Файл: Контрольная работа по дисциплине Социокультурная коммуникация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компетенция является необходимым элементом любой профессиональной деятельности. Сам термин «компетенция» указывает на круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом, на осведомленность и правомочность субъекта действия принимать решения в определенной области деятельности.

В более общем смысле под компетенцией можно понимать определенную динамическую взаимосвязь знаний, умений и способностей, в совокупности которые формируют необходимое условие для успешного осуществления профессиональной деятельности. Компетенция отражает количество и качество знаний и умений человека в сферах социальной и культурной деятельности. Она важна с точки зрения способности личности эффективно, автономно и творчески решать любую проблему и адекватно реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе профессиональной коллективной деятельности.

Социокультурную коммуникацию можно рассматривать в качестве важнейшего компонента профессиональной деятельности. Примененная к социокультурной коммуникации компетенция должна отражать социальные и культурные основания этой деятельности (следует отметить, что социальные и культурные аспекты не всегда и не во всякой профессиональной деятельности учитываются).

С учетом этого под социокультурной коммуникативной компетенцией следует подразумевать динамическую взаимосвязь знания, умения и способности, опирающиеся на исторически выработанные социальные и культурные ценности, необходимые для эффективного и бесконфликтного осуществления коммуникативной деятельности, сопряженной с выполнением профессиональных трудовых действий и решением задач, возникающих в ходе этих действий.

Из определения следует, что в действенно-активном состоянии социокультурная коммуникативная компетенция включает в себя социокультурные и морально-этические основания реализации профессиональной деятельности. Содержательная сторона социокультурной коммуникативной компетенции напрямую зависит от ступеней социализации человека в системе общественных связей и отношений. Каждая ступень предполагает соответствующий уровень интеллектуальной, моральной и коммуникативной подготовленности. Другими словами, переход от одного этапа социализации к другому предстает как непрерывный процесс обучения к коммуникативному искусству, в ходе которого индивид подвергает к критической переоценке имеющиеся у него познавательные и коммуникативные средства реализации профессиональных действий. Критичность по отношению к себе, своим навыкам, способностям и знаниям, с одной стороны, и с другой - культура общения и диалога являются необходимыми факторами формирования социокультурной коммуникативной компетенции.


Коммуникативная компетентность является важнейшим качеством субъекта коммуникации. Она предполагает умение ориентироваться в потоке социальных понятий и процессов, культурных изменений и тенденций, сформированность коммуникативно-речевых навыков, умение собирать, систематизировать и интерпретировать социокультурную информацию, способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире, развитие культуры межличностного и группового взаимодействия в условиях формального и неформального общения, нахождение путей и способов выхода из социокультурных коммуникативных тупиков, что обеспечивает успешность социализации индивида.

Успешная реализация социокультурной коммуникации возможно при наличии коммуникативной компетенции, предполагающей равноправие коммуникаторов, возможность выбора и свободу действия, отсутствие внешнего принуждения. Особую значимость социокультурная коммуникативная компетенция имеет в условиях современной социальной и культурной интеграции мирового сообщества, которая выступает в виде системы принципов межкультурной коммуникации, участники которой являются носителями разных языков и менталитетов и представляют разные общества и культуры, имеющие неповторимый опыт исторического развития, национально-этнические традиции, искусство, мировоззренческие позиции и модели миропонимания. Во время общения следует воспринимать явления и события иной культуры с учетом специфики ее, интерпретировать коммуникативное поведение своего собеседника через призму родных для него норм и ценностей, усвоенной им модели миропонимания.

Реалии и конвенции социального и культурного поведения существенно различаются в разных странах и национальных традициях. Поэтому требуется овладение знаниями социального и культурологического характера. Например: если при встрече из чувства вежливости англичанин задает вопрос русскому «Как поживаете?», то последнему нельзя ответить на этот вопрос подробным описанием своего здоровья, семейного положения, отношений с соседями, положений дел на работе. Корректным ответом на заданный вопрос в этой ситуации может являться «Спасибо, хорошо».

