Файл: Контрольная работа по дисциплине Социокультурная коммуникация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дистанционных образовательных технологий

Контрольная работа
по дисциплине «Социокультурная коммуникация»

Социокультурная коммуникация в жизни индивида и общества








Студент группы ФД2ПГ(с)ГНГ

___________ А.П. Фефелова

«___»_______________2018 г.

Оренбург 2018

Содержание

    • Введение……………………………………………………………………….3


    • Понятие «коммуникация»……………………………………………………5

    • Социокультурная коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности…………………………………………………………………………9

    • Список литературы…………………………………………………………...15


Введение
В последнее время усиливается интерес к проблематике социокультурной коммуникации. Это явный показатель того, что она становится органической частью социально-гуманитарного знания. На формирование новой области гуманитарного знания оказало влияние требование, предъявляемое к подготовке студентов в современных условиях. В соответствии с этим требованием предполагается формировать у обучающихся в высших учебных заведениях общекультурные (ОК) и обще-профессиональные компетенции (ОПК), которые востребованы в современных условиях реализации профессиональных функций. Речь идет о формировании у будущих специалистов способности к социокультурной коммуникации для того, чтобы можно было решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК) и умения решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий (ОПК).

Целенаправленное формирование у будущих специалистов способности к социокультурной коммуникации осуществляется с учетом тех изменений, которые происходят на рубеже XX-XXI веков. Эти изменения характеризуются непрерывным совершенствованием информационных технологий, увеличением количества человеческих ресурсов, базы данных, персональных компьютеров и возникновением локальных и глобальных информационных сетей.


Вектор динамики современной цивилизации направлен от научно-технического развития к научно-информационному становлению. Тенденции последних десятилетий показывают, что потенциал развития того или иного общества измеряется его способностью к производству научной, технической и экономической информации, возможностями ее аккумулирования и умением ею управлять. Это является показателем того, что информация превращается в основу развития ныне существующих и будущих обществ и становится важнейшим ценностно-значимым компонентом их функционирования.

Однако «производство», добывание, распространение, хранение и беспрерывное функционирование самой информации обусловлено взаимодействием различных субъектов общественного процесса и необходимостью реализации между ними коммуникативной деятельности. В силу множественности связей, возникающих в процессе человеческой жизнедеятельности, коммуникация обретает социальные и культурные черты, необходимые для отражения специфики тех взаимодействий, которые детерминируют коммуникативные процессы. Человек в ходе реализации своих жизненных интересов вступает во взаимосвязь с природой, другими людьми, обществом и культурными артефактами. В этих связях социокультурная коммуникация выступает важнейшим механизмом, придающим осмысленный характер всей человеческой деятельности. Возможности управления совместными действиями людей в рамках единой общности определенно связано с социокультурной коммуникацией.
Социокультурная коммуникация вызвана к жизни необходимостью адаптироваться к новым условиям, характерным для общества XXI века, меняющегося, подверженного рискам, в котором человеку отводится основное место, и где ценностно-коммуникативное измерение будет играть важную роль в технологическом и цивилизованном развитии. Современное техногенное общество является по своим свойствам динамичным, развивающимся и коммуникативным, где человек оказывается участником социокультурного творчества, которому отводится функция рефлексии над ценностями общественной и культурной жизни людей. При этом ценности рассматриваются в их интерсубъективной выраженности и способности к интеграции людей в условиях глобальных цивилизационных изменений в XXI веке.

Учебная дисциплина «Социокультурная коммуникация», введенная в образовательный процесс недавно, должна по праву занимать достойное место в обще-гуманитарной подготовке студентов, в ряду с такими социально-гуманитарными курсами, как «Философия», «Социология», «Политология», «Правоведение», «Культурология». Она обогащает знание студентов о человеке, обществе, культуре и информации, которые были получены из других источников социально-гуманитарного и естественнонаучного направления.



Понятие «коммуникация»

Исходным смыслом коммуникации является взаимообщение двух и более индивидов с целью взаимообмена впечатлениями, мнениями, информацией. В первобытный период жизни человека изначальной целью коммуникации явилась обмен опытом, накопленным в ходе изготовления орудий труда (или охоты), и регулирование совместных действий, продиктованных необходимостью физического сохранения себя в условиях суровой и агрессивной окружающей природной среды. В последующей эволюции человека и становлении социально-организованной жизни людей коммуникативная деятельность становится общественно нагруженной. Динамические процессы, происходившие под влиянием все более усложняющейся жизни, обусловливали возникновение непрерывных потоков информационных сообщений, распространяемых непрерывно совершенствовавшимися средствами массовой информации.

Поэтому не будет преувеличением, если сказать, что коммуникативные действия, либо предшествуют всем социальным процессам, либо сопровождают их. Поэтому среди социальных процессов коммуникация (от лат. communicatio – способ сообщения, передачи) занимает одно из ведущих мест. Коммуникативный процесс является необходимым элементом взаимодействия людей, групп, народов, государств. Посредством этого процесса происходит передача информации, обмен чувствами, оценочными суждениями, индивидуально и социально необходимыми значениями, смыслами, ценностями, духовным и практическим опытом, диалог между поколениями. Без коммуникации невозможно организация социальных групп, общностей и институтов, упорядоченная социальная жизнь. Она пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и индивидов.

