Файл: ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, а это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Для реализации основной цели и задач музыкального воспитания воспитатель составляет план работы по теме на неделю, в котором отражены совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями. Формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Для родителей были подготовлены следующие консультации:

1. "Как приучить ребенка слушать музыку в концертном зале"

2. "Как приучить ребенка слушать музыку дома"

Для развития слухового восприятия и внимания и формирования исполнительских навыков в группе "Солнышко" создана зона музыкального развития. В ней имеются необходимые материалы и оборудование:

-звучащие игрушки

-наборы шумовых коробочек

-контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, бубен, дудочки, металлофон и т.д.)

-музыкальные дидактические игры

-музыкальные книги

-магнитофон.

Музыкальные инструменты доставляют много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.

Наблюдая за совместной работой с детьми по использованию музыки в повседневной жизни ДОУ, выявили:

Режимные процессы Слушание: рус. нар. песня "Есть у солнышка друзья" Пение песни: "Маме песенку пою" муз.Т. Потапенко, сл. Е Авдиенко. Проговаривание скороговорки для формирования дикции "Проворонила ворона вороненка" (с подгруппой) Музыкальное занятие По плану муз. Организатора.

На основе чего сделали вывод.

Дети эмоционально реагируют на музыку, слушают внимательно произведение, но в силу возрастных особенностей не все могут слушать до конца. Так же дети с большим желанием двигаются под музыку, активно выполняют движения. Дети знают и исполняют различные песни, умеют различать грустную (минорную) и веселую (мажорную) музыку.

В ходе практики были разработаны вопросы по выявлению знаний музыкально-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

1. Слушание:

-внимательно слушает

-узнает знакомые мелодии

-различает звуки (высокие, низкие)

2. Пение:

-поет и подпевает вместе с педагогом

-поет без напряжения

-вместе начинает и заканчивает пение

3. Музыкально-ритмические движения:

-двигается в соответствии с характером музыки

-выполняет танцевальные движения (показ педагога)


-двигается под музыку с предметами

-игра на ДМИ (различает и называет)

А в старшем дошкольном возрасте содержание музыкально образовательной деятельности усложняется:

-продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке,

-формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.

-продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

-способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

В ходе учебной практики было проведено наблюдение процесса общения детей в группе, между собой и с взрослыми в самостоятельной и совместной деятельности. В ходе наблюдения было выявлено, что общение детей внеситуативное. В основном дети общаются спокойно без крика, но иногда возникают конфликты из-за игрушки. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. В группе замечено несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Отношение друг к другу у детей доброжелательное, наблюдается умение делиться игрушкой. Проявляются попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. К воспитателю дети обращаются по имени отчеству, если что-то необходимо, то подходят с просьбой. С удовольствием беседуют с воспитателем на разные темы и занимаются различными видами деятельности. Наблюдается культура поведения, умеют говорить "спасибо" и "пожалуйста".

Анализ развивающей среды в образовательной области "Коммуникация", помог увидеть, что микросреда (внутренне оформление группы) соответствует требованиям Программы во второй младшей группе: оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.



Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных зон: ("центры", "уголки"), оснащенных большим количеством развивающих материалов (игрушки, материалы для творчества, книжки, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.

Организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития выступают:

-уголок ролевых игр;

-зона настольно-печатных игр;

-выставки детских рисунков, детского творчества;

-уголок природы;

-спортивный уголок;

-игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

-уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, чтобы завоевать внимание взрослого и сверстниками, показать другим свою уникальность. Ребенок строит окружающий мир таким, как его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельности. И при этом ребенку важно, чтобы его оценили и правильно поняли, прежде всего, близкие люди, ведь культура детства начинается с ощущения своей личной значимости для родителей, которое рождает желание быть похожим на маму или папу.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.


Организованно наблюдение в старшей группе для выявления навыков общения между собой и со взрослыми.

В ходе наблюдения выяснили, что игровые взаимодействия сопровождаются речью, соответствующей и по содержанию и по интонации взятой роли. Употребляют сложные предложения разных видов, при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Рассказывают друг другу о событиях из личного опыта. Самостоятельно сочиняют концовки к сказкам. Употребляют слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений. Отношения между детьми дружеские, наблюдается умение играть сообща. Проявляется стремление порадовать воспитателя хорошими поступками. В словаре детей имеются вежливые слова.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям.

В старшем дошкольном возрасте у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. Значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодке, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.


Был проведён анализ работы воспитателя по организации совместной деятельности в образовательной области " Коммуникация"

В ходе анализа выявлено, что воспитатель использует разные виды деятельности для реализации задач по этой области. Проводит НОД, беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение.

Главной целью воспитателя является помочь детям овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Воспитатель развивает умение детей понимать и пользоваться языком, развивает коммуникативные умения и связную речь, помогает освоить разнообразные свойства выразительности, помогает развивать способности к анализу и самоанализу продуктов речевой деятельности в соответствии с поставленной целью.

Воспитатель использует:

1. Совместную деятельность в режимных моментах и в НОД:

-ситуативные разговоры

-свободное общение беседы на разные темы

-специальные коммуникативные игры

-словесные дидактические игры.

-театрализованные игры

-подвижные и хороводные игры с речевым сопровождением

-разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц

сочинение загадок

-свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, фотографий, мультфильмов

-разговоры с детьми о событиях из личного опыта.

2. В самостоятельной деятельности используются совместные со сверстниками игры:

-сюжетно-ролевые;

-режиссерские;

-театрализованные;

-игры-фантазирования;

-дидактические;

-развивающие интеллектуальные;

-подвижные;

-игры со строительным материалом.

В ходе практики была составлена консультация для родителей "Конструктивное общение с детьми".

Провели диагностику коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, на основе чего сделали следующий вывод:

Определяя уровень развития общения, необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнёра и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны - активность и чувствительность к партнёру.

Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то своё, развить тему разговора, предложить что-то необычное и пр.