Отсюда следует, что в социокультурной коммуникации необходимо уметь:

  • выделять общее и специфическое, характерное культурным моделям различных обществ и цивилизаций, с учетом различия историй их развития и влияния разных факторов на социально-политическое и культурное существование;




  • представлять свою страну и её культуру, национальный характер и менталитет народа используя адекватные средства речевого взаимодействия (в частности, сопоставляя и противопоставляя культурные реалии разных стран, истолковывая информацию, подбирая оригинальные и понятные собеседнику метафоры, создавая интересные и понятные образы), чтобы снять возможную проблему недопонимания (культурной интерференции);



  • избегать двойных стандартов и признавать права на существование разных культурно-мировоззренческих моделей, представлений, верований, норм и стилей жизни; конструктивно отстаивать собственные позиции, не прибегая к оскорблениям других членов коммуникативного процесса, и не попадать под влияние чужой воли.

В совокупности эти компетенции позволят субъектам коммуникативного пространства реализовать свои возможности и достигать цели, оставаясь в рамках социально и культурно дозволенного.

Далее определим смысловые характеристики концепта «духовное становление личности». Общество не может полноценно функционировать и развиваться без развитой духовности. Духовное - это, по выражению И.А. Ильина, «дар выбора, предпочтения и самоопределения».

А.И.Зеличенко определяет духовную жизнь как сферу самостроительства и самопознания личности. Она наиболее полно выражает сущностную характеристику человека, связанную с творческим поиском, целеустремленностью, смыслообразованием, познанием мира, себя в мире на этической почве. Духовное становление личности заключается в постижении каждым собственной глубинной духовной сущности.

Е.Н. Симонишвили определяет духовность как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция ценностного сознания. Она характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Подчеркивается, что «духовность в самом общем представлении есть единство души и духа, духовная реальность, которая задает меру человеческого в человеке. Это определенная система понятий, представлений, запретов и предпочтений формирующая определенную линию поведения человека, его понимание добра и зла, гуманности и антигуманности, морали и нравственности, свободы и необходимости, долга и ответственности личности. К сфере духовности относится и национальная идея, представление народа о самом себе, его месте в мировой истории». Индивидуальная духовность представляет процесс внутреннего развития человека, поиска смысла жизни, согласия долга и ответственности, свободы и необходимости. В развитии индивидуальной духовности участвуют высшие способности личности: чувство высшего «Я» (высшая самоидентичность), воображение и представления, интеллект, интуиция. Особенными состояниями души, ведущими к индивидуальной духовности, являются высшая бескорыстная любовь, безграничная свобода, мудрость. Эти состояния в свою очередь предполагают развитие
человеком в себе высшего нравственного начала, способности прозревать Истину, видеть мир как всеобщую гармоничную целостность и др.

Духовное становление человека есть процесс развития его личности, обретение целостности в бытии. К основному признаку духовности, как отмечал Д.С. Лихачев, следует отнести «ауру добра». Это качество является результатом приобретенной способности и природной одаренности концентрировать в себе духовную энергию и передавать ее окружающим -одухотворять их. Духовность включает познание, самопознание, переживание человеком внешнего мира и самого себя, способность к целеполаганию и волевому практическому действию.

Анализ историко-философской интерпретации проблематики «духовность человека» (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, СП. Крымский, Л.П. Буева и др.) дает основание трактовать «духовность» как высший смысл и абсолютную цель эволюции человеческого духа, его универсальный закон-долг, собственно человеческую жизнь, стремление к абсолютному и бесконечному, что является сердцевиной личности и источником ее саморазвития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Вацлавик, П. Прагматика человеческих коммуникаций. Изучение паттернов, паталогий и парадоксов взаимодействия : монография / Пол Вацлавик, Джанет Бивин, Дон Джексон. – М. : Апрель-Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. - 320 с.

  2. Основы теории коммуникации [под ред. М.А. Василика]. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.



  3. Витаньи, И. Общество, культура, социология : монография / И. Витаньи .

– М.: Наука, 2004.

  1. Злобин, Н.С. Культура, личность, история / Н.С. Злобин, М.Б. Туровский // Постижение культуры. – Вып. 3 – 4. – М.: Рос. ин-т культурологии, 1995. – С. 12-58.

  2. Глухова, А. В. Конфликты и диалог политических культур в современной России: монография /А. В. Глухова. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. -216 с.

  3. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения: монография / под ред. Ю. В. Петрова. – Томск : НТЛ, 2004. - 400 с.

  4. Ланир, Д. Вы не гаджет. Манифест / Д. Ланир; пер. с англ. М. Кононенко.М.: Астрель: CORPUS, 2011. -320 с.