Файл: Диагностический инструментарий педагогапсихолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Браженский детский сад»

Диагностический инструментарий педагога-психолога

СоставительПедагог-психолог

Шабловская А.Н.

с. Бражное 2021г.

Диагностический инструментарий используемый педагогом-психологом, можно разделить на несколько больших блоков, в зависимости от целей обследования и круга решаемых задач:
  1. Диагностика адаптации кДОУ



Для диагностики адаптации к ДОУ, применяется методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» автор Роньжина А.С. По итогам наблюдения детей пришедших в ДОУ специалист заполняет таблицу, где заносит данные об эмоциональном фоне ребенка, познавательной и игровой деятельности, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, реакцию на изменение привычной ситуации. Каждый показатель оценивается в баллах от 1 до 5. Баллы, набранные ребенком, суммируются. Набранная сумма баллов делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно- разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
  1. Диагностика готовности кшколе



Для диагностики уровня готовности к школьному обучению применяется методика

«Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н., Семаго М.). Она позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовности к школе. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально- коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Предлагаемая программа состоит из 5 заданий и предлагает образец стимульного материала.

Первое задание: «Продолжи узор» Второе задание: «Сосчитай и сравни» Третье задание: «Слова»

Четвертое задание: «Шифровка» Пятое задание: «Рисунок человека»

Предъявляемые задания позволяют оценивать уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

Педагог-психолог работает с группой детей, состоящей не более чем из 12–15 человек. Дети рассаживаются за столами по одному. Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш.

Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Инструкция подается короткими предложениями, четко, внятно и не быстро.

Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом.


По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка. В разделе «Другое» отмечаются такие проявления, как «заплакал», «стал смеяться», «нуждается в постоянной помощи», «кривляется», «отказ», а также замедленный темп работы.

Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится).

Инструкции даются с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом).

Время работы с заданиями не превышает 15–20 минут на группу детей из 10–12 человек. Вначале проводится оценка каждого задания по пятибальной шкале. Затем проводится уровневая оценка. Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

3.Диагностика познавательных процессов



Диагностика познавательных процессов детей в ДОУ проводится с использованием

«Экспресс-диагностики в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.». Для диагностики используются классические методики, которые структурированы по возрастам: 3-4- года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7- лет (подготовительная к школе группа). Диагностика специалистом проводится индивидуально с каждым ребенком. Вначале проводится беседа –знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а специалисту установить с ним контакт, а затем непосредственно сама диагностика. Ребенок выполняет ряд заданий, предъявляемых по возрасту, а специалист ведет протокол обследования, в котором фиксирует результаты выполнения задания. Также фиксируется дополнительная информация, полученная в ходе диагностики, например, наличие или отсутствие интереса к заданию.

Результаты к каждому субтесту оцениваются в баллах: 2 балла (высшая оценка), 1 балл (средняя), 0 баллов (низшая). После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Диагностика по возрастам:

  • вторая младшая группа, 3-4 года, задания: «Коробка форм», «Матрешка 3-составная»,

«Разрезные картинки 2-3 составные», «Цветные кубики», «Парные картинки», «Угадай, чего не стало»;

  • средняя группа, 4-5 лет, задания: «Коробка форм», «Покажи и назови», «Матрешка 4- составная», «Разрезные картинки 4 -составные», «8 предметов», «Лабиринты», «Найди такую же картинку», «Найди домик для картинки», «На что это похоже»;

  • старшая группа, 5-6 лет, задания: «Лесенка», «Нелепицы», «Времена года», «Найди такую же картинку», «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка», «Рисунок человека»,

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «На что это похоже?»;

  • подготовительная к школе группа, 6-7 лет: «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок человека», «Разрезные картинки», «На что это похоже»,


«Запрещенные слова», «Графический диктант».

4.Диагностика свойств личностной и эмоционально-волевой сферы



Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

Наглядный материал теста состоит из 14 рисунков и выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования: рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявляя ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. Всего 14 ситуаций и инструкций.

Инструкция.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

Изоляция. «Как ты думаешь, какое