Файл: Формы государственного правления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Формы государственного правления

Содержание

Введение

1.Понятие формы правления как элемента формы государства

2. Монархия и ее разновидности

3. Республиканская форма правления и ее виды

4. Форма правления в России на современном этапе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы Проблема изучения форм правления является одной из важнейших в современной науке и для общества. Любая из ныне существующих форм правления оказывает огромное влияние на поведение и жизнедеятельность каждого человека, который во всех успехах и неудачах рассматривает важным звеном деятельность государственных и политических институтов, а также тех решений, принимаемые должностными лицами государства. Формы правления являются основным объектом для изучения ученых государствоведов, юристов, политологов и других исследователей, занимающихся общественными науками.

Объект данной работы: формы правления

Предмет данной работы: виды и классификации форм правления и механизмы их функционирования в различных государствах.

Цель работы: дать характеристику формам правления.

Задачи данной работы:

- дать характеристику понятия формы правления как элемента формы государства;

- проанализировать монархию и ее разновидности;

- описать республиканскую форму правления и ее виды

- исследовать форму правления в России на современном этапе

Данная курсовая работа содержит введение четыре основных вопроса, заключения и списка литературы в количестве 14 наименований.

Понятие формы правления как элемента формы государства

«Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании»[12]. Формы правления изучали еще во времена античности. «Так, Платон и Аристотель выделяли две группы форм правления: классические (царская власть, аристократия, демократия (полития) и три отклоняющиеся от них – тирания, олигархия и охлократия (анархия)» [2, c. 506; 2, c. 58].  На современном этапе понятие формы правления по сути не изменилось, однако его дополняли новые аспекты. Чешский юрист Й. Благож считает, «что в понятие формы правления также необходимо включать и систему политических партий, и их взаимоотношения с высшими государственными органами, особенно отношения, касающиеся принятия решений по важным политическим и государственным вопросам» [5, c. 22]. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле. В настоящий момент существует спорный вопрос включить в понятие формы правления такой признак, как компетенция, возможность ее распределения между структурами государственной власти. Треть современных ученых очень поддерживают точку зрения, что она- это неотъемлемый элемент формы правления [8, c. 90]. Однако существуют и противоположные подходы. Например, по мнению В.С. Петрова «Не следует включать в форму правления весь объем организации всех органов власти и управления и разграничение между ними компетенции, поскольку такое расширение понятия формы правления может привести к его отождествлению с понятием механизма государства» [11, c. 57]. По мнению нашего современника Б.А. Осипяна «все правомерные и неправомерные типы государства можно условно подразделить на монархии и парламентские республики, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие им разновидности» [10; 25].


Форма правления является наиболее консервативным компонентом, при котором происходит организация государственной власти, т. к отношение народа к власти, а также роль и место, которое определяет жизнь человека в опоре на устойчивое представления. Большое значение имеет система ценностей, набор традиций, которые господствуют в обществе. Как видно из исторического опыта, форма правления наряду с известным консерватизмом может подвергаться изменениям. Однако при всех изменениях форма правления обязана включать в себя элементы, которые позволяют отличить ее от других проявлений форм государства, форм государственного устройства, а также форм политического (государственного) режима:

1. По способу формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2. По структуре органов верховной власти (законодательные структуры в виде парламента. Исполнительные органы в лице президента, премьера и правительства. Судебные органы, а также глава государства в лице монарха или президента;

3.Компетентностное распределение между высшими органами государственной власти;

4. Принцип взаимоотношений между органами верховной власти;

5. По взаимоотношению государственных органов и населения.

Формы правления могут отличаться в рамках того, какое осуществление получает верховная власть.

В истории государства есть два вида органов, которые обладают верховной (высшей) властью в стране -- единоличные и коллегиальные. Единоличной властью распоряжается монарх (царь, император, король, шах). Поэтому соответствующая форма правления в таком государстве получила называние монархия. Коллегиальным органом считается парламент, к которому можно отнести Государственную Думу, Народное Собрание. Эти органы избираются народом, и парламент осуществляет государственную власть от его имени. Государство, во главе с таким коллегиальным органом получил наименование республика.

К характеристике любого государства относится территория, население. Однако они существенным образом отличаются друг от друга, имея некоторые особенности своей внутренней структуры, что находит выражение в понятии «форма государства». Форма государства относится к непосредственному выразителю и носителю его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такая, в конечном счете и формируется его форма. Формы государства в значительной степени влияет на саму политическую жизнь в обществе, придает устойчивость государственным институтам. Форма государства может выступить как конструкция, на которую могут влияять как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.


