Файл: Методические рекомендации к дидактическому пособию творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету
(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других - на предупреждение ошибок.
В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Во время творческого процесса и вне формируются общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставим перед детьми задачу: научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку.
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа:
- умение определять в предмете его основные части;
- устанавливать их пространственное расположение;
- выделять детали.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование в деятельности

12 художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя полученные знания и умения, дети, осознают их значение в практической деятельности.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь пребольшом косвенном руководстве взрослых.
Естественно, ребенок должен осваивать все пространство дома или квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне.
Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло.
Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, раскраски, мольберты, творческие альбомы должны находиться ближе к свету. Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать).


13
Прежде всего, важно организовать «Детское зеркало». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из дома или квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя.
Можно организовать дома «Мини картинную галерею». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм.
Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства. Также можно создать «Копилку находок», в нее ребенок - дошкольник, а лучше и все члены семьи, приносят все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности, воображения. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек.
Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке, внимательно рассмотреть, поразмышлять, кто ее потерял, и зарисовать в виде схемы.
2. Практическая работа по использованию учебно – наглядного пособия
«Творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного
возраста»
Целью практической работы является подбор творческого материала для детей старшего дошкольного возраста.
Работа была организована поэтапно:
На первом этапе, были исследованы творческие интересы детей с помощью тестирования родителей на тему: «Творчество в жизни ребёнка» и организована выставка дидактических игр и методической литературы на тему: «Я люблю творчество», для того чтобы родители могли познакомиться с уже имеющимися в группе дидактическими играми и пособиями, изготовленными своими руками и промышленным способом.
На втором этапе, было проведено собрание в «Арт – студии», где родители узнали о значении творчества для развития ребёнка. В заключение собрания родителям было предложено поиграть с детьми в группе с дидактическими играми, для того чтобы родители сами могли прочувствовать насколько интересен детям процесс любой совместной их игры.


14
Третий этап – это активизация родителей посредством придумывания игр и пособий, выполнения эскиза, выбора материала, хода игры, направленное на развитие сенсорных навыков у детей.
Четвертый этап – подготовка материала и оформление учебно – наглядного пособия «Творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста».
2.1 . Организация работы
Успех творческого воспитания в семье зависит от многих условий, и прежде всего от правильной организации творческого развития.
Какие условия нужно приготовить ребенку дома для творчества?
1. Это место, где ребенок творит. Помните, что свет должен падать с левой стороны и место должно быть хорошо освещено. Следует следить за осанкой. Проверьте, соответствует ли стол и стул росту ребенка.
2. Над столиком или рядом желательно расположить полочки для хранения инструментов и разнообразных материалов.
3. Для аппликации детям нужно давать ножницы, клей, кисть из жесткой щетины или клей-карандаш, мягкая тряпочка и небольшая клеенка.
4. Для рисования приготовьте акварель, гуашь, кисти разных размеров, фломастеры, карандаши, восковые мелки.
5. В процессе работы приучайте ребёнка к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем столике, уборке рабочего места по окончании труда.
6. Обязательное условие плодотворной работы - соблюдение правил техники безопасности, о которых ребёнок должен знать, дисциплинированность его в процессе труда.
7. Особенно важно организовать правильную помощь детям со стороны родителей по изготовление поделок. Сами родители должны быть трудолюбивыми, образцом для подражания.
8. Необходимо контролировать действия ребёнка, но не проявлять при этом чрезмерной опеки, не ограничивать его самостоятельности и творчества. В случае затруднения дать возможность самому найти способ решения или советом подвести его к ответу.
9. Перед началом работы с ребёнком необходимо поставить конкретные задачи: что будет делать, какие материалы для этого понадобятся, в какой последовательности будет выполнять работу. В ходе создания поделки добиваться результата, не откладывая на другой день.

