ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика обучения учащихся классов низкого уровня
Солодовник В.Ф.,
директор гимназии No 8,отличник образования, заслуженный учитель РФ.
Согласно данным отечественной и мировой статистики, сегодня практически каждый
ребенок, поступающий в школу, может бы
ть отнесен к группе риска. Это дети, которые в
силу различного рода причин генетического, биологического и социального свойства
приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с
симптомами социально
-
психологической дезадапта
ции.
Они характеризуются пониженной обучаемостью и работоспособностью, хуже чем у
сверстников, качество приспособительных механизмов, более низкий порог реагирования на
учебную нагрузку, более выраженная зависимость от характера и продуктивности занятий.
И
менно по этим показателям учащиеся чаще всего оказываются в классах низкого
уровня. Но наши наблюдения показали, что по медицинским показателям они не имеют
противопоказаний к обучению
по общеобразовательным программам.
Следовательно,
необходима особая мет
одика, которая помогала бы этим
с детям освоить
общеобразовательные программы и обеспечивала бы педагогическую поддержку.
Предлагаем методику обучения учащимся классов низкого уровня.
1.
Содержание предлагаемого учебного материала должно быть изменено в сторо
ну
уменьшения степени сложности.
•
В классах низкого уровня преподавание ведется по государственной
общеобразовательной
программе с целью сохранения базового компонента образования
•
Уменьшение степени сложности учебных программ осуществляется за счет:
-
отказа от рассмотрения большинства теоретических фактов с доказательством
(физика, математика);
-
ограничения степени сложности упражнений;
-
снятия вопросов, не усваивающих большинством учащихся и не используемых в
практике учебной деятельности;
2.
Методика
подачи учебного материала должна основываться на принципах
доступности, наглядности, занимательности.
-
упор на письменные формы работы позволяет установить постоянную обратную
связь, закрепить навыки за счет постоянной практики;
-
использование большог
о количества иллюстративного материала помогает осваивать
сложные понятия;
-
подбор занимательных заданий дает возможность поддерживать благоприятный
психологический климат и внимание учащихся в течение всего урока;
-
использование опорных схем, таблиц,
алгоритмов, позволяет стимулировать
мыслительные процессы учащихся;
3.
В учебной ситуации должна измениться позиция ученика и функция учителя.
-
уроки строить либо по типу
лабораторно
-
практических занятий, либо занятий по
коллективному творчеству для самора
скрытия и формирования
опыта, взаимодействия и
сотрудничества у учащихся
-
переключить ориентацию педагога с подачи знаний на человековедческий подход,
рассчитанный на знание психологии ребенка
-
оказывать пед. помощь и поддержку ребенка в решении различны
х жизненных и
образовательных проблем, передавая не готовые знания, а средства для преодоления
затруднений, препятствий.
Дифференцированный подход к составлению программ и календарно
-
тематических планов для классов низкого уровня.
1.
Содержание учебных прог
рамм для классов низкого уровня полностью соответствует
государственным образовательным программам.
2.
Календарно
-
тематические планы должны предусматривать детальное изучение всех
наиболее важных тем с учетом принципа разгрузки
курса и указанием наиболее
целесообразных форм работы.
3.
Откорректированные учебные программы и календарно
-
тематические планы для
классов низкого уровня должны предусматривать развитие логического и речевого
понятийного мышления, а также навыков его прак
тического применения, что позволит
учащимся лучше воспринимать новые знания и применять их.
4.
Учебная программа для класса низкого уровня должна формировать интерес к
знаниям и простейшие навыки самостоятельной работы по образцу, схеме, алгоритму.
5.
Учебная
программа должна формировать интерес к знаниям и простейшие навыки
работы с источниками информации.
6.
Учебная программа должна поощрять самостоятельность, ответственность, умение
доводить начатое дело до конца в учебной деятельности.
7.
Учебная программа для
классов низкого уровня должна способствовать развитию
самосознания, формированию навыков общения и адекватной самооценки.
Принципы работы с учащимися классов низкого уровня.
1. Признание потенциальных возможностей каждого ученика.
2. Исключение всякого д
авления на детей, создание доброжелательной ,
доверительной обстановки.
3. Поощрение вовлеченности ученика в совместную деятельность, констатация даже
самых маленьких учебных успехов.
4. Поиск возможных точек соприкосновения учебных ЗУН и практической
деят
ельности.
5. Индивидуальное применение учебных программ в зависимости от способностей и
возможностей учеников.
6. Совместная практическая деятельность учителя и ученика в учебной и
воспитательной работе.
Качества, необходимые учителю для работы в классах
низкого уровня.
-
быть доброжелательным и чутким
-
разбираться в особенностях психологии детей, имеющих отставания в
интеллектуальном развитии
-
быть терпимым, уравновешенным, обладать чувством сопереживания
-
иметь широкий круг интересов и практических ум
ений
-
быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением
учащихся классов низкого уровня
-
проявлять гибкость, не допускать стереотипного отношения к детям и их
достижениям
-
видеть перспективу развития этих детей, поддерживать в них
уверенность в своих
способностях.
Профессиональные качества учителей, работающих в классах низкого уровня.
-
умение проводить диагностику предметной обученности учащихся в соответствии с
программными
требованиями
-
умение модифицировать учебные программы
с целью планирования развивающее
-
коррекционной работы, направленной на достижение соответствия между сформированными
навыками и умениями и требованиями программ
-
умение выбирать оптимальную методику преподавания предмета с учетом
особенностей класса низк
ого уровня и отдельных учащихся
-
умение стимулировать познавательную активность учащихся, формировать
эмоционально
-
волевую сферу
-
умение консультировать учащихся, конкретизировать объем и содержание
педагогической помощи для каждого ученика.
Мы предлаг
аем анкеты, помогающие определить готовность учителя работать в
классах низкого уровня, и тематику семинаров и лекций, которые призваны помочь учителю
сделать его деятельность более успешной и продуктивной.