Файл: Решение задач на тему Тепловые двигатели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В инструкционных картах достаточно подробно раскрываются порядок и необходимые методические указания для рационального выполнения студентами соответствующих практических заданий.

Педагогами разработана схема инструкционной карты, в которой выделены следующие разделы:

  • тема;

  • вид занятия;

  • задачи (с указанием возможных формулировок в зависимости от дидактической цели);

  • требования к знаниям и умениям;

  • оборудование;

  • используемая литература;

  • ход практического занятия, который включает «Методические указания по выполнению практической работы» (вопросы для актуализации опорных знаний, формулировку содержания заданий и методические указания по их выполнению) и методические указания по выполнению заданий.

Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности студентов для практического освоения профессиональных компетенций при изучении соответствующей учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

Изучив методические указания, студент приступает к выполнению практических заданий. Преподаватель направляет ход выполнения упражнений.

Обязательными элементами инструкционной карты являются «Контроль» (например, подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку) и «Задание на дом». Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для студентов. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения). В качестве заданий на дом могут быть применены такие как: приведите примеры по изученной теме из средств массовой информации; найдите в Интернете другие определения изучаемых процессов; проведите дома психологический эксперимент с родителями;

Применение инструкционных карт позволяет преподавателям уделять больше внимание вопросам индивидуальной работы со студентами, направлять на творческое развитие, кроме того, изучение методических указаний по выполнению практических заданий на средства обучения (инструкционные карты) освобождает время преподавателя, повышает производительность его труда. Поскольку инструкционные карты представляют собой чёткую инструкцию для самостоятельной работы студентов, то их использование очень удобно для отработки пропущенных практических занятий студентами во внеурочное время.

Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого студента.


Инструкционные карты практических занятий по учебной дисциплине или профессиональному модулю могут быть собраны в практикумы.

Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Системное использование разработанных для организации образовательного процесса инструкционных карт по дисциплинам управленческого цикла на занятиях позволяет студентам не только качественно закрепить теоретический материал, но и приобрести креативные профессиональные умения.

При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:

Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности студента.

Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений, и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.

Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание студентами содержания и средств своей деятельности. Инструкционная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций. Здесь решающее значение имеет уровень знаний преподавателя и умение отобрать, ограничить материал.

Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционных картах разноуровневых заданий.

Наглядность содержания и деятельности.

Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструкционной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения.

Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструкционной карте.

Индивидуальность и коллективность обучения. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. Инструкционные карты способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с картой – все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.


Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и студента. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Эффективность должна подчиняться целям обучения.

Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструкционные карты показывают весь маршрут приобретения профессиональных компетенций.

Важна также рациональная методика использования инструкционных карт на занятиех, имея в виду ценность их на первоначальных, самых важных этапах практического обучения, когда у студентов закладывается база, фундамент будущей специальности. А каков фундамент, таково и возводимое на нем здание.
2.1Анализ теоретического занятия

Тема: Взаимодействие тел

Цели занятие: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Взаимодействие тел».

Задачи занятие:

  • Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Взаимодействие тел»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.

  • Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.

  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Приборы и материалы: мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска, презентация «РоwerPoint», модем-интернет; опросные листы.

Данное занятие является занятием обобщения и повторения по теме «Взаимодействие тел». Содержание занятие соответствует программе и задачам занятие. Я заранее подготовил мультимедийную презентацию «Взаимодействие тел», которая позволила в доступной и наглядной форме повторить материал.

Проверка основных теоретических понятий была проведена комбинированно: индивидуальная работа и устный опрос, при этом достиг выполнения поставленных задач –формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; развитие устной речи учащихся, коммуникативные способности. Для организации активной мыслительной деятельности учащихся, мною были использованы методы стимулирования и мотивации учащихся: в начале занятие были выданы опросные листы, в которых необходимо было в ходе занятие записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце занятие мы перевели в оценки.


Материал занятие способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Занятие способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.
2.2Анализ практического занятия

Тема: Решение задач на тему «Тепловые двигатели»

Цели и задачи занятие:

1. Показать приёмы решения задач с практическим применением изученного материала.

2.Отработка навыков простейших измерений для выполнения поставленной задачи.

3.Продолжить формирование навыков объяснения физического содержания проделанных опытов, делать выводы.

