Файл: Населеные пункты белореченского района подготовил ученик.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


То черна, ты, вода,

То белее инея?

Чем отличается вода в реках, ручьях от воды в морях, озёрах?

Расскажите о водоёмах Краснодарского края, используя план учебника:

*Название.

*Месторасположение.

*Населённые пункты, расположенные рядом.

*Значение для людей.

3. Знакомство с новым:

В ясную погоду на южном горизонте Белореченска хорошо видны голубеющие вершины Кавказского хребта. Там, в заоблачных высотах, берёт своё начало Белая, одна из красивейших рек Северного Кавказа. Вода в ней всегда почти чистая, прозрачная. Чуть голубоватая по утрам, в полдень, при ярком солнце, на бурливых перекатах вокруг валунов и застрявших коряг она сверкает ослепительно белым каскадом брызг.
Дно реки на всём её протяжении каменистое и песчано-гравийное. Поэтому даже после больших паводков, вызванных ливнями или таянием снегов и ледников в горах, вода в реке быстро очищается. Рождаясь на склонах вершины Оштена, Белая неудержимым потоком скатывается с утёсов Главного Кавказского хребта и через 270 км трудного пути вместе со своими притоками впадает в Краснодарское водохранилище.

У горцев есть легенда возникновения названия реки. Послушайте её и расскажите её своим друзьям и близким.

«Один черкесский князь привёз из военного набега красивую грузинку по имени Белла и женился на ней. Но гордая дочь гор не смирилась с неволей. Она ненавидела своего похитителя и мечтала о свободе. Улучив однажды момент, Белла бросилась бежать, но была настигнута погоней. Спасаясь, она прыгнула со скалы в бурлящие воды реки. Река поглотила её. Реку назвали Белла».

Адыги называют Белую Шха-Гуаше, что означает голова княжны. Такое название дано реке потому, что место, где сливаются три реки, как бы напоминает собой женскую голову с развевающимися волосами. Река называется Шха-Гуаше ещё и потому, что она протекает бурно, словно бешеная.
В Белую впадает много притоков. Наиболее крупные из них—Пшеха, Курджипс(левые), Киша и Дах(правые). Реки, протекающие по территории Белореченского района, относятся к бассейну реки Кубань. Большинство рек горные, с быстрым течением. В зависимости от погоды, реки могут разливаться в любое время года, но чаще разливы бывают весной и в начале лета. Причинами паводков являются дожди и таяние снегов.

Вблизи Белореченска много искусственных и естественных водоёмов, общая площадь которых составляет свыше тысячи гектаров. Самым крупным является Ганжинское водохранилище, построенное в 1954 году для обеспечения водой Белореченской ГЭС.

4. Практическая работа:

На доске записана таблица:

Название реки

Длина реки

Местность, где протекает река

Белая

256 км




Келермес

28 км




Псенафа

101 км




Пшеха

139 км




Пшиш

258 км





Пользуясь картой Белореченского района, заполним пустующие строчки в таблице.

Назовите самую длинную реку района, самую короткую.

Какие ещё реки протекают по территории района?

Найдите и обведите рамкой названия рек Белореченского района.


д

а

б

а

з

и

н

к

а

п

у

п

ю

н

о

т

с

б

и

с

н

ш

я

п

ш

и

ш

е

н

е

а

е

к

о

ш

к

а

л

з

н

й

х

в

б

с

з

ь

а

р

а

к

а

о

и

л

к

ф

я

к

ф

а

к

е

л

е

р

м

е

с

а



5. Закрепление:

«Вода!..у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете…».

Объясните эти слова, принадлежащие известному французскому лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери, самолёт которого потерпел аварию в Сахаре.

Почему воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты?

Подумайте, почему сто лет назад воды хватало, а в наше время мы слышим об угрозе водного голода?

Объясните высказывание: «Всё доброе на Земле—от солнца, от воды, от человека».

6. Подведение итогов :

Почему Землю можно назвать голубой планетой?

Какую роль в жизни человека и природы играет вода?

Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и скажите, какие правила поведения забыли и взрослые, и дети?

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.
Мы купались, загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли—

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!
И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки—

Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Вспомните и назовите правила поведения у водоёмов.

А это стихотворение о речке Безымянке написал кубанский поэт Вадим Неподоба. Послушайте отрывок:

Под высоким синим небом,

Где курганов древних цепь,

Где горячим пахнет хлебом

За станицей сразу степь,

Словно стройная горянка,

И быстра, и глубока,

Проживает Безымянка—

Не речонка, а река!