15 10. Мастерить вместе с детьми игрушки лучше всего в выходные дни и желательно в первой половине. Длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста до 30 минут.
11. Хорошо если родители будут использовать все удобные случаи для проведения с детьми экскурсий или прогулок в природу, прививать им любовь и бережное отношение к ней. После таких походов желательно пополнять запасы природного материала.
Основная задача по использованию учебно-наглядного пособия
«Творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста»
– научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы. Ведь творчество дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
2.2. Описание пособия.
Целевыми группами, на которые ориентированы методические рекомендации учебно – наглядного пособия «Творческие идеи для родителей и детей старшего дошкольного возраста», являются родители (законные представители), в целях повышения своей психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений, дети (возраст от 5 до 7 лет), педагоги ДОУ.
В учебно – наглядном пособии представлена система занятий по изготовлению поделок в различной технике. Все предложенные поделки, просты для изготовления. В конце пособия находится приложение с шаблонами для вырезания, они помогут быстрее справиться с работой.
Каждый шаблон имеет обозначение (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).
Пособие включает в себя стихи, по названию месяца которые предназначены для совместного чтения или заучивания. Перед тем как приступить к работе, внимательно ознакомьтесь с ходом работы, рассмотрите внимательно фото готового изделия и сопутствующие картинки. В итоге вы научитесь делать красивые поделки, проявив старание и терпение.
2.3 Основные материалы и инструменты
Прежде чем начать работу, рекомендуется подготовить рабочее место и запастись необходимыми материалами и инвентарем.


16
Вот что может вам понадобиться.
- Простой карандаш
- Цветной картон
- Белый картон
- Ножницы
- Фломастеры или цветные карандаши
- Альбом
- Кисти разной жесткости и размера
- Баночки с водой
- Акварель или гуашь
- Клей ПВА или клей-карандаш
- Ластик
- Цветная бумага
- Бумажные и матерчатые салфетки
- Трубочки для воды
- Ткань
- Синтепон или вата
- Гербарий и сухоцветы
- Конфетти, бантики, бусинки, ленточки, цветочки, снежинки
- Фартук и нарукавники
Важным требованием при организации и проведении совместной творческой работы дома является соблюдение правил техники безопасности.
Требования безопасности во время занятий. Не использовать на занятии посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не нанести травму. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. Не делать резких движений во время работы.
Требования безопасности при работе красками и другими
творческими принадлежностями. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага, наливается в баночку вода для работы красками.
Необходима тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо, не горбиться. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами, не размахивать ими перед своим лицом и лицом других людей. Нельзя краски пробовать на вкус. Творческие принадлежности должны храниться в специально отведённом месте. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран, после завершения занятия рабочий стол должен быть вымыт. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.

17
Требования безопасности при работе с ножницами. Ножницы нужно хранить в строго определенном месте – в подставке или коробке. Класть ножницы нужно только сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держите их за сомкнутые лезвия. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставляйте ножницы с раскрытыми лезвиями.
Следите за движением и положением лезвий ножниц во время работы.
Использовать ножницы нужно только по назначению.
Требования безопасности при работе с бумагой. Следует опасаться: порезов о края бумаги; попадания бумаги в рот.
2.4. Технология работы
Чтобы нарисовать осеннее дерево, лейку для осеннего букета, елочку, крылья для ангела или бабочку для открытки, вам потребуется шаблон
(находятся в конце пособия), но это не означает, что вы должны обязательно воспользоваться ими. Можно проявить фантазию и нарисовать самим.
В зависимости от умелости детей предложенные задания можно упростить. Например, цветы в технике оригами, для открытки к 9 мая, заменить нарисованными цветами или сухоцветами. Задания можно и усложнить, дополнив, например, изготовлением другого варианта или других материалов. Например, рождественского ангела сделать полностью из бумаги, а украсить бусинами, лентами и кружевом.
Разнообразить совместную деятельность можно не только стихами, но и загадками, небольшими литературными текстами, органично сочетающихся с содержанием раздела.
Если вы столкнулись с проблемой, например, нет нужного цвета в цветной бумаге, то можете использовать белую бумагу, раскрасив ее красками, карандашами или фломастерами в нужный цвет.
Не стремитесь провести все занятия, представленные в пособии, ведь главное – не изготовление максимально большого числа поделок, а привлечение детей к этой совместной увлекательной и полезной деятельности.
По окончанию совместной деятельности можно задать ребенку вопросы, стимулирующие осмысление общего результата:
- Ты для чего это делал?
- Чего мы с тобой хотели добиться?
- Зачем нам это? вопросы, стимулирующие анализ деталей:
- Какие были трудности?


