ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе воинской части). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.
Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация.
1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие преступления). Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.) Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.) Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая – является по преимуществу условиями совершения преступлений.
2) По уровню (иерархии, субординации) функционирования криминогенные детерминанты классифицируются: на общие причины и условия преступности; причины и условия групп преступлений (рецидивных, преступлений несовершеннолетних, корыстных); причины и условия отдельных конкретных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.
Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макроуровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.
3) По содержанию: социально-психологические (большинство причин преступлений кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие (бесхозяйственность, плохая профилактическая работа по месту жительства).
4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство причин имеют эту природу); объективные; субъективные. Абсолютно объективных или абсолютно субъективных явлений в обществе не существует. 5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные причины и условия.
6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).
В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.
Причины, влияющие на преступность, могут также быть:
1) общие - система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;
2) специфические - часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий) приводит к преступлению.
Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны - они будут там, где есть общество.
Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:
1) индивидуальном - рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;
2) социологическом - здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;
3) философском - самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).
Задание 4. Основные направления предупредительной деятельности сводятся к двум главным, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены (раскройте их, путем заполнения таблицы).
Задание 5. Расположите по мере значимости предложенные в таблице меры противодействия преступности
№ п/п | Меры противодействия преступности | Расположение по значимости |
1. | Создание служб общественной безопасности на основе добровольного участия граждан | 2 |
2. | Активные действия подразделений полиции | 1 |
3. | Подключение к борьбе с преступностью служб государственной безопасности | 5 |
4. | Разрешение гражданам ношения и использования огнестрельного оружия для защиты жизни и имущества | 4 |
5. | Введение режима чрезвычайного положения на всей территории России | 3 |
6 | профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение); | |
7 | направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения; | |
Дополните таблицу своими мерами противодействия преступности. Обоснуйте свой ответ
К основным направленим профилактики правонарушений относится
профилактика правонарушений осуществляемая в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений, поэтому я выбрала меры индивидуальной профилактики правонарушений.
______________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 6. Методика криминологического исследования –это совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника и мерах борьбы с ней.
При проведении криминологических исследований применяются общие и специальные методы. В представленной таблице перечислите эти методы
(не менее 7 в каждой группе):
Общие методы, применяемые при проведении криминологических исследований | Специальные методы, применяемые при проведении криминологических исследований |
1. абстрагирование, 2. теоретический метод (гипотетический), 3. наблюдение, 4. эксперимент, 5. анализ, 6. синтез, 7. сравнение, 8. логический, 9. исторический, 10. обобщение, 11. системно-структурный анализ (системный подход). | 1. Социологические – опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок и т.д 2. Статистические – статистическое наблюдение, выборочное наблюдение, закон больших чисел, сводка, группировка и т.д 3. Экономические – экономический анализ и т.д 4. Психологические – многофазовые личностные тесты и т.д 5. Математические – формула определения уровня преступности, определение ошибки репрезентативности и т.д 6. Кибернетические – моделирование, прогнозирование и т.д 7.Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) |
Задание 7. При проведении криминологических исследований, наиболее часто применяемые методы можно условно разделить на три группы: эмпирические, опытные и уголовно-статистические. Опишите кратко суть каждого метода:
№ п/п | Эмпирические методы |
1 | Простое наблюдение – это непосредственное восприятие значимой для криминолога информации. 2 вида наблюдения: - простое – исследователь пассивно наблюдает ситуацию со стороны, сам в ней не участвует; - включенное – исседователь инкогнито включается в группу, коллектив, становится одним из его членов и осуществляет наблюдение изнутри. |
2 | Опрос (устный, письменный) – это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают: o письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде; o устными, когда вопросы ставятся устно. |
3 | Тестирование – метод психологической диа-гностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступ-ников и потерпевших, характера и содержания отношения с другими людь-ми, отношений к самому себе и т.д. |
4 | Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования. В документах фиксируются факты, которые, как правило, уже проверены и потому заслуживают доверия исследователя. Наиболее значимые для криминологического исследования документы содержатся в материалах расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, в личных делах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. |
| Опытные методы |
1 | Включенное наблюдение – это изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», когда исследователь непосредственно воспринимает изучаемую ситуацию, группу или событие повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности. |
2 | Социометрия –измерение взаимоотношений между людьми, выявление социальных позиций, ролей человека. В криминологии представляет интерес социальная роль (лидер, аутсайдер и т.п.) конкретной личности в микро или макро группе (например, в преступной группе), наличие конфликтных ситуаций (например, в группе осужденных в местах лишения свободы). |
3 | Апробационный эксперимент – ретроспективный эксперимент (когда естественным образом возникающая ситуация интерпретируются в целях криминологического анализа как специально созданные условия при которых наблюдается преступность), апробационный эксперимент (опытная проверка эффективности применяемых на практике мер предупреждения (профилактики) совершения преступлений). |
4 | Социальный эксперимент – эксперимент в реально существующей жизненной ситуации. Анализируемый фактор начинает действовать, исследователь его фиксирует и отслеживает. |
5 | Моделирование – метод криминологического прогнозирования, в основе которого лежит построение статистических и динамических моделей, т. е. описание состояния и вероятностного развития преступности и ее детерминант, ее отдельных видов (групп), личности преступников, а также возможного преступного поведения. |
6 | Метод экспертных оценок – обобщение мнений специалистов, базирующихся на их профессиональном мастерстве, интуиции, научном и практическом опыте в области борьбы с преступностью. Экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалистов относительно отдельных вопросов прогнозирования. |
7 | Анализ документов – это когда необходимая информация собирается из различных документальных источников. В данном случае к документам относятся различные справки, договоры, уголовные дела, графические обозначения, видео - и аудиокассеты, другие предметы, созданные человеком и предназначенные для хранения и передачи информации. |
| Уголовно-статистические методы |
1 | Экстраполяция – это распространение выводов, полученных при изучении прошлой и настоящей преступности, на ее будущие тенденции. определение будущих, ожидаемых значений величин, показателей на основе имеющихся данных о тенденциях их изменений в прошлые периоды. Математически Э. сводится к продолжению кривой, характеризующей предыдущее изменение экономического показателя. |
2 | Интерполяция – это восстановление в динамических рядах отсутствующих элементов на основе имеющихся данных. |
3 | Анализ взаимосвязи – позволяет выбрать направление для дальнейших криминологических исследований, связав ее с конкретными социальными факторами, в том числе с работой правоохранительных, пенитенциарных и судебных органов. применяется для установления взаимосвязи между изучаемыми явлениями (например, влияние опьянения на совершение преступлений), между преступностью и образованием, преступностью и семейным положением. |
4 | Вторичная группировка – состоит в том, что ряд показателей разделяется на группы, а затем выясняется, как эти группы характеризуются по другому признаку. Например, все население страны делится на несовершеннолетних и взрослых и сопоставляется уровень преступности в обеих группах. |
5 | Метод параллельных рядов – это группировки, состоящие из рядов, располагаемых последовательно, каждый из которых находится в определенной связи друг с другом. |
6 | Корреляционный анализ – предполагает использование в определенной последовательности совокупности статистических методов обработки большого объема криминологической информации, позволяющие исследовать взаимосвязи между различными признаками этого явления. |