Файл: Задачи по криминологии 4 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи по криминологии 4

Задание 1. Любое воздействие на преступность сводится к определенным методам, которые стали известны человеческому сообществу в процессе исторического развития. Назовите методы воздействия на преступность, которые известны человеческому сообществу:

 

 

 Исторический анализ показывает, что за тысячелетия человеческой практики выкристаллизовались следующие глобальные методы воздействия на преступность:

  • воспитание

  • обеспечение удовлетворенности людей

  • социальный контроль

  • изоляция лиц, представляющих общественную опасность

  • защита и самозащита объекта (предмета) преступного посягательства (воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности)
     

Задание 2. В отношении каких категорий граждан необходимо проводить раннюю профилактику?

 

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики...» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;


9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные УПК РФ;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Кроме указанных категорий несовершеннолетних, их родителей и законных представителей индивидуальная профилактическая работа с иными лицами может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует отметить некорректное изложение п. 6 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики...» о несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, что противоречит юридической логике.

Несовершеннолетний, не достигший возраста, с которого наступает административная ответственность, не является субъектом административного правонарушения и не может считаться совершившим данное правонарушение, в связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 5 необходимо изложить в следующей редакции: «совершивших деяние, содержащее признаки административного правонарушения».


Из п. 3 ч. 1 ст. 5 данного Закона необходимо исключить слова «нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации», чтобы они не противоречили другим статьям, а сам факт нахождения в указанных учреждениях уже считался бы основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

В перечень категорий лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, по непонятным причинам не включены несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия, в том числе (согласно понятию «антиобщественные действия») систематически употребляющие наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

В то же время в п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики...» включены несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

В формулировке понятия «антиобщественные действия» говорится о систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а в п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики...» признак систематического употребления не упоминается.

Не упоминается в ст. 5 «Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа» Федерального закона «Об основах системы профилактики...» такое основание, как занятие проституцией, в то время как занятие проституцией включено в понятие «антиобщественные действия».

Следует учитывать, что занятие проституцией является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.11 КоАП РФ, и согласно п. 5 и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики...» может и должно рассматриваться в качестве основания для проведения индивидуальной профилактической работы (совершение правонарушения, повлекшее применение меры административного взыскания, или совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность).

Такая ситуация породила юридическую коллизию, так как в понятие «антиобщественные действия» включено другое понятие — «административное правонарушение». Для оптимального изложения ст. 5 в нее необходимо включить такое основание, как совершение антиобщественных действий (убрав признак системности) — тогда перечисление оснований для индивидуально профилактической работы будет менее обширным.

 

Задание 3. Перечислите причины и условия преступности

 

 

 Причины преступности - такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.).

Под причинами преступности понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия. Это базовый, основный элемент в проблеме существования преступности.

Другими словами, причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений. Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.

Субъективные причины преступности – определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.

Объективные причины преступности – социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение.

Условия преступности – это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:

1) сопутствующие условия, – те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;

2) необходимые условия, – без которых событие не могло бы наступить;

3) достаточные условия – комплекс всех необходимых условий.

Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности - это демографические
, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.

Именно взаимодействие причин и условий порождает следствие. Так, совершение преступления, квалифицированного по ст. 264 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), выразившегося в совершении автомобильной аварии, когда водитель в дождливую погоду при плохой видимости превысил скорость и не заметил размытого участка дороги. Причина происшествия - превышение скорости и невнимательность водителя; не будь этого, авария бы не случилась. Дождливая погода и плохая видимость - условия происшедшей аварии; сами по себе они не могут ее вызвать, но и без этих условий авария вряд ли произошла бы.

Таким образом, суть условия и его отличие от причины состоит в том, что это явление или процесс, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и во времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия. Иными словами, причина порождает следствие, в то время как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия причины.

Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности.

Разграничить причины и условия преступности не всегда легко и просто. Такое разграничение больше применимо в отношении индивидуального преступного поведения, где можно с достаточной определенностью разделить, что породило соответствующий поступок индивида, а что лишь обусловило ее совершение. На более высоких уровнях анализа такое разграничение существенно затруднено, ибо в иерархической взаимосвязи те или иные явления и процессы выступают в одном случае в качестве причины, а в другом - как условие.