Файл: Модуль Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы Вопрос 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы
Вопрос 2. Правовые основы муниципальной службы
В настоящее время регламентация отношений, возникающих в сфере муниципальной службы, осуществляется рядом нормативно-правовых актов, к числу которых относятся следующие:
1) Конституция РФ;
2) Федеральный закон от 6 октября 2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 42);
3) Федеральный закон от 2 марта 2007. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»;
4) другие федеральные законы, затрагивающие вопросы трудовых прав и обязанностей,
взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы);
5) законы субъектов РФ;
6) муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления.
Указанные акты в совокупности составляют правовой институт муниципальной службы в РФ.
Кроме того, исходя из установленного в ст. 15 Конституции РФ принципа верховенства норм и принципов международного права по отношению к национальному законодательству,
следует учитывать международные стандарты в регулировании отношений на муниципальной службе. Прежде всего необходимо отметить Европейскую хартию местного самоуправления, которая играет важную роль в регулировании принципов муниципальной службы. Часть 2 ст. 6 устанавливает, что статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе
1
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление стране осуществляется гражданами как путем различных форм волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Конституция РФ также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На федеральном уровне (Федеральные законы от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в РФ») закреплены следующие положения:
- условия и порядок организации муниципальной службы должны быть указаны в уставе муниципального образования;
- правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и Федеральным законом.
В соответствии со ст. 42 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование муниципальной службы осуществляется этим федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. В данной статье также указывается,
что «правовое регулирование муниципальной службы включает требования к
1
Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 98.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 1


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований». Это значит, что правовое регулирование муниципальной службы должно осуществляться в соответствии с нормами уставов муниципальных образований, законов субъектов РФ, фе- деральных законов
2
Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
РФ» в системе местного самоуправления выделяют следующие виды служебной деятельности:
- служба на выборных муниципальных должностях;
- гражданская служба;
- муниципальная служба.
Служба на выборных муниципальных должностях представляет собой службу лиц,
замещающих выборные муниципальные должности, например, в результате муниципальных выборов
3
. К ним относятся:
- депутаты представительного органа муниципального образования;
- члены выборного органа местного самоуправления (например, контрольного органа муниципального образования, в том случае, когда он избирается отдельно жителями муниципального образования);
- выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования).
Гражданская служба в системе местного самоуправления - это трудовая деятельность на должностях в муниципальных предприятиях и учреждениях, а также не на муниципальных должностях в органах местного самоуправления, регулируемая ТК РФ.
Муниципальная служба определена в ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25ФЗ «О муниципальной службе в РФ» как профессиональная деятельность граждан,
которая осуществляется на постоянной основе на должностях профессиональной службы,
замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Соответственно, лица,
осуществляющие постоянную службу на должностях в органах местного самоуправления,
являются муниципальными служащими.
Сущность муниципальной службы заключается в удовлетворении социальных благ жи- телей, проживающих на конкретной территории местного самоуправления.
Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Для муниципальной службы характерны три признака:
1) публичность;
2) направленность на реализацию функций государства;
3) властный характер служебной деятельности
4
К основным признакам муниципальной службы относят:
1) службу в органах местного самоуправления;
2) профессиональную деятельность (рис. 1)
5 2
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2010. - С. 178.
3
Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в РФ» (постатейный). - М.: Проспект, 2012. - С. 118.
4
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. - Саратов: Научная книга, 2012. - С. 134с.
5
Система муниципального управления: Учебник для вузов / Р.В. Бабун, В.Б. Зотов, А.Н. Кириллова и др.; под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - С. 156.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 2


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы
Рис. 1. Признаки муниципальной службы
С признаками муниципальной службы тесно связаны принципы ее организации и осуществления. Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» в ст. 4 устанавливает основные принципы муниципальной службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Реализации всех данных принципов муниципальной службы должны способствовать закрепляемые нормативно-правовыми актами требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы
6
Отметим, что принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих отражает сущность муниципальной службы, поскольку муниципальная служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков.
Профессионализм тесно связан с понятием «компетентность», которая означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации
6
Борзунова О.А., Краснов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в РФ»
(постатейный). - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 128.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 3


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы этих знаний в практической деятельности
7
Е.Ю. Киреева сформулировала следующие составляющие реализации рассматриваемого принципа:
- наличие образования;
- наличие опыта работы и стажа;
- знание структуры управления муниципальной службы, схем служебных взаимоотношений, осуществление взаимодействия с коллегами внутри своего подразделения с выше- и нижестоящими структурами;
- знание задач и функций органа местного самоуправления, а также задач и функций,
предусмотренных по занимаемой должности муниципальной службы;
- знание и практическая реализация муниципальным служащим своих должностных обязанностей;
- совершенствование профессионализма (повышение квалификации, получение дополнительного образования)
8
Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих положен в основу формирования кадрового состава муниципальной службы. В первую очередь законом устанавливаются основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
На повышение профессионализма и компетенции муниципальных служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих
9
. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые Законом о государственной гражданской службе требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). Кроме того, на повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62
- 63)
10
В ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и ст. 5
Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» закреплена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий
7
Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в РФ» (постатейный). - М.: Проспект, 2012. - С. 125.
8
Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: проблемы теории и практики. - М.: Изд-во «РАГС», 2009. - С. 43.
9
Кирьянов А.Ю. О некоторых вопросах реализации принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 3. - С. 38.
10
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» (постатейный) / Под ред.
Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М.: Юстицинформ, 2011. - С. 141.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 4


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы выступает одним из правовых средств обеспечения взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Правовое обеспечение единства основных квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим,
замещающим должности государственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что в обоих случаях речь идет о профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы
11
Ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» определено понятие должности муниципальной службы: это должности в органе местного самоуправления,
аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Следовательно, должность муниципальной службы обладает тремя основополагающими характеристиками, связывающими ее с понятием местного самоуправления:
1) она должна быть именно в органе местного самоуправления, ее наименование должно отражать специфику и функциональное предназначение соответствующего органа местного самоуправления;
2) образуется в соответствии с уставом муниципального образования;
3) находится в прямой связи с кругом обязанностей по исполнению полномочий органа местного самоуправления
12
В соответствии со ст. 9 Закона о муниципальной службе для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются:
- к уровню профессионального образования;
- к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;
- к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Данные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В ст. 10 Закона о муниципальной службе дано определение муниципального служащего: муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке,
определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Ст. 11 и ст. 12 Закона «О муниципальной службе в РФ» определяют основные права и обязанности муниципального служащего, а ст. 14 - запреты, связанные с муниципальной
11
Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы //
Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 3. - С. 47.
12
Кожевников О.А. О реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ // Российский юридический журнал. - 2010. - № 1. - С. 58.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 5