ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
группы процессов разбиты на пять категорий, именуемых «группы процессов».
1 Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2009. С. 34.
2 Киселева Н.Н., Орлянская А.А. Модернизация государственного управления как условие расширенного воспроизводства в регионах СКФО // Региональная экономика. Юг России. 2015.№ 2. С. 19.
Краткое содержание этапов проекта и их продуктов представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Краткое содержание этапов проекта
Организацию проектной деятельности в государственном и муниципальном управлении целесообразно выполнять в виде самостоятельного проекта с выделенными этапами.
К основным процессам относят: стратегическое управление, тактическое управление и управление проектами.
Таблица 2 – Вспомогательные процессы на этапах внедрения системы проектного управления в органах исполнительной власти (обобщенный вид)
Проектная деятельность – это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определённые ресурсы в определенный (наикратчайший) срок.
Будущее административного управления как на государственном, так и на муниципальном уровне принадлежит проектному подходу в противовес прочно вошедшему в практику процессному подходу. В работах исследователей, посвящённых проектному управлению в муниципальных образованиях, и в рамках международных научных конференций по государственному и муниципальному управлению актуальным является вопрос отсутствия или низкого уровня проработанности нормативно -правовой базы организации проектной деятельности в органах местного самоуправления.
Первостепенной задачей является разработка нормативно - правовой базы, регламентирующей проектную деятельность в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Сегодня муниципальные образования, внедряя практику проектной деятельности, опираются на документы федерального уровня.
Для повышения эффективности государственного управления, в целях внедрения и развития проектного управления в органах государственной власти, оптимизации использования ресурсов, обеспечения текущего контроля и прозрачности принятия решений 5 июня 2013 года был создан Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в состав которого вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, коммерческих организаций, научных и образовательных учреждений4.
Основным нормативным документом, регламентирующим проектную деятельность в Российской Федерации, являлось Постановление Правительства Российской Федерации № 1050, которое было подписано 15 октября 2016 года2. В нем утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации.
В 2018 году данное Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»1. Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами.
В Методических указаниях представлены Типовые положения о Проектном комитете и Проектном офисе, представлена понятийная база проектного управления для обеспечения единообразия подходов в рамках проектного управления во всех органах исполнительной власти.
Рассмотрим некоторые определения, представленные в Методических рекомендациях:
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.
Проектный комитет – коллегиальный орган органа исполнительной власти, принимающий управленческие решения в части планирования и контроля деятельности на долгосрочный и среднесрочный периоды, контроль реализации проектов, достижения контрольных событий и показателей органа исполнительной власти.
Проектный офис – подразделение, организующее планирование и контроль проектной деятельности, внедрение, административную поддержку и развитие проектно - ориентированной системы управления в органе исполнительной власти.
На основе Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти и Положения «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» субъекты Российской Федерации разрабатывают собственную нормативную базу с учетом региональной специфики и кадрового потенциала для организации проектного управления.
Разработаны и внедрены стандарты управления проектами:
ГОСТ 54869-2011 – «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;
ГОСТ 54840-2011 – «Проектный менеджмент. Требования
к управлению портфелем проектов»;
ГОСТ 54871-2011 – «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»;
ГОСТ 53892-2010 – «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия»;
ГОСТ 52807-2007 – «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов»;
ГОСТ 52806-2007 – «Менеджмент рисков проектов»;
ГОСТ ИСО 21500-2014 – «Руководство по проектному менеджменту» переведённый ISO 21500:2012 Guidance on project management;
ГОСТ Р ИСО 21504-2016 – «Управление проектами, программами и портфелем проектов. Руководство по управлению портфелем проектов» переведённый ISO 21504:2015 Project, programme and portfolio management – Guidance on portfolio management;
ГОСТ Р 58305-2018 – «Система менеджмента проектной деятельности.
Проектный офис»;
ГОСТ Р 58184-2018 – «Система менеджмента проектной деятельности.
Основные положения».
Проектная культура формируется на достаточно высоком уровне только в том случае, если чиновники обладают необходимым набором навыков и знаний по управлению проектами, созданы и применяются на практике единые стандарты, методология и терминология управления проектами, имеется значительный опыт ведения проектов и действуют процедуры его накопления5.
Основным барьером на пути к организации проектной деятельности органами местного самоуправления в контексте нормативно - правового регулирования, можно назвать отсутствие унифицированной нормативно - правовой основы организации проектной деятельности на муниципальном уровне. В настоящее время органы местного самоуправления при необходимости внедрения проектных практик ориентируются на нормативную основу конкретного субъекта РФ, если таковая имеется.
