Файл: 1 Экзистенциализм как философское течение Заключение Список литературы и источников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 Содержание Введение
1 Экзистенциализм как философское течение Заключение Список литературы и источников

3 Введение В данной статье приводится определение понятия экзистенциализм. В качестве доказательства доводов о значении данного течения, автор берет произведения его основателей
XIX-XX века, обуславливая последовательность развивающегося направления. В качестве дополнения автор объединяет несколько развивающихся мнений предшественников и соединяет их идейные доводы для завершения главной задачи в данной работе
– выявить смысл экзистенциального течения и прийти к основной цели его существования. В статье делается вывод о том, что экзистенциализм, изучая проблематику человеческого существования и его смыслов, направленна становление личностного сознания индивида. Влияние Хайдеггера можно обнаружить едва лини у большей части ведущих европейских философов XX века. Без Хайдеггера нельзя представить себе экзистенциализм, феноменологию, герменевтику. Его философские концепты вдохновили новые течения не только в философии, но ив литературе, психоанализе, антропологии. Хайдеггера любят или ненавидят, а иногда делают это одновременно. Его называют князем философов, и сам этот князь утверждал, что завершил всю мировую философию, открыв новые вехи для человеческого мышления. Хайдеггер предал своего учителя Гуссерля. Перед Хайдеггером преклонялось немецкое студенчество. Он презирал
«биологизаторский расизм, но был членом нацистской партии. Своеобразный философский антисемитизм Хайдеггера позволял ему иметь любовницу-еврейку (Ханну Арендт), а затем участвовать в очищении немецкой профессуры от врагов Рейха. Среди хайдеггерианцев есть христиане и язычники, мистики и атеисты, правые и левые существуют даже хайдеггерианцы-марксисты. Хайдеггер утверждал, что его труды поймут только люди будущего — последние годы эти труды и впрямь обсуждаются едва лини более активно, чем при жизни философа.

4 1 Экзистенциализм как философское течение Философское понятие Экзистенциализм (от лат. existentia - существование existere - выступать, показаться, становиться) впервые появилось в XIX веке и стало наиболее популярным к середине го века. Экзистенциализм - это одна из разновидностей иррационализма. Основной задачей течения является замена устоявшейся философии морали на философию важности человека. Данное направление изучает проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности за нее.
Экзистенция является ядром человеческой личности. Осознать экзистенцию в себе можно путем преодоления некоторых жизненных трудностей, граничащих со страхом и тревогой перед смертоносным событием. Это может быть катастрофа, болезнь, потеря жизненного смысла или смерть близких. Основная мысль экзистенциализма заключается в том, что человек должен обрести свободу путем осознания себя как отдельной личности. Важно обратить внимание на то, что главным объектом изучения человеческого существования является не физическая составляющая организма, а его душевное состояние. В современном обществе существует мнение, что экзистенциальное философское течение связано ни с чем иным, как с депрессией, суицидальным настроением и потерей жизненного смысла. Такое значение Экзистенциализму придало популярное понятие Экзистенциальный кризис, которое появилось в XX веке. Оно граничит с симптомами состояния тревоги, апатии и психологического дискомфорта. Однако стоит подчеркнуть, что такое понятие, как экзистенция, обозначает конкретное бытие и предполагает вопросы о проблемах самого существования человека. Философы, изучающие проблематику экзистенциализма, считают, что личность, пришедшая к осознанию своего Яне является потерянной. Наоборот, экзистенция позволяет человеку выйти на новый уровень его духовной