4.Показать, какую роль играет атмосферное давление в жизни человека.

Задачи:

1. выполнение плана занятие;

2. достижение целей занятие;

3. особенно интересное и поучительное на занятие;

4. что произвело на занятие наибольшее впечатление;

5. какие изменения целесообразно внести при повторном проведении занятие на эту же тему;

6. оценка занятие.
Занятие проходил в традиционной форме. Я предлагал задания и выполнял опыты – учащиеся выполняли задачи и объясняли наблюдаемые явления. Ребята работали индивидуально, а анализ, полученных результатов и объяснение наблюдаемых явлений выполняли совместно. Этапы повторения и закрепления материала были в начале и в конце занятие с помощью беседы учителя и учеников.

Цели, которые я наметил, были выполнены. Студенты решили запланированные задачи, выполнили и объяснили опыты, учились делать выводы и обобщения.

Ценность занятие была несомненна в наглядности изучаемых явлений и показанные опыты,и решенные задачи ,помогли ребятам сделать обобщение о той роли, которая играет атмосферное давление в жизни человека.

Также вести занятие мне помогал преподаватель, который хорошо владеет материалом, владеет методикой проведения демонстрационных опытов. На занятие была смена деятельности учащихся, поэтому педагог постоянно держал внимание учеников на изучаемых явлениях.

В течении занятиеяпостоянно стимулировал студентов к результативной деятельности, было достигнуто сотрудничество меня как преподавателя и учеников, поэтому все задачи, поставленные на занятие были выполнены.

Но на занятие не был проведен анализа занятие. Со студентами необходимо было выяснить: достигли ли они цели, что особенно интересное и поучительное было на занятии, что бы они хотели изменить на занятие. Эти размышления необходимы для того, чтобы ребята включились в процесс обучения. Были не пассивными слушателями, а активными участниками обучения. Не было прокомментировано домашнее задание. Не было предложено творческое задание.


4. План-разработка воспитательного мероприятия

Тема: Увлечение пивом: безобидное развлечение или опасная привычка?

Направленность тематики: нравственно-правовое воспитание в форме лектория по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения учащихся (план работы лектория прилагается).

Обоснованность выбранной тематики: предложенную тему занятия считаю актуальной, т.к. тенденция последних лет - безмерное увлечение пивом в молодежной среде. При этом бытует рекламное мнение о пользе данного напитка, как наилучшей альтернативе крепким спиртным напиткам.

Цели мероприятия: изучить существование проблемы пивного алкоголизма,

выявить биологические и социально-правовые последствия употребление пива для подростка, женщины-матери, мужчины-отца, продолжить воспитание ответственного поведения несовершеннолетних.

Задачи: создать условия для командной работы учащихся; развивать навыки соединения научной просветительской информации с реальными жизненными условиями; обучать целенаправленной работе с Интернет-источниками; развивать навыки выработки своего собственного мнения к тем или иным явлениям.

Возрастная аудитория учащихся 19-20 лет

Вид мероприятия: дискуссия с элементами тренинга и ролевой игры

Оснащение занятия: компьютерное оснащение с подключением Интернет-сети, карточки задания, таблицы на ватмане, канцелярские принадлежности, организованные места для командной работы и проведения треннингового упражнения, распечатанная информация по теме, Кодекс об административных правонарушениях

План мероприятия:

А. Организационный момент: приветствие, оглашение темы, цели, доведение и пояснение плана работы. (5 минут)

1. Изучение проблемы. (20 минут)

2.Обсуждение проблемы. (10 минут)

3. Вывод о существовании проблемы. (5 минут)

4. Обсуждение путей решения проблемы. (15 минут)

5. Треннинговое упражнение. (20 минут)

6.Домашнее задание. (3минуты)

7.Рефлексия. (2минуты)

Ход мероприятия:

1.Учащиеся объединены в группы по 5 человек, каждой группе предложены ситуации из реальной жизни и вопросы по проблеме употребления пива.

2.Раздаточный материал:

Ситуация 1: однокурсники Игорь и Виктор во время каникул почти каждый вечер «зависают» в парке на скамейках с бутылкой пива, возле них всегда много девчонок; шумная веселая компания никому не вредит , не мешает соседям на других скамейках, не привлекает внимание у милиции, которые больше озабочены явными пьяными дебоширами.