Для дальнейшего развития нормативно -правовой базы проектного менеджмента в сфере государственного и муниципального управления необходимо дополнить существующие стандарты такими разделами, как управление рисками проекта, управление качеством проекта, управление коммуникациями проекта. В государственных стандартах необходимо определить понятие «эффективность проекта», в том числе понятие
«эффективность государственных и муниципальных проектов», а также обозначить основной перечень показателей эффективности. Важно
1 Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2009. С. 34.
2 Киселева Н.Н., Орлянская А.А. Модернизация государственного управления как условие расширенного воспроизводства в регионах СКФО // Региональная экономика. Юг России. 2015.№ 2. С. 19.
Краткое содержание этапов проекта и их продуктов представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Краткое содержание этапов проекта
Этап | Содержание | Продукт |
Предпроектный анализ | Выявление проблемы проекта и обоснование необходимости реализации проекта (методы: экономический анализ, статистический анализ, маркетинговый анализ, SWOT- анализ, комплексная диагностика) | Описание сути ситуации, тема проекта либо основные направления деятельности проекта, проблема проекта в вопросительной форме, обоснование актуальности проблемы, выявление степени и характера решения проблемы, описание возможных последствий проблемы, характеристика целевых групп проекта |
Формулировка концепции | Разработка стратегического замысла и построение целевой структуры проекта | Устав проекта, план управления проектом, целевая структура (например, графическая модель под названием «дерево целей») |
Ресурсное планирование | Оптимальное использование всех средств, методов, материалов, возможностей и способностей, которые могут быть использованы в проекте для достижения цели с максимальной эффективностью | Характеристика типов ресурсов, анализ ресурсов с точки зрения их наличия, разработка внешней и внутренней коммуникационных структур проекта, |
Разработка институциональных подсистем проекта | Управление реализацией проекта | Управление командой проекта, управление временем проекта, управление стоимостью проекта, управление коммуникациями проекта, управление рисками проекта |
Мониторинг проекта | Постоянное наблюдение за процессом реализации проекта для выявления соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, а также наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды | Предварительная экспертиза проекта, срединная (текущая) оценка, итоговая оценка проекта. |
Организацию проектной деятельности в государственном и муниципальном управлении целесообразно выполнять в виде самостоятельного проекта с выделенными этапами.
К основным процессам относят: стратегическое управление, тактическое управление и управление проектами.
Таблица 2 – Вспомогательные процессы на этапах внедрения системы проектного управления в органах исполнительной власти (обобщенный вид)
Организационная поддержка | Управление мотивацией участников | Управление компетенциями | Технологическая поддержка (IT) | ||
1. Подготовительный этап | |||||
Назначение ответственного за внедрение системы проектного управления (СПУ) Определение цели создания системы проектного управления Направления работ Составление дорожной карты: этапы работ, результат, ответственные, сроки (укрупненное планирование) Запуск проекта | |||||
2. Организация системы проектного управления | |||||
Организация работы Проектного комитета, Проектного офиса и их встраивание в организационную структуру муниципального образования. Разработка регламентирующих документов (приказов, порядков). Реестр проектов. Выборка пилотных проектов, начало отработки процессов | Разработка набора ключевых показателей эффективности (КПЭ). Составление нормативных документов | Проведение обучения государственных гражданских служащих, задействованных во внедрении СПУ на пилотном контуре | Разработка функциональных требований к Информационной системе проектного управления (ИСПУ). Организация закупки услуг по внедрению ИСПУ (выбор исполнителя по ФЗ-44). Создание макета прототипа | ||
3. Отработка системы проектного управления на пилоте | |||||
Поддержка пилотных проектов. Отработка и утверждение методологии на пилотных проектах. Развитие Проектного комитета и Проектного офиса | Развитие блока мотивации СПУ. Апробация на пилотных проектах и их командах | Организация обучения состава руководителей и команд проектных пилотов | Разработка и внедрение первой версии ИСПУ. Сбор отзывов и исправление ошибок | ||
4. Тиражирование | |||||
Подключение новых проектов. Развитие сервисов проектного офиса: детальное календарное планирование, риски, аналитическая отчетность | Уточнение и утверждение нормативно - регламентирую щей СПУ | Уточнение и утверждение нормативно - регламентирую щей СПУ | Поддержка со стороны ИСПУ в рамках 2-й и последующих очередей внедрения. Перевод ИСПУ в промышленную эксплуатацию |
Проектная деятельность – это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определённые ресурсы в определенный (наикратчайший) срок.