Коммуникативное взаимодействие между людьми происходит в форме общения, в ходе которого начинается процесс обмена целостными знаковыми образованиями (информационными потоками, сообщениями), отображающими мысли, идеи, знания, ценностные предпочтения, мировоззренческие отношения, программы деятельности общающихся сторон. В содержаниях и формах коммуникации отражаются общественные отношения и исторически накопленный опыт людей. Коммуникация обеспечивает связь между людьми и разными поколениями, создает условие для накопления и передачи социального опыта и организации совместной деятельности, управления, трансляции культуры.

Как видим, для ориентации в окружающей природе и сложноорганизованной общественной действительности информация становится важнейшим фактором человеческой реальности. Непрерывно изменяющееся общество предъявляет человеку все больше требований к его социальному поведению и жизни в коллективе, для соблюдения которых недостаточным является собственный опыт. Востребованной оказывается социально осмысленная информация, касающаяся различных сторон человеческой жизни.


В современных условиях коммуникация рассматривается как определенный способ бытия человека в мире. Как феномен, соотнесенный с человеческим бытием, коммуникация становится предметом научного анализа и исследуется различными дисциплинами: лингвистикой и филологией, семиотикой и логикой, информатикой и кибернетикой, историей и культурологией, психологией и социологией и др. современной социогуманитарной науке можно выделить, по крайней мере, три смысловых значения интерпретации термина «коммуникация». Во-первых, коммуникация воспринимается как определенный процесс передачи информационного сообщения друг другу, возникающий в ходе взаимодействия двух и более индивидов. Во-вторых, коммуникация истолковывается как массовый обмен информацией с использованием средств массовой информации в рамках единого социального пространства. В-третьих, в предельно широком смысле коммуникация рассматривается как процесс взаимодействия любых объектов материального и духовного мира, в ходе которого происходит обмен информацией (в соответствии с теорией отражения мира).

Научное изучение коммуникации осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. На эмпирическом уровне коммуникация может быть истолкована как смысловое наполнение межличностного общения, как социальное взаимодействие на основе информационного обмена. На теоретическом уровне коммуникацию следует понимать как движение информации в когнитивных процессах, которые возникают во взаимоотношениях субъектов действия, в функциональной активности средств массовой информации, во взаимодействиях компьютерных систем. Использование эмпирического и теоретического подходов к осмыслению коммуникации показывает, что в ее основании лежит деятельность. Следовательно, по своей сущности она обладает деятельностной природой.

Деятельность (или действие) становится коммуникативной, если она направлена на взаимообмен суждениями, идеями, информацией, навыками, опытом. Коммуникативная деятельность транслирует смыслы информации в контексте взаимодействия индивидов, социальных групп, институтов, культур, обществ. Уже то, что понятие «коммуникация» (от латин. communication – делаю общим) истолковывается как форма взаимодействия двух и более индивидов с целью обмена мыслями, сведениями, идеями говорит о том, что коммуникативное действие как общение, как передача информации является атрибутивным свойством и индивидуального, и социального бытия. Общаясь с себе подобными, индивид расширяет свой кругозор, обогащает мировоззренческие представления и приращивает знания своего духовного мира.


Коммуникация лежит в основании развития индивидуального, коллективного и общественного сознания. Благодаря коммуникативным процессам личностные мысли, идеи и знания становятся общими и полезными друг другу. Общезначимые идеи и знания обладают приматом перед личностным опытом. Так, научное открытие, которое было сделано конкретным исследователем, не будет иметь никакое социально-культурное и ценностное значение, пока оно останется достоянием только самого исследователя. Оно станет ценностно значимым, а, следовательно, получить социальное признание (или не получит) только после того, как первооткрыватель ознакомить результатами своего исследования других ученых, научное сообщество, опубликовав итоги своих изысканий в соответствующих средствах коммуникации (в журнале, монографии, сборнике научных трудов). Или же он должен выступить с сообщением перед своими коллегиями на конференции, симпозиуме, конгрессе. Только таким способом личностное знание становится общим.

Коммуникация является более общим, абстрактным процессом взаимодействия людей в пространстве информации и знания. И всегда, в зависимости от того, в какой форме происходит коммуникация, где происходит, в какой сфере происходит, между кем или чем происходит, она конкретизируется, обретая свою ясную форму или вид.

Социокультурная коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности

    • век внес в человеческую жизнь наиболее значительные изменения и небывалую динамику во все сферы общественной деятельности. Параллельно с этими процессами происходило увеличение интенсивности взаимодействия между субъектами социальных изменений. Это не могло не сказаться на усложнении механизмов коммуникации. Усложнение форм социальной жизни, с одной стороны, и усложнение механизмов коммуникативной деятельности, с другой, носят тесно взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Эти процессы стали еще больше углубляться во второй половине ХХ столетия в связи с переходом технологически развитого человечества от индустриального состояния к постиндустриально-информационному периоду своего развития. В этих условиях настоятельной необходимостью стало формирование коммуникативной компетентности личности. Было осознано, что коммуникативная компетентность личности является важнейшим качеством, определяющим эффективность во взаимодействиях с другими индивидами в социальном и культурном пространстве. В связи с этим возникает вопрос, каков смысл социокультурной коммуникативной компетенции?