5 деятельности. В истории существует несколько этапов развития экзистенциального направления. Далее будут разобраны основные идеи философов, занимающихся развитием данного направления. Основателем экзистенциального феномена стал датский философ Серен
Кьеркегор
(1811-1855гг.). Именно он обнаружил противоречия нравственности в человеческой душе. Кьеркегор жили воспитывался в религиозной среде. Его самым знаменитым произведением является книга Страхи трепет, название которой было взято из Ветхого завета. В ней он размышляет о философско-нравственных проблемах общества на примере сказания об Аврааме и Исааке. Первыми задатками антропологического протеста была мысль о том, что человек должен раскрыть себя. Философ внёс в понятие экзистенциализма мысль о том, что каждый индивид имеет право обрести свободу и независимость от внешней среды и Бога. Кьеркегор поделил проблематику своей философии натри части единичное, внутреннее и временное существование. Именно эти три понятия и являются экзистенциализмом. Первым задатком философского течения стал подход человека к своему существованию, или принцип жизни, по которому он может прожить свою жизнь. В него входят эстетический, этический и религиозный мотивы. Эстетический принцип жизни подразумевает под собой получение различного рода наслаждений индивидуумом. Кьеркегор называет таких людей рабами минуты, так как они готовы отказаться от личности ради мгновенного удовольствия. Этический принцип, в отличие от эстетического, не разрушает личность человека, а наоборот, делает его единичными уникальным. В каждом из людей существуют два этих механизма. Для того, чтобы заставить работать их в гармонии, следует сделать так, чтобы эстетическое подчинялось этическому. Однако существует и третий принцип единения личности, который дополняет первые два - религиозный. Он позволяет людям делать выбор в своем экзистенциальном поиске. Этот выбор основан на требованиях, которые Бог предъявляет человеку. Таким образом личность сможет сделать вывод о своем подлинном существовании.

6
Кьеркегор обозначил главную проблематику течения, отразив ее в уникальности человеческого существования, а также в поиске жизненного пути. Это означает, что основной задачей экзистенциализма является приход к человечеству взамен на веру и всем нравственным ценностям, которые люди знали раньше. Несмотря на это, философия Кьеркегора не отменяет существование Бога. Следует добавить, что за время развития такого философского течения, как экзистенциализм, появились два направления, которые разделили его на теистичекое (религиозное) и атеистическое. Представителями атеистического экзистенциализма являются такие последователи, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Все их идеи во многом сходятся к мысли о том, что человек, по своей сути, существо трагичное и страдающее. Религиозное направление экзистенциализма признает высшую силу, но ставит акцент на том, что человечество противоречит божественной идее. Представители теистического экзистенциализма, такие как Серен
Кьеркегор, предлагают идею об истоках человеческого бытия и возвращению к этому состоянию. В данном случае истинным человеческим существованием для Кьеркегора является Бог. Как было указано ранее, пик экзистенциализма приходится на Вторую мировую войну - ужасы уничтожения человека и человеческих ценностей. Веру в Бога и все моральные установки, которые общество знало раньше, сменил экзистенциальный подход к жизни. Именно он позволил людям в то время вернуться к изначальному смыслу своего существования. К середине
ХХ-го века течение экзистенциализма стал развивать французский философ и писатель Альбер Камю (1913-1960гг). Философ развил главную проблематику экзистенциализма в XX веке - вопрос, которой заключался в следующем Стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Высказывание можно определить, как то, что человек имеет только одну проблему - прожить жизнь. Это является его главной ответственностью в противостоянии с миром. Таким образом, философ разделил экзистенциализм натри формы. Вовремя экзистенции, которую человек ощущает в борьбе с миром, он задается


7 главным вопросом что теперь делать. Экзистенцией в данном случае является абсурд, который заставляет человека искать смысл в мире, в котором его нет. На данный вопрос Камю дает три ответа
1. Самоубийство
2. Капитуляция перед лицом абсурда
3. Бунт против абсурда По мнению философа, наиболее правильным способом существования является бунт или, другими словами, создание смысла в собственной жизни. В эссе о размышлениях жизненного абсурда Экзистенциализм как философское направление и его влиянии на жизнь человека философ приводит в пример древнегреческого героя Сизифа. На протяжении всей жизни он вынужден катить камень в гору, что сравнимо с человеком, который обреченна то, чтобы сопротивляться жизненному абсурду знать о том, что это действие приведет к поражению, как и жить, зная о смерти. Для Альбера Камю главный смысл человеческого существования заключается в борьбе, создании смысла и своих ценностей. В примере из произведения Миф о Сизифе, герой совершает абсурдное действие назло высшим силам, находя в этом свой удел. Именно с этого момента началось основное развитие экзистенциализма как полноценного течения в философии. Главным аргументом мыслителя является тот факт, что, человек, проживающий жизнь, должен прочувствовать время или сам процесс, не думая оконечном результате. Далее, философом, который основательно подошел к проблеме экзистенциализма является Жан-Поль Сартр (1905-1980гг). Именно он наиболее доступно сформулировал объяснение понятия экзистенциализма в своем программном тексе Экзистенциализм - это гуманизм. Базовой идеей в философии Сартра является мысль о том, что существование предшествует сущности. Данная теория граничит с атеистическими взглядами, как и сама философия Сартра. До появления такого понятия, как экзистенция, философы были склонны думать о том, что сущность предшествует существованию. Это