-
1.2 Нормативно - правовые аспекты организации проектной деятельности в органах власти
Будущее административного управления как на государственном, так и на муниципальном уровне принадлежит проектному подходу в противовес прочно вошедшему в практику процессному подходу. В работах исследователей, посвящённых проектному управлению в муниципальных образованиях, и в рамках международных научных конференций по государственному и муниципальному управлению актуальным является вопрос отсутствия или низкого уровня проработанности нормативно -правовой базы организации проектной деятельности в органах местного самоуправления.
Первостепенной задачей является разработка нормативно - правовой базы, регламентирующей проектную деятельность в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Сегодня муниципальные образования, внедряя практику проектной деятельности, опираются на документы федерального уровня.
Для повышения эффективности государственного управления, в целях внедрения и развития проектного управления в органах государственной власти, оптимизации использования ресурсов, обеспечения текущего контроля и прозрачности принятия решений 5 июня 2013 года был создан Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в состав которого вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, коммерческих организаций, научных и образовательных учреждений4.
Основным нормативным документом, регламентирующим проектную деятельность в Российской Федерации, являлось Постановление Правительства Российской Федерации № 1050, которое было подписано 15 октября 2016 года2. В нем утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации.
В 2018 году данное Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»1. Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами.
В Методических указаниях представлены Типовые положения о Проектном комитете и Проектном офисе, представлена понятийная база проектного управления для обеспечения единообразия подходов в рамках проектного управления во всех органах исполнительной власти.
Рассмотрим некоторые определения, представленные в Методических рекомендациях:
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.
Проектный комитет – коллегиальный орган органа исполнительной власти, принимающий управленческие решения в части планирования и контроля деятельности на долгосрочный и среднесрочный периоды, контроль реализации проектов, достижения контрольных событий и показателей органа исполнительной власти.
Проектный офис – подразделение, организующее планирование и контроль проектной деятельности, внедрение, административную поддержку и развитие проектно - ориентированной системы управления в органе исполнительной власти.
На основе Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти и Положения «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» субъекты Российской Федерации разрабатывают собственную нормативную базу с учетом региональной специфики и кадрового потенциала для организации проектного управления.
Разработаны и внедрены стандарты управления проектами:
ГОСТ 54869-2011 – «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;
ГОСТ 54840-2011 – «Проектный менеджмент. Требования
к управлению портфелем проектов»;
ГОСТ 54871-2011 – «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»;
ГОСТ 53892-2010 – «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия»;
ГОСТ 52807-2007 – «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов»;
ГОСТ 52806-2007 – «Менеджмент рисков проектов»;
ГОСТ ИСО 21500-2014 – «Руководство по проектному менеджменту» переведённый ISO 21500:2012 Guidance on project management;
ГОСТ Р ИСО 21504-2016 – «Управление проектами, программами и портфелем проектов. Руководство по управлению портфелем проектов» переведённый ISO 21504:2015 Project, programme and portfolio management – Guidance on portfolio management;
ГОСТ Р 58305-2018 – «Система менеджмента проектной деятельности.
Проектный офис»;
ГОСТ Р 58184-2018 – «Система менеджмента проектной деятельности.
Основные положения».
Проектная культура формируется на достаточно высоком уровне только в том случае, если чиновники обладают необходимым набором навыков и знаний по управлению проектами, созданы и применяются на практике единые стандарты, методология и терминология управления проектами, имеется значительный опыт ведения проектов и действуют процедуры его накопления5.
Основным барьером на пути к организации проектной деятельности органами местного самоуправления в контексте нормативно - правового регулирования, можно назвать отсутствие унифицированной нормативно - правовой основы организации проектной деятельности на муниципальном уровне. В настоящее время органы местного самоуправления при необходимости внедрения проектных практик ориентируются на нормативную основу конкретного субъекта РФ, если таковая имеется.
Для дальнейшего развития нормативно -правовой базы проектного менеджмента в сфере государственного и муниципального управления необходимо дополнить существующие стандарты такими разделами, как управление рисками проекта, управление качеством проекта, управление коммуникациями проекта. В государственных стандартах необходимо определить понятие «эффективность проекта», в том числе понятие
«эффективность государственных и муниципальных проектов», а также обозначить основной перечень показателей эффективности. Важно