Файл: Урок 8 На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо наклонных линий и овалов Б.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 8
На рыбалке. Составление рассказа
по сюжетным картинкам.
Письмо наклонных линий и овалов
(«Букварь», с. 18–19, Прописи № 1, с. 12–13)
Цели: учить составлять текст по серии сюжетных картинок; обогащать словарный запас детей; познакомить с многозначными словами; расширять кругозор и любознательность детей; воспитывать любовь к родному краю; развивать память, речь, внимание.
Оборудование: Презентация. Иллюстрации: морская звезда и небесное тело, морские рыбы (луна, пила, молот, меч), рыбы местных водоемов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Все начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты…
Там, впереди, покруче будут старты,
И посерьезней будут, а пока…
Проверка готовности к уроку.
II. Объявление темы урока.
– Отгадайте загадки и определите тему нашего урока:
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка.)
Плавает под мостиком
И виляет хвостиком.
По земле не ходит,
Рот есть, да не говорит,
Глаза есть, да не мигает,
Крылья есть, да не летает.
(Рыба.)
Тема нашего урока: «На рыбалке».( Слайд 1)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Что такое рыбалка, объясните.
– Как и любое дело, рыбалка требует тщательной подготовки.
Река и море,
Луг и лес
Полны диковин и чудес.
А кто не верит чудесам,
Пусть убедится в этом сам.
Н. Костарев
Завершение фразы, составление предложений-схем.
Кукушка кукует, а сорока? Сорока __________ (трещит).
Соловей поет, а голубь? Голубь __________ (воркует).
Корова мычит, а лошадь? Лошадь ___________ (ржет).
Жук жужжит, а комар? Комар _______ (пищит).
Лягушка квакает, а змея? Змея _________ (шипит).
– Какими звуками пользуются люди?
– А животные?
2. Работа над интонацией.
– Рассмотрите иллюстрацию.( Слайд 2)
– Придумайте предложение и скажите его по-разному. (Это окунь. Это окунь! Это окунь?)
– Составьте для каждого предложения схему.
– Молодцы!
– Составьте схему моего предложения. (
!)
3. Способы передвижения животных.
Птицы … (летают).
Ящерицы … (ползают).
Кузнечики … (прыгают).
Рыбы … (плавают).
– Каких рыб вы знаете?
IV. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Откройте с. 19.
– Какие рыбы изображены на рисунках? (Слайд 3,4)
– Что вы о них знаете? (Акула – опасная хищница, живет в море; скат обитает в море, поражает жертву электрическим разрядом; сазан – речная промысловая рыба; вуалехвост – аквариумная рыбка.)
– Умеют ли рыбы говорить?
Работа по учебнику.
Русский язык очень красив и богат. Есть слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, а есть многозначные слова. У таких слов много значений.
– Посмотрите на с. 19.
– Почему рыба и щетка соединены стрелкой? (Они называются одинаково – ершик.)
– Есть у них что-нибудь общее? (Колючки, иголочки, щетинки.)
– Давайте попробуем сделать вывод. Почему разные предметы называются одинаково? (Предметы разные, но имеют некоторое сходство.)
– Как называются такие слова? (Многозначные.)
– Попробуйте найти многозначное слово на дне моря и высоко в небе. (Звезда.)
(Учитель показывает иллюстрации.) (Слайд)
Физкультминутка
Рыбки плавают, ныряют
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
(Дети имитируют движение рыбок: прыгают, приседают, выполняют наклоны, повороты.)
Работа в Прописи.
– Отгадайте загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые – золотые.
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы.
(Аквариум.)
– У кого дома есть аквариум?
– Какие рыбки в нем живут?
– Откройте Прописи на с. 12. Что вы видите на рисунке, расскажите.
– Что нужно дорисовать? Какие это будут линии? Обведите и заштрихуйте рыбку в аквариуме; флажок.
– Как вы думаете, почему так могло произойти, что кот остался один в комнате, где стоит аквариум? (Хозяин недосмотрел, не закрыл дверь в комнату.)
– Послушайте другую историю про котенка Тимошку и обведите его щечки, голову, уши, усы (бордюр на с. 12).
Сидят на кукане четыре рыбешки,
Я их наловил для котенка Тимошки.
А тонкая нитка возьми и порвись,
И рыбки плывут по течению вниз.