8 были теории о том, что человеческая душа может существовать вечно. Однако
Жан-Поль Сартр впервые озвучил обратную сторону данного мышления, которая гласит о том, что человек создает свою духовную составляющую самостоятельно вовремя жизненного процесса. Каждый индивид приходит на этот свет пустым сосудом. Его личность не является полной до момента смерти, так как духовную и составляющую человека определяет каждая его мысль, поступок или действие. Только с момента смерти возникает полная человеческая сущность, так как ее уже невозможно изменить. Главным тезисом Сартра является то, что Человек осужден быть свободным. Свобода
- основная характеристика человеческого существования, по мнению философа. Если наша жизнь - это существование, то конец свободы человека, вовремя которой он создает себя - это смерть. Именно Сартр впервые обосновал идею о том, что свобода в экзистенциальном течении является ответственностью для человека, так как индивид, осознавая свои действия, не может переложить ответственность за них на высшую силу или других людей. Также, в философии Сартра можно найти продолжение идеи Альбера Камю о том, что личность человека умирает под призмой взглядов других людей. Вместе с этим впервые появилось выражение Ад - это другие. Его произнес со сцены Альбер Камю вовремя участия в постановках, но позднее Жан-Поль
Сартр использовал данное выражение для заключения своей пьесы За закрытыми дверями (г. Философ начал размышлять о философской проблематике, вопрос которой заключается в том, почему адом для человека являются другие люди. Это означает, что под чужим взглядом человек перестает существовать, так как люди видят только ту сущность, которая существует на данный момент времени, за неимением возможности увидеть полное становление личности человека. Под взглядом другого человека личность теряет свободу меняться, так как закрепляется в другом восприятии, как что-то целостное и сформированное. Именно это заключение ведет к тому, что чужое восприятие личности является ее смертью.


9 Оба философа, развивающих атеистическое направления экзистенциальной течения сходятся во мнении о проблематике существования человечества. Оно заключается в том, что главной жизненной целью для индивида является его определение себя как отдельного свободного Я и самостоятельное развитие своей целостной природы. Экзистенциализм - это свобода и уникальность человеческого индивида, который заброшен в бессмысленный мир. Экзистенциальная цель создание себя и своих смыслов в жизни. Экзистенциализм – это философия социального пессимизма, философия человеческого существования и одиночества в мире. В концепции немецкого экзистенциалиста М. Хайдеггера (1899 – 1976) дается пересмотр всей предшествующей ему онтологии (философии бытия, им критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции. Для самого Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед ничто. В сочинении Бытие и время Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия. Основу человеческого существования, по его мнению, составляет его конечность, временность. Первоосновой, по Хайдеггеру, является Dasein (бытие здесь) – толкуемое им как особое человеческое бытие. Бытие у Хайдеггера – это некая наполненность человеческого бытия конкретикой. Его особенности и преимущества, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно – единственное бытие, которое способно выражать бытие вообще. У Хайдеггера бытие, проявляется через человека и его действия. Таким образом, бытие замыкается у Хайдеггера на Личности, её существование, личность утверждает Я есть и бытие и сознание. Отсюда страх потерять всё, умирая, человек боится не смерти как таковой, а боится потерять бытие в мире.

