Файл: Методические рекомендации к дидактическому пособию творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 9
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ
«ТВОРЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагог дополнительного образования:
Приходько Евгения Александровна
Личный сайт: https://polyackowa1986.wixsite.com/mysite
Адрес: 353620, Краснодарский край, Щербиновский район,
станица Старощербиновская ул. Тельмана, 146
телефон/факс: 8(86151)7-78-38
e-mail:
kolokolchiki.9@yandex
.ru
2022 г.

Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены для родителей и являются помощью в их педагогическом просвещении по направлению совместных занятий в домашних условиях. Учебно-наглядное пособие представлено творческими идеями, которые ориентированы на развитие у детей разнообразных умений и навыков: социальных, коммуникативных, мыслительных, художественных, организаторских.
Методические рекомендации могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для оптимизации детско - родительских отношений в процессе игровой деятельности и родителями с целью организации в увлекательной игровой форме совместных домашних досугов, популяризации игровой культуры в семьях и развитии игровой традиции от одного поколения к другому.
Приходько Евгения Александровна, педагог дополнительного образования, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.
Телефон: 8-960-478-92-19

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Роль эстетического воспитания в семье 6 1.1 Формы и методы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6 1.2 Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников
7 1.3 Идеи по развитию творческих способностей детей дома 8 1.4 Педагогическое руководство и организация творческого процесса дома
10 2. Практическая работа по использованию учебно – наглядного пособия «Творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста» 13 2.1 Организация работы 14 2.2 Описание пособия 15 2.3 Основные материалы и инструменты 15 2.3 Технология работы 17
Заключение
Используемая литература
Приложение


4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно – наглядное пособие «Творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста» направлено на взаимодействие с родителями, гармонизацию детей и взрослых, улучшение психоэмоционального состояния в процессе совместной игровой деятельности в домашних условиях.
Актуальность в том, что, занимаясь творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в данном пособии делаем акцент на совместную работу с родителями. Так как, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.
Дети весьма непредсказуемы, могут не всегда легко соглашаться на то, чтобы взрослые им помогали. Но важно понимать, что чаще всего помощь родителей необходима только для того, чтобы направлять ход мысли ребенка и помогать ему в работе с такими сложными и новыми инструментами и материалами, как краски, ножницы, клей. Важно поддержать юного художника, чтобы он не потерял интерес к работе после первой неудачи.
Цель - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Формирование у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) со взрослыми и сверстниками.
Задачи:

формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста;

познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми дома;

5

развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия воспитывать уважение к результатам детского творчества.
Ожидаемые результаты:

повышение у родителей интереса к организации совместной творческой деятельности с детьми дошкольного возраста;

пополнение у родителей элементарных знаний о изобразительной деятельности;

развитие внутрисемейных связей, эмоционального позитивного семейного общения, умения нахождения общих интересов и занятий с детьми.
Новизна основана на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, которые способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет дошкольникам множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов, природных, бросовых материалов в качестве оригинальных художественных средств изобразительного искусства. Творческие занятия строятся на создании детьми оригинальных аранжировок, аппликативных картин, флористических композиций из таких материалов, как листья, ветки и плоды деревьев, сухоцветы.
Представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором грамотно (как на палитре художника) сочетается классика и современность, традиции и новаторство. Каждый родитель увидит и реализует предложенный материал по – своему, каждый ребенок сможет в полной мере раскрыть свои способности и дарования.


6
1. Роль эстетического воспитания в семье
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека. С первых его слов, поступков. Окружающая среда, общение с родителями, родственниками, сверстниками. Поведение окружающих, настроение, всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании маленького человека.
Для ребёнка нет ничего важнее времени, проведенного с родителями.
Но не того времени, когда семья находится в одном помещении только номинально, а на самом деле каждый занят своим компьютером, планшетом, телевизором. Важно общение. Или, что еще лучше, — совместное творчество.
Совместная творческая работа — это большая возможность понять внутренний мир мечтаний, фантазий и проблем своего ребёнка. Если однажды ребенок впустил взрослых в свою необычную сказку, то этим доверием следует дорожить, стараться укреплять нити взаимного доверия. Не нужно делать за него работу. Достаточно искренне сказать, что вы — взрослые не умеете делать так, как он и очень просите научить вас рисовать.
Ребенок будет горд и счастлив. Обучение превратится в дружбу незаметно и очень естественно. Но ни в коем случае не навязывайте ребенку, как и что ему делать. Дети видят и воспринимают окружающий мир по – своему. Вы можете отбить всякую охоту заниматься, что нередко происходит. Ваша помощь требует не только деликатности, но и, в известной степени, усилий и терпения.
1.1 . Формы и методы развития творческих способностей детей
дошкольного возраста
Развитие творческих способностей - это целенаправленный процесс формирования творческого человека, который способен легко воспринимать, мыслить свободно, предлагать необычные и разнообразные идеи, завершать работу и прилагать все усилия для ее тщательного проектирования.
Комплексное и систематическое использование методов и приемов, является одним из условий развития творческих способностей.
Метод - процесс взаимодействия родителя и ребенка, в результате которого осуществляется передача и усвоение знаний и умений.
Прием - кратковременное взаимодействие родителя и ребенка, направленное на передачу и усвоение конкретных знаний и навыков.