Ну, тут уж, конечно, пропала рыбалка,
Пропала рыбалка, а мне и не жалко!
Я сливок налью для котенка Тимони,
Их много у бабушки в белом бидоне!
О. Полякова
– Рыбы – это удивительные животные, об этом говорят даже названия: рыба-луна, рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, камбала. (Слайд)
(Хорошо читающий ребенок читает о камбале.)
У камбалы два глаза на одном боку. Это глубинная, донная рыба. За время существования данного вида рыб огромная толща воды как бы «сплющила» камбалу.
Работа в Прописи.
– Обведите по контуру рыбок, цветы, флажки. Допишите линии, которых не хватает. Дорисуйте цветы.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
(Ходьба на месте.)
Встанем – глубоко вздохнем.
(Выполнение движений по тексту.)
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
– Заштрихуйте рыбок, флажки, вишенки, цвет карандаша выберите самостоятельно.
Работа по учебнику.
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла.
И сейчас же у реки
Появились… рыбаки!
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А играть опасно!
А. Шибаев
– Попробуйте объяснить поговорку: «Рыбак рыбака видит издалека».
– Кто из вас когда-нибудь был на рыбалке?
– Когда?
– Что поймали?
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
В. Лунин
– Давайте определим, кто «самый опытный рыболов».
– В какое время суток лучше всего ловить рыбу? (Утро и вечерняя заря.)
– В какое время года лучше ловить раков? (Летом.)
– Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
– Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кащей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
Е. Ефимовский
– Щука – хищница речная, а в сказке волшебная помощница.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотенью.
А сказка называется …
(«По щучьему велению».)
– Помните старика, который рыбачил ровно 30 лет и 3 года. Вот кто опытный рыболов! (Слайд)
– Откройте учебник на с. 19.
– Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина:
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой.
– Какую рыбку поймал старик?
– Сколько слов в предложении ответа? (4.)
– Дайте ответ. (Старик поймал золотую рыбку.)
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все, и в море зыбком
Растает…
(Золотая рыбка.)
– Назовите рыб, которые водятся в наших водоемах и могут попасться на крючок, если мы пойдем на рыбалку. (Ответы детей.)
(Если у учителя есть иллюстрации, изображающие этих рыб, можно прикрепить их к доске.)
Физкультминутка
Хорошо чуть-чуть размяться.
(Дети выполняют произвольные движения.)
Снова сядем заниматься.
Составление текста по сюжетным картинкам.
– Рассмотрите картинки на с. 18.
– Связаны ли они между собой?
– Дайте имя рыбаку и кличку кошке.
– С чего все началось?
– Что было потом?
– Чем все закончилось?
Работа в парах.
– Составьте рассказ по картинкам и расскажите друг другу.
– Кто хочет озвучить свой рассказ всему классу?
– Придумайте название рассказу. («Два рыболова» и др.)
В. Кривошеев тоже видел эти картинки и сочинил стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
– Что такое уха? (Суп из рыбы.)
Закрепление изученного материала.
– Назовите главные слова нашего урока, которые относятся к сегодняшней теме «Рыбалка». (Рыбак, рыба, рыболов, речка, море, уха, улов, удочка.)
– Какие многозначные слова вы сегодня узнали? (Ершик, звезда.)
– Послушайте стихотворение.
Довольный с рыбалки идет рыбачок,
Хороший попался улов на крючок:
Консервная банка,
Дырявый башмак,
Проколотый мячик и старый пиджак.
Да-да, без ухи он остался пока,
Зато ему скажет спасибо река!
О. Полякова
– За что река скажет спасибо?
– Чему учит это стихотворение? (Не оставлять мусор на берегу и не бросать его в реку.)
Ученик. Любите родную природу –
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
V. Итог урока.
– Кто это? (Учитель показывает картинку, на которой изображен Незнайка.)
– Научите его составлять текст по серии картинок. (Сначала рассмотреть, определить героев, последовательность событий, составить предложения по каждой картинке, придумать концовку и дать название получившемуся тексту.)
– Закончить урок я хочу стихотворением-шуткой.
– Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?
– Я пришел сюда на ранней на заре.
– Где же рыба? – я спросил у рыбака.
– Не ловил – учил я плавать червяка!
Г. Бойко