Найдите полный текст стихотворения В. Неподобы, выучите понравившийся отрывок наизусть.

7. Домашнее задание: выучить отрывок стихотворения В. Неподобы, нарисовать к нему иллюстрацию.




Тема: Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.

Цель: познакомить учащихся с составом почвы, её свойствами;

дать понятие о разнообразии почв Краснодарского края и Белореченского района;

воспитывать любовь к малой родине, уважение к труду.

Оборудование: образцы почвы на столах у детей и учителя, стаканы с водой, промокательная бумага, спиртовка у учителя, карта-схема «Почвы Краснодарского края», контурные карты, учебник «Кубановедение».
Ход урока:
1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

Скажите, слышали вы что-нибудь о почве? При каких обстоятельствах вы слышали или упоминали это слово?

Наш урок сегодня посвящён почве и её значению в жизни растений, животных и человека.
3. Практическая работа. Изучение состава почвы:

Итак, что же такое почва? Это верхний слой земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород, останков растений и животных. Главное свойство почвы—плодородие.

Изучим состав почвы. Для этого возьмите пакетики с почвой, лежащие у вас на столе. Насыпьте немного почвы на промокательную бумагу, прижмите её. Вы увидите на бумаге влажный след. Сделайте вывод. (В почве содержится вода.)

Нагреем почву на спиртовке. Нагреваясь, она начнёт издавать неприятный запах. Это сгорает перегной, образованный останками растений и животных.

Оставшуюся почву бросим в стакан с водой и увидим , как покажутся пузырьки воздуха. На поверхности воды останутся лёгкие частицы, которые при ближайшем рассмотрении окажутся остатками растений, а на дно опустятся более тяжёлые частицы. Внимательно рассмотрев донные отложения, убедимся в том, что на дне—песок и глина.

Значит, почва состоит из:

*перегноя;

*воды;

*воздуха;

*глины и песка.

Кроме того в почве есть полезные минеральные соли.

Рассмотрим образцы почв. Как вы думаете, от чего зависит цвет почвы?

4. Рассказ учителя:

В Краснодарском крае почвы разнообразны. Посмотрите на карту-схему «Почвы Краснодарского края», изучите условные обозначения.





Большую часть территории края занимают чернозёмные почвы. Они распространены на Азово-Кубанской равнине. Чернозёмные почвы хорошо пропускают воздух, необходимый растениям. Здесь выращивают сахарную свёклу, подсолнечник, зерновые культуры.

В долинах рек встречаются луговые почвы. Они имеют ржаво- бурый цвет. На этих почвах возделывают рис.

На склонах Кавказского хребта и в предгорьях, т.е. там, где растут деревья почвы очень богаты перегноем. Называются такие почвы—бурые горно-лесные и серые лесные.

На западе Таманского полуострова выращивают прекрасный виноград. Это позволяют делать каштановые почвы.

Узкой полосой залегают в районе Сочи желтозёмы.

Почвы Белореченского района неоднообразны. В северной части района преобладают чернозёмы. По долинам рек Белой и Пшиша неширокой полосой залегают луговые почвы. Там же в долинах рек на больших площадях наблюдается выход на поверхность галечников. В южной части района тёмно-серые и серые лесостепные почвы.

5. Работа по учебнику: с. 16-17.

Какие типы почв встречаются в крае?

Что необходимо делать для предохранения почв от выветривания?

Какие меры предпринимают для задержки влаги на полях?

6. Закрепление:

Каково значение почвы для жизни растений и животных?

Какую роль играют растения и животные в почвообразовании?

Всякую ли землю можно назвать почвой?

Какую почву называют царём почв? Почему?

Почему после полива или сильного дождя верхний слой почвы всегда необходимо рыхлить?

7. Домашнее задание: учебник, с. 16-17; нанести на контурную карту края различные виды почв.

Тема: Разнообразие растительного мира Краснодарского края.

Цели: дать представление о красоте и разнообразии растительного мира Краснодарского края;

расширить кругозор учащихся;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: фотоматериалы, гербарий, карта природных зон Краснодарского края, книги со стихами В. Бардадым, Т. Голуб.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

О чём мы будем говорить сегодня? Вы узнаете, если отгадаете загадки и составите слово из букв, стоящих в выделенных клетках: