Файл: Методика обучения учащихся классов низкого уровня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика обучения учащихся классов низкого уровня

Солодовник В.Ф.,

директор гимназии No 8,отличник образования, заслуженный учитель РФ.

Согласно данным отечественной и мировой статистики, сегодня практически каждый

ребенок, поступающий в школу, может бы

ть отнесен к группе риска. Это дети, которые в

силу различного рода причин генетического, биологического и социального свойства

приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с

симптомами социально

-

психологической дезадапта

ции.

Они характеризуются пониженной обучаемостью и работоспособностью, хуже чем у

сверстников, качество приспособительных механизмов, более низкий порог реагирования на

учебную нагрузку, более выраженная зависимость от характера и продуктивности занятий.

И

менно по этим показателям учащиеся чаще всего оказываются в классах низкого

уровня. Но наши наблюдения показали, что по медицинским показателям они не имеют

противопоказаний к обучению

по общеобразовательным программам.

Следовательно,

необходима особая мет

одика, которая помогала бы этим

с детям освоить

общеобразовательные программы и обеспечивала бы педагогическую поддержку.

Предлагаем методику обучения учащимся классов низкого уровня.

1.

Содержание предлагаемого учебного материала должно быть изменено в сторо

ну

уменьшения степени сложности.



В классах низкого уровня преподавание ведется по государственной

общеобразовательной

программе с целью сохранения базового компонента образования



Уменьшение степени сложности учебных программ осуществляется за счет:

-

отказа от рассмотрения большинства теоретических фактов с доказательством

(физика, математика);

-

ограничения степени сложности упражнений;

-

снятия вопросов, не усваивающих большинством учащихся и не используемых в

практике учебной деятельности;

2.

Методика

подачи учебного материала должна основываться на принципах

доступности, наглядности, занимательности.

-

упор на письменные формы работы позволяет установить постоянную обратную

связь, закрепить навыки за счет постоянной практики;


-

использование большог

о количества иллюстративного материала помогает осваивать

сложные понятия;

-

подбор занимательных заданий дает возможность поддерживать благоприятный

психологический климат и внимание учащихся в течение всего урока;

-

использование опорных схем, таблиц,

алгоритмов, позволяет стимулировать

мыслительные процессы учащихся;

3.

В учебной ситуации должна измениться позиция ученика и функция учителя.

-

уроки строить либо по типу

лабораторно

-

практических занятий, либо занятий по

коллективному творчеству для самора

скрытия и формирования

опыта, взаимодействия и

сотрудничества у учащихся

-

переключить ориентацию педагога с подачи знаний на человековедческий подход,

рассчитанный на знание психологии ребенка

-

оказывать пед. помощь и поддержку ребенка в решении различны

х жизненных и

образовательных проблем, передавая не готовые знания, а средства для преодоления

затруднений, препятствий.

Дифференцированный подход к составлению программ и календарно

-

тематических планов для классов низкого уровня.

1.

Содержание учебных прог

рамм для классов низкого уровня полностью соответствует

государственным образовательным программам.

2.

Календарно

-

тематические планы должны предусматривать детальное изучение всех

наиболее важных тем с учетом принципа разгрузки

курса и указанием наиболее

целесообразных форм работы.

3.

Откорректированные учебные программы и календарно

-

тематические планы для

классов низкого уровня должны предусматривать развитие логического и речевого

понятийного мышления, а также навыков его прак

тического применения, что позволит

учащимся лучше воспринимать новые знания и применять их.

4.

Учебная программа для класса низкого уровня должна формировать интерес к

знаниям и простейшие навыки самостоятельной работы по образцу, схеме, алгоритму.

5.

Учебная

программа должна формировать интерес к знаниям и простейшие навыки

работы с источниками информации.


6.

Учебная программа должна поощрять самостоятельность, ответственность, умение

доводить начатое дело до конца в учебной деятельности.

7.

Учебная программа для

классов низкого уровня должна способствовать развитию

самосознания, формированию навыков общения и адекватной самооценки.

Принципы работы с учащимися классов низкого уровня.

1. Признание потенциальных возможностей каждого ученика.

2. Исключение всякого д

авления на детей, создание доброжелательной ,

доверительной обстановки.

3. Поощрение вовлеченности ученика в совместную деятельность, констатация даже

самых маленьких учебных успехов.

4. Поиск возможных точек соприкосновения учебных ЗУН и практической

деят

ельности.

5. Индивидуальное применение учебных программ в зависимости от способностей и

возможностей учеников.

6. Совместная практическая деятельность учителя и ученика в учебной и

воспитательной работе.

Качества, необходимые учителю для работы в классах

низкого уровня.

-

быть доброжелательным и чутким

-

разбираться в особенностях психологии детей, имеющих отставания в

интеллектуальном развитии

-

быть терпимым, уравновешенным, обладать чувством сопереживания

-

иметь широкий круг интересов и практических ум

ений

-

быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением

учащихся классов низкого уровня

-

проявлять гибкость, не допускать стереотипного отношения к детям и их

достижениям

-

видеть перспективу развития этих детей, поддерживать в них

уверенность в своих

способностях.

Профессиональные качества учителей, работающих в классах низкого уровня.

-

умение проводить диагностику предметной обученности учащихся в соответствии с

программными

требованиями

-

умение модифицировать учебные программы

с целью планирования развивающее

-

коррекционной работы, направленной на достижение соответствия между сформированными

навыками и умениями и требованиями программ

-

умение выбирать оптимальную методику преподавания предмета с учетом

особенностей класса низк

ого уровня и отдельных учащихся

-

умение стимулировать познавательную активность учащихся, формировать

эмоционально

-

волевую сферу

-

умение консультировать учащихся, конкретизировать объем и содержание


педагогической помощи для каждого ученика.

Мы предлаг

аем анкеты, помогающие определить готовность учителя работать в

классах низкого уровня, и тематику семинаров и лекций, которые призваны помочь учителю

сделать его деятельность более успешной и продуктивной.