Файл: Вопросы контрольной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы контрольной работы


  1. Что является предметом изучения политологии?

Предметом политологии является политическая жизнь общества, основанная на:

  1. Политических отношениях данного общества;

  2. Политическом сознании граждан данного общества;

  3. Политической системе данного общества.

Всю совокупность проблем политики, составляющих предмет ее исследования, можно представить следующими крупными блоками:

  1. Идейно-теоретические основы политики;

  2. Политическая власть, ее сущность и проблемы функционирования;

  3. Политические системы общества и политические институты;

  4. Политическая культура, политическое сознание, политическое поведение;

  5. Мировая политика и международные отношения.

  1. Государство как основной политический институт. Форма правления государства, форма государственного устройства, политический режим.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н. Макиавелли. Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

Государство ‒ это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Форма государства ‒ способ организации государственной власти. В это понятие входят: 

  1. форма правления,

  2. форма государственного устройства,

3) политический режим.

«Форма правления» ‒ это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления ‒ это монархия и республика и их разновидности.

Монархия характеризуется тем, что власть главы государства ‒ монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия ‒ характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия ‒ предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.


Дуалистическая монархия ‒ полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (К примеру: Саудовская Аравия).

Парламентарная монархия ‒ власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (К примеру: Великобритания, Испания, Норвегия).

Республика ‒ известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (К примеру, США). Министры несут ответственность перед президентом. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (К примеру: США), либо прямым голосованием граждан (К примеру: Франция)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики ‒ жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта ‒ формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (К примеру: Греция, Италия).


Президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (таких как, Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Форма государственного устройства

От формы государственного устройства зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство («унитарное» происходит от латинского unis ‒ «один»): в такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира (К примеру: Япония, Китай).

Федеративное государство (от латинского feodus ‒ «союз»): устроено сложнее. Оно разделено на субъекты, в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций (К примеру: Россия, США).

Политический режим ‒ это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима ‒ тоталитарный, авторитарный и демократический.

При тоталитарном режиме (от латинского totalis ‒ «полный»): государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип ‒ «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств ‒ фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм (происходит от латинского autoritas ‒ «влияние, власть, мнение»). Принцип авторитарного режима ‒ «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма ‒ больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию (К примеру: Венесуэла, Беларусь).  


Демократия (с греческого «демократия» означает «власть народа»). Принцип этого режима ‒ «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод ‒ избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии ‒ равенство всех граждан перед законом. Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так (к примеру, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая»). Настоящих демократий в мире немного (такие как, Канада, Новая Зеландия).

  1. Раскройте особенности осуществления принципа разделения властей по конституции РФ? Каков объем полномочий президента по отношению к трем ветвям власти?

Особенностью применения принципа разделения властей в России по сравнению с рядом других государств является его конституционное закрепление. Конституция РФ не только декларировала принцип разделения властей, но и закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов и компетенцию.

Особенностью применения принципа разделения властей в государственном механизме России является фактическое доминирование исполнительной власти в лице Президента над всеми другими ветвями власти.

По природе и характеру выполняемых функций Президент является не только главой государства, но и фактически главой исполнительной власти.

В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении от должности.

Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, Президент подчиняет себе непосредственно так называемые силовые структуры (армию, полицию и др.), зачастую вмешивается в повседневную деятельность Правительства.


Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту РФ сосредоточить в своих руках поистине «суперпрезидентскую» власть. Наличие последней ставит под сомнение реальный характер принципа разделения властей в современной России, его надежную гарантированность и ожидаемую эффективность. В этом также проявляются особенности применения принципа разделения властей в постсоветской России.

Аналогичная картина с реализацией принципа разделения властей наблюдается в России не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации, особенно в республиках. Здесь имеет место перекос во властных структурах в сторону власти глав республик и губернаторов, нередко в ущерб законодательной и судебной властям.

Президент как глава российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти (см. таблицу 1).

Таблица 1

Президент во взаимоотношениях с Федеральным Собранием (в Конституции Российской федерации перечислены следующие полномочия Президента во взаимоотношениях с Федеральным Собранием)

Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

назначает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент во взаимоотношениях с Государственной думой( в Конституции Российской федерации перечислены следующие полномочия Президента во взаимоотношениях с Государственной Думой)


Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;

ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

назначает выборы Государственной Думы;

вправе созвать первое заседание Государственной Думы ранее 30-го дня после ее роспуска;

распускает Государственную Думу;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

праве отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.

Президент во взаимоотношениях с Советом

В Конституции Российской федерации перечислены следующие полномочия Президента во взаимоотношениях с Сонетом Федерации:


Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской федерации;

Президент вносит в Сонет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора;

Совет Федерации может отрешить от должности Президента,

Совет федерации назначает выборы Президента Российской Федерации;

Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения.

Президент во взаимоотношениях с Правительством РФ (в Конституции Российской федерации перечислены следующие полномочия Президента во взаимоотношениях с Правительством РФ)


Принимает решение об отставке Правительства;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

имеет право отменять постановления Правительства;

по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ.


Президент во взаимодействии с судебной властью (в Конституции Российской федерации перечислены следующие полномочия Президента во взаимоотношениях с судебной властью РФ)


Представляет Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской федерации;

самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.

С полномочиями Президента относительно судебной власти тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения. Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.