Файл: Задачи по криминологии 4 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе воинской части). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация.

1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие преступления). Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.) Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.) Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая – является по преимуществу условиями совершения преступлений.

2) По уровню (иерархии, субординации) функционирования криминогенные детерминанты классифицируются: на общие причины и условия преступности; причины и условия групп преступлений (рецидивных, преступлений несовершеннолетних, корыстных); причины и условия отдельных конкретных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макроуровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.


3) По содержанию: социально-психологические (большинство причин преступлений кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие (бесхозяйственность, плохая профилактическая работа по месту жительства).

4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство причин имеют эту природу); объективные; субъективные. Абсолютно объективных или абсолютно субъективных явлений в обществе не существует. 5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные причины и условия.

6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).

В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

Причины, влияющие на преступность, могут также быть:

1) общие - система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;

2) специфические - часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий) приводит к преступлению.

Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны - они будут там, где есть общество.

Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:

1) индивидуальном - рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;

2) социологическом - здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;

3) философском - самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).



 

Задание 4. Основные направления предупредительной деятельности сводятся к двум главным, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены (раскройте их, путем заполнения таблицы).


Задание 5. Расположите по мере значимости предложенные в таблице меры противодействия преступности

п/п

Меры противодействия преступности

Расположение по значимости

1.

Создание служб общественной безопасности на основе добровольного участия граждан

 2

2.

Активные действия подразделений полиции

 1

3.

Подключение к борьбе с преступностью служб государственной безопасности

 5

4.

Разрешение гражданам ношения и использования огнестрельного оружия для защиты жизни и имущества

  4

5.

Введение режима чрезвычайного положения на всей территории России

 3

 6

 

  профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);


 

 

 7

  направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;

 

 

Дополните таблицу своими мерами противодействия преступности.  Обоснуйте свой ответ

К основным направленим профилактики правонарушений относится

профилактика правонарушений осуществляемая в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений, поэтому я выбрала меры индивидуальной профилактики правонарушений.

______________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________
Задание 6. Методика криминологического исследования –это совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника и мерах борьбы с ней.


При проведении криминологических исследований применяются общие и специальные методы. В представленной таблице перечислите эти методы
(не менее 7 в каждой группе):

 

Общие методы, применяемые при проведении криминологических исследований

Специальные методы,
применяемые при проведении криминологических исследований


1. абстрагирование,

2. теоретический метод (гипотетический),

3. наблюдение,

4. эксперимент,

5. анализ,

6. синтез,

7. сравнение,

8. логический,

9. исторический,

10. обобщение,

11. системно-структурный анализ (системный подход).

1. Социологические – опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок и т.д
2. Статистические – статистическое наблюдение, выборочное наблюдение, закон больших чисел, сводка, группировка и т.д
3. Экономические – экономический анализ и т.д
4. Психологические – многофазовые личностные тесты и т.д
5. Математические – формула определения уровня преступности, определение ошибки репрезентативности и т.д

6. Кибернетические – моделирование, прогнозирование и т.д

7.Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный)

 

Задание 7. При проведении криминологических исследований, наиболее часто применяемые методы можно условно разделить на три группы: эмпирические, опытные и уголовно-статистические. Опишите кратко суть каждого метода:



п/п

Эмпирические методы

 

1

Простое наблюдение – это непосредственное восприятие значимой для криминолога информации. 2 вида наблюдения: - простое – исследователь пассивно наблюдает ситуацию со стороны, сам в ней не участвует; - включенное – исседователь инкогнито включается в группу, коллектив, становится одним из его членов и осуществляет наблюдение изнутри.

 

2

Опрос (устный, письменный) – это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

o письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;

o устными, когда вопросы ставятся устно.
 

3

Тестирование – метод психологической диа-гностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступ-ников и потерпевших, характера и содержания отношения с другими людь-ми, отношений к самому себе и т.д.

 

4

Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования. В документах фиксируются факты, которые, как правило, уже проверены и потому заслуживают доверия исследователя. Наиболее значимые для криминологического исследования документы содержатся в материалах расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, в личных делах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

 

 

Опытные методы

 

1

Включенное наблюдение – это изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», когда исследователь непосредственно воспринимает изучаемую ситуацию, группу или событие повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности.

 

2

Социометрия –измерение взаимоотношений между людьми, выявление социальных позиций, ролей человека. В криминологии представляет интерес социальная роль (лидер, аутсайдер и т.п.) конкретной личности в микро или макро группе (например, в преступной группе), наличие конфликтных ситуаций (например, в группе осужденных в местах лишения свободы).

 

3

Апробационный эксперимент – ретроспективный эксперимент (когда естественным образом возникающая ситуация интерпретируются в целях криминологического анализа как специально созданные условия при которых наблюдается преступность), апробационный эксперимент (опытная проверка эффективности применяемых на практике мер предупреждения (профилактики) совершения преступлений).

 

4

Социальный эксперимент – эксперимент в реально существующей жизненной ситуации. Анализируемый фактор начинает действовать, исследователь его фиксирует и отслеживает.

 

5

Моделирование – метод криминологического прогнозирования, в основе которого лежит построение статистических и динамических моделей, т. е. описание состояния и вероятностного развития преступности и ее детерминант, ее отдельных видов (групп), личности преступников, а также возможного преступного поведения.

 

6

Метод экспертных оценок – обобщение мнений специалистов, базирующихся на их профессиональном мастерстве, интуиции, научном и практическом опыте в области борьбы с преступностью. Экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалистов относительно отдельных вопросов прогнозирования.

 

7

Анализ документов – это когда необходимая информация собирается из различных документальных источников. В данном случае к документам относятся различные справки, договоры, уголовные дела, графические обозначения, видео - и аудиокассеты, другие предметы, созданные человеком и предназначенные для хранения и передачи информации.

 

 

Уголовно-статистические методы

 

1

Экстраполяция – это распространение выводов, полученных при изучении прошлой и настоящей преступности, на ее будущие тенденции. определение будущих, ожидаемых значений величин, показателей на основе имеющихся данных о тенденциях их изменений в прошлые периоды. Математически Э. сводится к продолжению кривой, характеризующей предыдущее изменение экономического показателя.

 

2

Интерполяция – это восстановление в динамических рядах отсутствующих элементов на основе имеющихся данных.

 

3

Анализ взаимосвязи – позволяет выбрать направление для дальнейших криминологических исследований, связав ее с конкретными социальными факторами, в том числе с работой правоохранительных, пенитенциарных и судебных органов. применяется для установления взаимосвязи между изучаемыми явлениями (например, влияние опьянения на совершение преступлений), между преступностью и образованием, преступностью и семейным положением. 

 

4

Вторичная группировка – состоит в том, что ряд показателей разделяется на группы, а затем выясняется, как эти группы характеризуются по другому признаку. Например, все население страны делится на несовершеннолетних и взрослых и сопоставляется уровень преступности в обеих группах.

 

5

Метод параллельных рядов – это группировки, состоящие из рядов, располагаемых последовательно, каждый из которых находится в определенной связи друг с другом.

 

6

Корреляционный анализ – предполагает использование в определенной последовательности совокупности статистических методов обработки большого объема криминологической информации, позволяющие исследовать взаимосвязи между различными признаками этого явления.