Файл: Модуль Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы Вопрос 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы службой.
Понятие «конфликт интересов» является одним из элементов обеспечения взаимосвязи государственной гражданской службы РФ и муниципальной службы, поскольку позволяет обеспечить непрерывность государственной службы и муниципальной службы
13
Под конфликтом интересов на муниципальной службе в Законе «О муниципальной службе в РФ» и Законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, РФ, субъекта РФ, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан,
организаций, общества, РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В соответствии с требованиями данных законов муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Кроме того, в ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 18 Закона о муниципальной службе аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Можно определить следующие цели, которые преследует аттестация муниципальных служащих:
- формирование кадрового состава соответствующей квалификации;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки муниципальных служащих;
- обеспечение возможности профессионального и служебного роста, движения кадров муниципальной службы;
- эффективное использование каждого муниципального служащего в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
- стимулирование роста профессионализма муниципальных служащих и др.
Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 2 марта 2007. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (ст. ст. 16, 17). На муниципальную службу может поступить гражданин РФ, достигший возраста 18 лет,
отвечающий требованиям, установленным для муниципальных служащих действующим законодательством.
Закон о муниципальной службе и ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяет основные ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. Муниципальный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, но только при условии, что это не повлечет конфликт интересов.
Закон устанавливает целый перечень различных гарантий, предоставляемых муниципальному служащему. Гарантии на муниципальной службе направлены не только на обеспечение муниципальным служащим соответствующих условий для исполнения
13
См.: Дементьев А., Качушкин С. Институт конфликта интересов как один из способов предотвращения коррупции на муниципальном уровне // Муниципальная служба. - 2008. - № 1(41). - С. 17.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 6


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы служебных полномочий (например, компьютеризация, полная и своевременная оплата труда,
отпуск), но и на обеспечение социальных условий: медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, государственное страхование и т.п. Данные гарантии для муниципальных служащих предусмотрены в целях обеспечения условий для более успешного прохождения муниципальной службы и повышения эффективности деятельности на муниципальной службе
14
В ст. 11 ТК РФ указывается, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе государственных служащих (а значит, и муниципальных служащих), устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами. Вместе с тем
Кодекс фактически не содержит специальных норм о труде муниципальных служащих.
Поступление на муниципальную службу также сопровождается заключением трудового договора, составлением должностной инструкции и оформлением иных документов,
входящих в состав личного дела муниципального служащего. Согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ трудовой договор может заключаться:
а) на неопределенный срок;
б) на определенный срок.
В трудовом договоре также указываются обязанности органа местного самоуправления по обеспечению надлежащих условий труда для муниципального служащего:
- создать условия для безопасного и высокорезультативного труда;
- оборудовать рабочее место муниципального служащего в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;
- своевременно выплачивать муниципальному служащему обусловленную договором заработную плату (денежное содержание);
- иные обязанности.
В субъектах РФ в настоящее время приняты законы о местном самоуправлении, а также, что особенно важно, законы о муниципальной службе. Приняты и специальные законы субъектов РФ, которые регулируют вопросы о стаже муниципальной службы, реестре должностей муниципальных служащих, их денежном содержании, соотношении муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы и др.
Закрепляя и гарантируя институт местного самоуправления, конституции и уставы субъектов РФ не содержат норм о муниципальной службе, что, впрочем, не является недостатком юридической техники или недостатком правотворчества, так как в актах подобного рода не требуется подробная регламентация всех правовых и политических институтов, получивших в них закрепление.
Несколько более подробно институт муниципальной службы регламентируется в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в РФ составляют следующие виды муниципальных правовых актов: уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (к ним относятся акты представительных и иных органов местного самоуправления).
Важнейшим нормативным правовым актом местного самоуправления является устав муниципального образования
15
. Специалисты в области муниципальной службы отмечают,
что в уставах муниципальных образований чаще всего рассматриваются следующие
14
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г.
Бабичева, С.Ю. Наумова. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - С. 172.
15
Киреева Е.Ю. Система правового регулирования статуса муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 2. - С. 40.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 7