7
Практические методы включают упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - это повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения делятся на: конструктивные, подражательно-исполнительские, креативные.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
Визуальные методы включают отображение, наблюдение, пример взрослого, просмотр картинок, картотек, просмотр видео, презентаций.
Используя эти методы в развитии творческих способностей детей, очень важно, чтобы родитель мог показать свои чувства. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искреннее восхищение прекрасной вещью, яркое и эмоциональное проявление взрослыми своих чувств, служит активным методом воздействия на ребенка, так как содержит в себе черту детства - подражание. При работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Однако не следует забывать, что на ранней стадии развития у детей закладываются базовые представления о мире, которые станут основой черт личности и черт характера ребенка. Личность ребенка развивается постоянно, а не случайно, поэтому задача педагога и родителей - создавать и постоянно поддерживать среду, которая будет стимулировать творчество.
Таким образом, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть организовано с использованием различных методов и приёмов. Основой для развития творческой активности детей дошкольного возраста является совместная деятельность педагога, родителя и ребенка в развитии его творческих способностей к производительной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Развитие творческих способностей у детей является важным процессом формирования гармоничной личности.
1.2. Рекомендации для родителей по развитию творческих
способностей у дошкольников
Развитие творческих способностей, воображения должно носить постоянный характер, а не осуществляться время от времени. У детей должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы и т.д. Не нужно ругать ребёнка за испачканные в красках руки и другие последствия творчества. Необходимо


8
Задача родителей поддерживать инициативы ребенка и не превращать занятия с ним в скучные уроки.
Обучение и развитие ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Ни при каких обстоятельствах не критикуйте молодого создателя. Поощряйте его за любое проявление творчества. Мотивируйте на создание новых шедевров. Не сравнивайте способности своего ребенка и других детей. Если ребенок отказывается заниматься тем видом деятельности, который он выбрал сам, не ругайте его за это. Не думайте, что он ленится. В дошкольном возрасте ребенок «ищет» себя, и, возможно, он просто ошибся. В этом случае вам нужно обсудить эту тему с ним и выяснить, какой вид творчества привлекает его больше. Проявите максимальный интерес к тому, что делает ребенок.
Совместная деятельность со взрослыми мотивирует его совершать новые творческие подвиги, развивать творческие способности.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.
Таким образом, предложенные выше рекомендации будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.3. Идеи по развитию творческих способностей детей дома
Идеи помогут разбудить в ребенке фантазию и вдохновляться каждый день. Для того, чтобы у ребенка возникли творческие идеи необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Найти источник вдохновения. Ребёнок сел рисовать и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось поймать вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится делать аппликации, лепить из пластилина или соленого теста, складывать оригами и т.д.
Оформить творческий уголок. Создаем условия для творческой работы. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.


9
Фантазировать каждый день. Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в обязанность. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.
Развивать воображение, наблюдая за окружающим миром. Гуляйте на свежем воздухе, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира.
Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.
Творчество доступно каждому. Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий. Творчество может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!
Добавлять творчество в бытовые дела. Уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара Константина Ивлева, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым.
Сохранять результаты и желание творить. Дети огорчаются и расстраиваются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают.
Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещи, а для ребенка источник вдохновения.
Погружаться в искусство. Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты на детский концерт, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.
Книги, дидактические пособия, мастер – классы. С их помощью шаг за шагом можно воссоздать необыкновенные и занимательные идеи автора и наполнить свой день дома яркими впечатлениями.

10
Процесс важнее результата. Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.
Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.
1.4. Педагогическое руководство и организация творческого
процесса
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью.
Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз в процессе творческой деятельности, была создана новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
При проведении творческих занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично поисковый;
- рефлексивные приёмы и методы;
- игровой.
Объяснительно-иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы,