травмирование организма человека может произойти как результат непосредственных контактных внешних воздейст­вий (механического, электрического, химического и т. п.), так и дистанционных (светового, теплового и др.). Повреждения могут возникнуть сразу после воздействия или спустя опре­деленное время после него (например, после радиоактивного облучения).

Материальными носителями опасных и вредных факторов являются объекты, формирующие деятельность человека и- входящие в нее: предметы, орудия и продукты деятельности; технологические процессы; природно-климатическая среда; флора; фауна; люди.

Следует отметить, что между опасными и вредными фак^ торами нет принципиальной разницы. Ибо в зависимости от уровня и продолжительности воздействий вредные факторы могут быть опасными. В общем случае к определяющим признакам опасных и вредных факторов относятся: возмож­ность непосредственного отрицательного воздействия на ор­ганизм человека; затруднение нормального функционирова­ния органов человека; превышение пределов эксплуатацион­ной надежности технических устройств, инженерных соору­жений и конструкций, в результате которого могут возник-

нуть аварии с высвобождением новых опасных и вредных факторов — веществ или энергии в количествах или дозах, представляющих непосредственную угрозу жизни населения. Наличие хотя бы одного из указанных признаков является достаточным условием для отнесения их к классу факторов, которые в определенных условиях могут представлять опас­ность для здоровья человека.

Таким образом, опасность как явление представляет со­бой воздействие на человека неблагоприятных или даже не­совместимых с жизнью факторов.

Анализ общественной практической деятельности, вклю­чающей многообразие формы человеческой активности, дает основания для утверждения о том, что

любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления при определенных, нередко трудно предсказуемых условиях. Скрытая (потен­циальная) опасность реализуется в форме заболеваний и травм, которые происходят в различных сферах человеческой деятельности: бытовой, спортивной, дорожно-транспортной, производственной, военной и др.


Вероятность случаев в год
Опасность может быть соответствующим образом оцене­на количественно. Опасность — понятие случайное, которое зависит от многих факторов, численно изменяющееся со вре­менем. Опасность можно количественно оценить риском на­несения того или иного ущерба здоровью человека. Риск оп­ределяется как отношение тех или иных нежелательных по­следствий в единицу времени к возможному числу событий. Различные виды относительной опасности, которой мы под­вергаемся на протяжении нашей жизни для примера приве­дены в табл. 1.

Таблица 1

Вероятность смертельных случаев по разным причинам (36)

Характер несчастного случая





Автокатастрофа Падение

Воздействие пламени и раскаленных веществ

Утопление


1 из 4000 1 из 10000

1 из 25000 1 из 30000 1 из 100 000
Огнестрельные раны

Характер несчастного случая

Авиакатастрофа

Падение предметов

Электротравма

Удар молнией

Торнадо

Ураганы

Одновременно несколько из перечне ленных случаев


Вероятность случаев в год

1 из 100 000

1 из 160 000

1 из 160 000

1 из 1 200 000 1 из 2 500 000 1 из 2 500 000

1 из 1600

1 из 300 000 000

Продолжение
Авария на атомном реакторе





В мировой практике находит признание концепция прием­лемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприя­тия в основном направлены на поддержание достигнутого уровня. Для обычных общих условий деятельности приемле­мый, риск гибели человека принимается равным 10-6 (1 йа 1 000 000 случаев в год).

Опасные и вредные факторы обычно имеют внешне опре­деленные пространственные области их проявления, кото­рые называются опасными зонами. Они характеризуются ви­дом и интенсивностью опасностей, а также временем ее дей­ствия (постоянная или возникающая случайно).

Одним из условий возникновения повреждения организма (травмы или заболевания) является нахождение человека в опасной зоне. Однако, если в этой зоне будет соблюдена пред­усмотренная соответствующая организация деятельности и сам человек будет действовать в соответствии с установлен­ными правилами, а технические системы будут работать ис­правно, то несчастный случай, как правило, не должен воз­никнуть. Следовательно, вторым необходимым условием воз­никновения несчастного случая являются нарушения — не­правильные действия личного, организационного или техни­ческого порядка, проявляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Условия, при которых со­здается возможность возникновения несчастного случая, при­нято называть опасной ситуацией.

Опасные ситуации далеко не всегда переходят в несчаст­ные случаи, аварии или прочие подобные происшествия. По-

14

этому, можно вести речь об опасных ситуациях, которые су­ществовали, угрожали несчастьем, но по тем или иным при­чинам завершились благополучно. Подобные опасные ситуа­ции принято называть предпосылками к несчастным случаям (происшествиям).

В процессе деятельности человек может оказаться в та­кой опасной ситуации (например, реальная физическая угро­за Жизни), когда психофизиологические нагрузки достигают таких пределов (крайних для индивидуума), при которых он может потерять способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся обстановки. Такие си­туации, называют экстремальными. В экстремальных ситуа­циях человек может оказаться в различных сферах деятель­ности — на производстве, в быту, на отдыхе.

Таким образом, систематизируя в некоторой мере сказан­ное, можно заключить, что безопасность жизнедеятельно­сти — это состояние окружающей среды, при котором исклю­чена, возможность повреждения организма человека в про­цессе разнообразной деятельности.

1.2. Общая характеристика факторов окружающей среды, воздействующих на человека

В течение всей своей жизни человек находится под не­прерывным влиянием факторов окружающей среды, благо­приятных или вредных для здоровья.

Из комплекса воздействующих факторов окружающей среды принято выделять природные и антропогенный фак­торы. Это различие главным образом обусловлено особенно­стями их биологического действия на жизнедеятельность ор­ганизма. Если в отношении большинства антропогенных фак­торов можно сказать, что присутствие их в окружающей среде и воздействие их на организм человека нежелательны или опасны (в зависимости от величины воздействия), то в отношении природных факторов можно утверждать, что при­сутствие их в окружающей среде, а следовательно, и воздей­ствие на организм человека в оптимальных количествах жизненно необходимы. Это связано с тем, что природные факто­ры окружающей среды составляют естественный фон био­сферы, обеспечивающий относительное постоянство ее со­става^ круговорот веществ в природе, и служат основой функционирования живой материи. Эволюционное развитие человека непосредственно связано с постоянным воздействи- ем комплекса природных факторов. Именно они способство­вали совершенствованию механизмов адаптации человека к определенным условиям среды и определили в конечном сче­те специфические особенности образа жизни и поведения людей. Таким образом, присутствие природных факторов в окружающей среде в определенных количествах является обязательным условием нормальной жизнедеятельности ор­ганизма. Только в случае действия их ^интенсивностью пре­вышающей адаптационные возможности организма человека, можно рассматривать как действие загрязнителей окру­жающей среды и расцениваться по степени опасности для здоровья населения.

В связи с важностью компонентов окружающей среды, как благоприятных, так и неблагоприятных для жизнедеятельно­сти человека, целесообразно дать им общую характеристику.

Физические факторы

Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья людей является поддержание оптимального состоя­ния физической среды их обитания.

Под физической средой понимают совокупность факторов разной природы, оказывающих на организм энергетическое воздействие (механическое, термическое, электрическое; элек­тромагнитное, радиационное и др.).

Физические факторы окружающей среды, действующие на человека, весьма разнообразны и сравнительно многочис­ленны. По происхождению они могут быть как природными, так и антропогенными.

К природным факторам среды относятся температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давле­ние, солнечная радиация, атмосферное электричество и др., которые принято объединять понятием погодные, климато-географические факторы.

Природные факторы — погода и климат, в которых про­изошло формирование человека, постоянно и разнообразно влияют на жизнь отдельного человека и всего человечества.