10
Хайдеггер озабочен проблемами, поразившими современное человечество, – это забвения бытия, те. люди, эксплуатируя богатства природы, забывают о ее целостном, независимом бытии видя в других людях всего лишь средства, люди забывают о высоком предназначении человеческого бытия. Крупным экзистенциалистом был Карл Ясперс (1883 – 1969) – психиатр.
Экзистенция у него, это духовное начало, первооснова вещей, составляющая сущность и существование человека. Экзистенцию нельзя выразить в понятиях, она недоступна рациональному познанию. Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых и раскрывается бытие. Ясперс призывает прогнозировать пограничные ситуации, те. жить с чувством боли. Главные понятия философии Ясперса – это личность, свобода, бытие, коммуникации, историчность. Личность у него – это целостность Я – эмпирическое, Я сознание, Я духовное. Ядро личности – экзистенция. Но экзистенцию нельзя обнаружить в предметном мире, ибо она есть свобода. Познание у Ясперса – это путь к свободе. Свободы, по мнению Ясперса не может быть 1) без знаний о том, что такое свобода, 2) без несвободы) без закона, 4) без возможности выбора, а выбор – это и есть зов экзистенции».
Ясперс различает понятия бытие – в – мире (существование Личности, существующее бытие (подлинное бытие вещей) и трансцендентальное в – себе
– бытие (некое экзистенциальное озарение, которое способно постичь шифр мира. Коммуникация – это связь разума и веры. Это возможность человеческого общения. У Ясперса – бытие, есть бытие с другими, те. общение одной экзистенции с другой. К немецкому экзистенциализму можно отнести и ФРАНЦА КАФКУ
(1883 – 1924) – известнейшего писателя и философа. Родился в еврейской семье в Праге, по образованию юрист.


11 Ф. Кафка отразил в своих произведениях трагичность и бессмысленность жизни. Он показал незащищенность человека от общественных институтов, изобразил хрупкость и бессилие индивида перед государством, коллективом, Богом. В новелле Охотник Гракх» Кафка передает разорванность мира. Некий Гракх находится в лодки зависший между бытием и небытием, он не может осмыслить происходящее, т. к. пространство и время разорваны. Идеи понимания смысла жизни Кафка выразил в рассказе Сельский врач, фантастической повести Превращение, романе Замок и др. Кафка не может найти выход личности к человечеству, связать индивида и общество. Французский экзистенциализм строится научении Хайдеггера, и возникает после Второй мировой войны. Жан Поль Сартр (1905 – 1980) – французский философ, представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его варианта, писатель, общественный деятель. Известность Сартру принесли роман Тошнота
(1938) и сборник рассказов Стена. Основная философская работа – Бытие и ничто. Экзистенциальная философия Сартра рассматривает роль субъективного (подлинно – личностного) в процессе человеческой персонализации и исторического творчества. Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств детства, которые оставили след в сознании индивида. Философская концепция
Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий объективность и субъективность, необходимость и свобода. Понятие свобода – это ядро онтологии Сартра. Свобода – это дыра в бытии. Свобода – это выбор своего бытия, человек – это свобода или его нет. Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории проекта, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, собирает себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою

12 трусость. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя. Он всегда впереди, позади себя, но никогда сам. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма «. .. существование предшествует сущности. .. » По сути, это означает, что всеобщие общезначимые (культурные) ценности, идеалы, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. «Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния. Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра, часто выглядит как выражение эмоции смерти Бога в отчужденном мире, а самое ее содержание легко может быть расшифровано в терминах греха, бренности существования, страдания и искупления, болезненно ощущаемой вины, ответственности итак далее. В романе Тошнота (который стал символом экзистенциальной литературы) Сартр показывает, что мир не имеет смысла, Яне имеет цели. Через акт сознания и выбора Я придает миру значение и ценность. Для Сартра все вещи, кроме человека есть бытие в себе, а человеческое существование есть бытие для себя или ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх, человек есть его страх (по сути, скажи, чего ты боишься, и я скажу, кто ты. Страх человека строится на том, что Бога нет, и человек за все отвечает сам, более того, человек хочет стать Богом – это фундаментальный человеческий проектно это утопия, бесполезная страсть, абсурд. Так Сартр приходит к идее абсурдности мира, которую развивает Альбер Камю.
Альбер Камю (1913 – 1960). В основе произведений Камю лежит ощущение трагичности жизни. Все сюжеты его произведений вращаются вокруг отдельного человека и его отношений с окружающим миром. Взгляды Камю развиваются в условиях, когда вера в Бога утрачена, и стало ясно, что человеческое существование