Файл: Управление качеством жизни населения региона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сама возможность реализации приоритетных национальных проектов появилась благодаря формированию качественно новых условий развития. Россия к 2006 году стала другой страной. Впервые за последние десятилетия появились и ресурсы для развития. Летом 2006 года произошло важное событие, вошедшее в историю: Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Из страны, влезающей в долги, в страну, дающую кредиты другим государствам. Масштабное падение экономики 90-х годов было остановлено, последствия кризиса во многом преодолены [8].

При определении целевых социальных инициатив, которые по сей день называются национальными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым болевым точкам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Вместе с тем, это задачи, которые в полной мере могут быть расширены в условиях современной масштабности и решены при существующей эффективности государственного механизма развития, при имеющемся «запасе прочности» по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе. Эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин.

Таким образом, в употребление вошло понятие «приоритетный национальный проект». Четкого определения данного понятия в изученной литературе и нормативных актах не указано. Однако, без особого труда, можно выделить основные критерии, связанные с этим определением. [9]:

1) Цель разработки - решение стратегически важных задач в основных отраслях народного хозяйства;

2) Степень формализации - пакет нормативно-правовых актов регламентирующих сроки реализации проектов (постановления Правительства РФ, методические рекомендации, письма и приказы заинтересованных министров и ведомств);

3) Ответственность за организацию и реализацию того или иного проекта несет совет по реализации приоритетных национальных проектов, в который входят представители исполнительной власти на различных уровнях управления, государственных бюджетных и внебюджетных фондов, общественности;

4) Средства на реализацию выделяются из соответствующих бюджетов и/или государственных внебюджетных фондов;

5) Желаемый результат от реализации национального проекта – планомерное и полное решение поставленной задачи;

6) Критерии оценки эффективности отсутствуют, так как отсутствуют методы расчета эффективности, а эффект реализации в отраслях социальной сферы не очевиден.


В качестве основополагающего механизма реализации приоритетных национальных проектов выступает формирование системы государственных программ, а именно целевых программ на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и долгосрочных целевых программ [10]. Концепция осуществления реформы бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 предусматривала повышение роли целевых программ.

Концепция государственных бизнес-проектов дает возможность значительно масштабировать значимость функции целеполагания в муниципальном управлении, создать а также улучшать ее наблюдение а также, основное, приступить контролировать подлинной осуществлении. Данное сводит предназначенное руководство а также финансирование вместе с опытным путем «выделения денег с бюджета, ориентированных в результат» [11].

Важно отметить, что именно запуск первых национальных проектов привел к существенным изменениям в бюджетной политике, а именно к переходу к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Это требует, чтобы при реализации национальных проектов устойчивого развития объемы и режимы финансирования для них были стабильными, а условия для полноценного финансирования были созданы на субфедеральном (региональном и региональном) уровне. Это возможно, прежде всего, благодаря стабильной и слаженной работе системы межбюджетных отношений; внедряя систему долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования на региональном и местном уровнях, которая соответствует временному горизонту основных целей и задач национальных проектов [12].

Если сравнить с некоторыми другими государственными программами, национальные проекты в полной мере позволяют в полном объеме преодолеть ситуацию разобщенности общества по «горизонтали» и «вертикали». Появляется возможность системно подойти к решению поставленных проектом задач, тесно координировать взаимодействия различных ведомств на всех уровнях власти. [13].

Итак, сформулированные и дающие старт в 2005 году национальные проекты предусматривали проектное управление с помощью специально созданной структуры на основе принципов планирования, отчетности и контроля. Основными целями приоритетных национальных проектов было повышение качества жизни россиян за счет масштабного прорыва в жизненно важных сферах, а также содействие снижению уровня дифференциации социально-экономического развития регионов, повышению их налогового потенциала. По каждому из четырех приоритетных национальных направлений были определены важнейшие задачи, которые в перспективе предстояло решить государству [14].



