ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы научного познания
Выполнила Волкова Софи
Группа ЭДГб-20-1
- Метод научного исследования- это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
- Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Название метода | Содержание метода |
Анализ | Расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. |
Синтез | Соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. |
Индукция | Движение мысли (познание) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. |
Дедукция | Выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. |
Аналогия | Способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором их сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. |
- В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.
- К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетиеский, формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию,аналогию)
Метод | Содержание метода |
Аксиоматический | Способ исследования, где некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств. И затем по определенным логическим правилам из них выводятся другие знания. |
Гипотетический | Способ исследования с использованием научной гипотезы. |
Формализация | Отображение явления или предмета в знаковой форме. |
Абстрагирование | Мысленное отвлечение от некоторых свойств изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств. |
Обобщение | Установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные признаки предметов или явлений. |
Исторический | В выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса при котором раскрывается логика его движения. |
- К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.
- Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.
- На данном уровне исследуются следующие методы:
Название метода | Содержание метода |
Наблюдение | Это организованное изучение объекта в естественных условиях. При этом на объект и среду, в которой он существует, не должно оказываться никаких существенных воздействий, иначе полученные данные могут быть неточными или недостоверными. |
Эксперимент | Основное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследователь может влиять на объект и окружающую среду, намеренно создавая интересующие его условия. Повторяемость. |
Сравнение | Этот метод позволяет выявить сходства и различия двух объектов. Сравнение производится только для характеристик, являющихся существенными для данного исследования. |
Измерение | Данный метод основывается на сравнении исследуемого объекта с эталонными значениями для получения численных характеристик, выраженных в общепринятых единицах измерения. |
Описание | Данный метод заключается в фиксировании и формальном описании результатов познавательной деятельности |