Файл: Роль классного руководителя в формировании гармоничноразвитой личности и становление классного коллектива.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Доклад

на тему: «Роль классного руководителя в формировании гармонично-развитой личности и становление классного коллектива»

Доклад подготовила: Королькова Карина Владимировна


Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.

Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.

А если человек загадывает на века – он воспитывает детей

Старинная японская мудрость
Классный руководитель- это организатор разнообразной деятельности в классе, способствующий «саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, созданию необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».

Чтобы деятельность классного руководителя была эффективной в современных условиях, он должен выработать такие качества, как уверенность в себе, умение общаться с учениками, их родителями и коллегами, владение психологическими приемами разрешения конфликтных ситуаций, иметь собственный стиль в одежде, высокий профессионализм учителя – предметника и т.д.

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :

  • становление классного коллектива

  • формирование гармонично – развитой личности

Классный коллектив – это большая воспитательная сила, т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении, самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.

Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и формированию классного коллектива.


Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором, заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания:

  • воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

  • любая воспитательная задача решается через активные действия; физическое развитие – через физические упражнения

  • нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решения интеллектуальных задач

  • содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей.

Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.

Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся, проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому. Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности, выявлять черты характера, культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.


Непосредственное общение с детьми, духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения.

Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности, осознание ее целей, требований, перспектив. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления, как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.

Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношений, формирование личности протекает, как движение, вызываемое причинами проходящее свои этапы . Это движение длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила: « Недостаток ребенка – это такое достоинство, которому мы не нашли применения». А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь», « я рада, что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня, как классного руководителя, одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.

Формируя классный коллектив использую следующие направления в воспитательной работе:

  • художественно- эстетическое

  • патриотическое

  • здоровьесберегающее

  • спортивное

Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:

  • воспитывать у учащихся потребность в формировании здорового образа жизни;

  • воспитывать чувство долга, чувство собственного достоинства;

  • поддерживать творческие стремления детей;

  • создать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

  • создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;

  • обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности.


В работе с классным коллективом использую следующие методы, приемы, формы работы: лекция, объяснение, беседа, диспут, пример, поощрение.

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися:

  • психологическая диагностика

  • индивидуальные беседы

  • вовлечение учащихся в кружки и факультативы

  • дневник педагогических наблюдений

Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками, ежедневно отслеживаю оценки учеников , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .

Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы . Классные часы можно подразделять на группы : « часы знаний» , « часы труда» , « час коллектива» , « час творчества» и т.д. Классный час – это своеобразная форма собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни классного коллектива. В течении часа проводится свободная дискуссия , формируются основные выводы и решения , выдвигаются темы и вопросы следующих классных часов.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, о повышении качества знаний, укрепления дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, увлекаться театром , живописью , литературой, разбираться в моде, владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .


Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются не только интересными уроками. Но в памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии, школьные вечера, яркие доклады. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после школы не порывают связь со своими любимыми классными руководителями.

Список использованной литературы


  1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.

  2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.

  3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.-386с.

  4. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. - 286с.

  5. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова - М.: АРКТИ, 2008. -310с.

  6. News. 1 September, ru


Приложение

Рекомендации по управлению поведением.

Учитель должен быть заботливым наставником и показывать пример.

Для этого он поступает следующим образом:

  1. Не отдает предпочтения одним ученикам перед другими, не имеет привычки к сарказму, не ставит ребят в неловкое положение и не делает ничего, что оскорбило бы их достоинство.

  2. Относится к школьникам с уважением и любовью:

  • создает такие отношения с учениками, которые делают их восприимчивыми к положительному влиянию учителя;

  • помогает им успешно учиться;

  • так реагирует на неправильные и неполные ответы, что ученик не теряет чувства уверенности в себе и впредь не боится делать ошибки;

  • интересуется взглядами и системой ценностей учеников, обсуждая вместе с ними их идеи и интересы.

  1. Подает хороший пример и осуществляет правильный подход к нравственному воспитанию:

  • обсуждает с учениками важные нравственные проблемы, появляющиеся в классе;

  • объясняет ученикам, почему нельзя лгать, воровать, задирать других и дразнить их обидными прозвищами;

  • учит школьников соблюдать такие нравственные ценности, как честность и уважение к окружающим, защищать эти ценности по мере необходимости;

  • рассказывает о том, что заставляет человека жить, ориентируясь на нравственные ценности.