18
- Как с ними справился?
- Что было самое интересное?
- Что было самое смешное?
- Что было самое необычное?
- Что бы ты изменил, если бы еще раз делал тоже самое? вопросы, стимулирующие дальнейшее целеполагание:
- Где еще пригодится?
- Чем будем заниматься дальше?
- Появились какие-нибудь идеи на будущее?
Вопросы, задаваемые детям, сводятся только к перечислению того, чем ребенок занимался, тем самым активизируя память ребенка.
Раздел сентябрь, «Рисуем осеннее дерево»:
Цель:
 познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования печать листьев;
 развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материалы: лист бумаги, краски гуашевые, кисть, баночка с водой, салфетки бумажные и матерчатые, листочки разных размеров и формы (клен, осина и др.)
Ход работы:
 распечатываем шаблон дерева (приложение 1) раскрашиваем ствол и ветви дерева гуашью;
 выходим на улицу и собираем понравившиеся листочки, разных размеров и формы;
 покрываем внутреннюю часть листочка (там, где находятся прожилки) краской;
 переворачиваем листочек прокрашенной частью вниз и прижимаем к веточке дерева травку возле дерева дорисовываем кисточкой.
Раздел октябрь, «Осенний букет»:
Цель:
 знакомство детей с миром цветов и листьев;
 умение составлять композиции из цветов и листьев, подбор их по цветовой гамме.

19
Материалы: лист бумаги, цветной картон, клей ПВА, кисть, салфетки бумажные и матерчатые, гербарий, сухоцветы, ножницы.
Ход работы:
 распечатываем (приложение 2) и раскрашиваем лейку;
 собираем букетик из гербария (заранее высушенного);
 наклеиваем на картон, используя клей ПВА.
Раздел ноябрь, «Мама, любимая моя»:
Цель:
 обобщение знаний детей о приближающемся празднике «День матери»;
 изготовить поздравительную открытку.
Материалы: цветной лист бумаги (бежевого или розового цвета), белый лист бумаги, клей ПВА, кисть, салфетки бумажные и матерчатые, фломастеры или карандаши, бантики, бусинки, цветочки, ножницы.
Ход работы:
 обводим руку на листе бежевого или розового цвета (можно использовать белую бумагу, раскрасив ее карандашами под цвет кожи);
 вырезаем;
 из бумаги белого цвета вырезаем глазки, приклеиваем;
 раскрашиваем волосы, дорисовываем носик, губки, глазки; украшаем бантиком, цветочком, бусинками
Раздел декабрь, «Ёлочка»:
Цель:
 совершенствовать навыки вырезывания, с опорой на схему;
 закреплять навыки вырезывания из бумаги.
Материалы: цветной лист бумаги (зеленого цвета), белый лист бумаги, клей ПВА, кисть, салфетки бумажные и матерчатые, фломастеры или карандаши, бантики, конфетти, снежинки, ножницы.
Ход работы:
 распечатываем шаблон ёлочки (приложение 3) на зеленой бумаге
(можно использовать белую бумагу, раскрасив ее карандашами или фломастерами в зеленый цвет), вырезаем;
 складываем по пунктирным линиям; внутри приклеиваем подарочки из цветной бумаги, раскрашиваем;
 украшаем конфетти, полу бусинами, снежинками.