Вышеуказанные проекты, в отличие от аналогичных проектов советского периода, преследовали особую миссию, прежде не выдвигавшуюся цель - создать экономически развитую активную социальную среду, а источники их финансирования включали не только федеральные, но и региональные бюджетные средства, а также частные инвестиции.

В ходе реализации ПНП государством были выделены и израсходованы огромные средства из бюджета. Значительные успехи были достигнуты по каждому из четырех проектов. Построены новые больницы, школы, детские сады, созданы федеральные научные центры, снизилась смертность и повысилась продолжительность жизни, ипотечное кредитование стало доступным для широких слоев населения, мощный рывок сделало сельское хозяйство.

При этом множество проблем продолжало оставаться в каждом из приоритетных направлений. Оценивая итоги реализации приоритетных национальных проектов, некоторые специалисты приходят к выводу, что из-за отсутствия грамотно сработанных экономических и правовых механизмов их обеспечения, четко установленных рамок и границ в осуществлении капитальных вложений, «слабости» системы управления данные проекты не были реализованы в полной мере [15].
1.3 Особенности национальных проектов современной России
Следующий этап развития страны стартовал 7 мая 2018 года с появлением указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [16].

В настоящее время идея национальных проектов выходит на качественно новый уровень. Сравнения показывают, что 12 национальных проектов, сформированных по майскому 2018 года Указу Президента Российской Федерации № 204, характеризуются большей масштабностью, более конкретным, развернутым целеполаганием и большим вниманием к вопросам управления и контроля реализации проектов, а также к их достаточной ресурсной обеспеченности. На более высоком уровне организовано правовое и методическое сопровождение реализации проектов, информированность населения о проектах выше, чем была на первом этапе, иначе организован механизм взаимодействия органов власти.

В числе направлений стратегического развития России Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены следующие[17]: 1) демография; 2) здравоохранение; 3) образование; 4) жильё и городская среда; 5) экология; 6) безопасные и качественные автомобильные дороги; 7) производительность труда и поддержка занятости; 8) наука; 9) цифровая экономика; 10) культура; 11) малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; 12) международная кооперация и экспорт.


Реализация национальных проектов предусматривает [18]:

  • внедрение ускоренными темпами цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

  • для 97% домохозяйств и 100% социально значимых объектов инфраструктуры обеспечение возможности широкополосного доступа к сети Интернет;

  • рост объёмов жилищного строительства до 120 млн кв. м в год и выше;

  • значительное повышение комфорта городской среды, рост индекса качества городской среды на 30% и соответственное сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

  • повышение показателей производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора на 105%;

  • в сфере предпринимательства (малого и среднего) обеспечить рост численности занятых до 25 миллионов человек;

  • совершенствование условий осуществления предпринимательской деятельности;

  • обеспечение включения Российской Федерации в число пяти ведущих стран, по научным исследованиям и разработке в приоритетных областях научно-технологического развития;

  • достижение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

  • увеличение до 50% доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям;

  • рост доли экспорта в ВВП продукции обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и услуг до 20%[19].

Целью является сокращение бедности с 13,2% в 2017 г. до 6,6% в 2024 г.[20]

Среди заявленных 12 национальных проектов 2018 года нет ни одного, прямо связанного со стратегированием пространственного развития России. Такую роль выполняет добавленный к этим проектам Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года[22]. В этот план включено 11 федеральных проектов, девять из которых направлено на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры страны и ее регионов.

Таким образом, повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Одним из удачных и перспективных направлений социальной политики государства на сегодняшний момент являются приоритетные национальные проекты, инициированные Президентом РФ в сентябре 2005 года.

Следующий этап развития страны стартовал 7 мая 2018 года с появлением Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Разработаны национальные проекты по 12 направлениям социально-экономического развития.


Основной целью проектов является повышение качества жизни граждан России, приближение его к уровню в ведущих странах.
Согласно оценкам Правительства РФ, не менее 60% мероприятий, планируемых в рамках нацпроектов, относятся к полномочиям субъектов РФ, и будут осуществляться в виде проектов каждого конкретного региона или даже муниципалитета [23].