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы вопросы:
- правовая регламентация муниципальной службы;
- прохождение службы и категории служащих;
- порядок замещения должностей руководителей и иных категорий служащих;
- трудовой договор с муниципальным служащим;
- прекращение трудовых отношений;
- аттестация муниципальных служащих и др.
16
При этом согласно уставу муниципального образования должно разрабатываться
Положение о муниципальной службе, где подробно должны освещаться вопросы организации и осуществления муниципальной службы
17
К компетенции субъектов РФ в сфере правового регулирования муниципальной службы относятся следующие вопросы:
- принятие законов и нормативных правовых актов подзаконного характера субъекта РФ
по вопросам муниципальной службы;
- разработка и принятие программ развития муниципальной службы на территории субъекта РФ;
- утверждение реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ;
- утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы;
- утверждение типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих;
- утверждение типовой формы контракта с лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту;
- определение предельных значений размера оплаты труда муниципальных служащих муниципальных образований, которым предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, которые установленных федеральным законодательством;
- утверждение порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности;
- гарантирование и обеспечение дополнительных социальных, материальных и иных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим на территории субъекта РФ;
- установление соотношения должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы на территории субъекта РФ
18
Таким образом, система правового регулирования муниципальной службы включает три группы нормативных правовых актов:
а) федеральных;
б) субъектов РФ;
в) муниципальных правовых актов.
При несомненном сходстве между государственной гражданской и муниципальной службами эти виды служебной деятельности имеют определенные различия, которые проистекают не только из территориального масштаба, но и из самой сферы властно- управленческой деятельности, из функциональной специфики, особенностей компетенции и полномочий государственных органов либо органов местного самоуправления
19
Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов
16
Чихладзе Л.Т., Поддубная О.С. Муниципальная служба в РФ. - М., 2011. - С. 14.
17
Войтович В.Ю. Проблемы правового регулирования муниципальной службы в Удмуртской Республике //
Вестник удмуртского университета. -2008. - Вып. 1. - С. 118.
18
Малышева М.Н. Особенности законодательства о муниципальной службе субъектов РФ, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 9. -
С. 46.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 8


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы деятельности являются следующие:
1) муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью. Публичность муниципальной службы есть важнейшая составная часть публичного права, выражающая право народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от лица всего народа.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление в РФ признается и гарантируется Конституцией РФ как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;
2) муниципальная служба направлена не на реализацию функций государства, а в первую очередь на решение вопросов местного значения. Однако, с нашей точки зрения, это отличие не имеет принципиального характера, так как вопросы местного значения являются сферой ведения, переданной местному самоуправлению государством для самостоятельного решения исключительно в силу большей эффективности их реализации на местном уровне. В
глобальном смысле процесс решения вопросов местного значения является особым способом реализации общегосударственных задач. Таким образом, реализация органами местного самоуправления полномочий в сфере, например, муниципального здравоохранения,
образования, охраны общественного порядка и т.п. способствует осуществлению функций государства. Кроме того, не следует забывать, что органы местного самоуправления могут наделяться государством отдельными государственными полномочиями, в процессе осуществления которых они уже не опосредованно, а напрямую участвуют в осуществлении функций государства.
Особенности организационной структуры государственной службы предопределены ее неразрывной связью с таким институтом, как система органов государственной власти.
Муниципальная же служба связана не с государством, а с муниципальным образованием.
Однако ни по масштабам организации, ни по долговременности существования ни одно,
даже самое крупное муниципальное образование не может сравниться с государством.
Включение государственного служащего в систему государственного управленческого аппарата позволяет строить отношения с ним на принципе стабильности,
характеризующемся тем, что в течение всей служебной карьеры служащий может осуществлять свою деятельность в различных структурных подразделениях и государственных органах, при этом будучи уверенным в сохранении своего правового статуса. Масштабы муниципального образования позволяют это делать в отношении муниципальных служащих далеко не всегда. Муниципальное образование по своей сути не является таким стабильным образованием, как система органов государственной власти, оно может быть ликвидировано, присоединено к другому муниципальному образованию,
разделено и т.п., при этом далеко не всегда возможно продолжение муниципально-служебных отношений в прежнем качестве
20
;
3) муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления. В
соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального
19
См.: Червенщук Т.С. Конституционно-правовое регулирование муниципальной службы в РФ. - Сургут, 2010. -
С. 56.
20
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2011. С. 114.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 9


Модуль 5. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления,
предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;
4) муниципальная служба является социальным институтом и отличается социальным характером функционирования. Социальные цели муниципальной службы обусловлены характером задач муниципального образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования,
здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;
5) муниципальная служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования муниципальной службы проявляется в двух аспектах. С одной стороны,
муниципальные служащие призваны осуществлять свою деятельность на основе
Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Муниципальная служба является субъектом контроля соблюдения законодательства на территории соответствующего муниципального образования. С другой стороны, муниципальная служба является особым видом управленческой деятельности,
которая имеет жесткий правовой режим регламентации. А к муниципальным служащим предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который регламентируется нормативными правовыми актами и тем самым отличает муниципальных служащих от других работников
21
;
6) муниципальная служба осуществляется в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, а также уставами муниципальных образований;
7) муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы.
Структура муниципальных должностей органов местного самоуправления представлена двумя видами: выборные должности и должности муниципальной службы. К выборным муниципальным должностям Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесены:
а) депутаты - члены представительного органа поселения, муниципального района,
городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
б) должностные лица местного самоуправления - выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
в) выборные должностные лица местного самоуправления - должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого
21
Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-
ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (постатейный). М.: Проспект, 2011. С. 43.
© Академия подготовки главных специалистов
Курс повышения квалификации/профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Вопрос 2
Автор-составитель В.М. Алексеев, консультант к.э.н. Ю.Н. Шедько https://specialitet.ru
- on-line обучение страница 10