Формы государства, так же, как и его сущность, и содержание всегда подвергались изменениям и никогда не оставались в неизменном виде.

На это также влияет экономические, социально-политические идеологические и иные факторы, которые всегда изменялись и развивались. В разных странах, формам правления развиваются исходя из своих особенностей, характерных признаков, наполняясь новым содержанием и получая обогащение при взаимодействии с другими формами. Вместе с тем форма у всех современных государств, объединена по общим признакам, что дает нам возможность определить каждый элемент формы государства. К основным элементам формы государства можно отнести форму правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.

Чтобы была полная исчерпывающая характеристика конкретного государства как особого вида политической организации, нужно дать анализ всей совокупности его признаков при выделении среди них важнейших.

К последним можно отнести признаки, которые характеризуют порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Этой стороне формы государства отводится роль в определении структуры и полномочий высших органов государственной власти страны, определения порядка их образования и взаимоотношений между собой, а также уровень участвующего населения при формировании этих органов и влиянии на принимаемые ими решения. Любые формы правления согласно историческому подходу формируются в борьбе и взаимодействии социальных и политических сил в соответствующем обществе. Термин «форма правления» (реже - «форма государственного правления») имеет содержание во многих конституциях стран мира ( Бразилии 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др. Всегда приводится мысль том, является ли государство монархией или республикой (исключение здесь Израиль и Камбоджа 1993г., в которых используется название «государство», например «Государство Израиль»). Однако в конституциях развернутого понятия формы правления нет.

Форма государственного правления является элементом формы государства, который характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. Таким образом, форма государства является структурным, территориальным и политическим устройством, сочетающее единство трёх вышеназванных составляющих.


2. Монархия и ее разновидности

«Мона́рхия (лат. monarchia «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству»[10]. «Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице»[14]. Это видно на примере политического строения Киевской Руси, где Властитель (монарх) находился в столице.

Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются:

а) наличие единоличной и верховной государственной власти;

б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Нельзя не согласиться с мнением З.Н. Курдюковой, что различие между монархией и республикой по критериям выборности, коллегиальности, краткосрочности, подотчетности весьма условно [7; 60] Встречаются в истории и на современном этапе отдельные редкие отклонения от этих норм. Однако они не ставят под сомнение принципиальные значимость признаков монархии. И.А. Ильин считал, что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. «Каждый народ и каждая страна, — писал И.А. Ильин, — есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой», именно поэтому «каждому народу причитается своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему» [13; 31].Точно так же тот факт, что во многих монархиях глава государства держит реальную верховную государственную власть. Реальная власть монарха (например, в Марокко, Иордании и др.) значительно выше, чем можно видеть изучая конституционные нормы.

Нередко власть является божественной (монарх – помазанник Божий). На современном этапе божественное происхождение власти монарха мало никого не интересует: т.к. история показывает, что феодалы становились монархами и завоевывали трон для себя и своих потомков в том числе по результатам выборов (сословно-представительских). Чаще всего происходило насилие, иногда следует приглашение. Этого написано в большинстве действующих конституций монархических государств.

Количество монархических государств в современном мире, безусловно, подверглось сокращению в сравнении с тем, что было два-три столетия назад, не имея ввиду даже древность и средневековье. За последние пятьдесят лет монархии прекратили свое существование в Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии, а также в других странах, если не считать тех, кто покинул состав Британского Содружества. Тем не менее? данная форма государственного правления является актуальной. Четыре десятка стран в мире имеют монархии по сравнению с четырьмя пятыми государств стран мира, где распространенной является республиканская форма правления. Монархия ныне наблюдаются в Великобритании и Японии, Испании и Дании, Австралии и Канаде. Также они действуют в Швеции и Норвегии, Бельгии и Нидерландах, Саудовской Аравии и Иордании. Есть они и в Марокко и Объединенных Арабских Эмиратах, Омане и Катаре, Кувейте и Бахрейне, Малайзии и Таиланде, Люксембурге и Непале, Свазиленде и Бутане, Тонге и Лесото, а также в ряде других стран. В некоторых государствах, особенно постсоциалистических ( В Албании, Болгарии и Румынии), в последнее время получили распространение идеи, которые основаны на возврате к монархической форме правления, но они пока не могут привлечь на свою сторону большинство населения.


Виды монархий:

По объему ограничений:

Абсолютная монархия

«Абсолютная монархия — это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем»[14]. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. «Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бесправны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав»[10]. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. «В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее»[13]. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990 г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. «К числу современных абсолютных монархий можно отнести прежде всего ряд арабских стран Персидского залива — Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии»[10]. «В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом»[14]. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее? абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. «В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем»[14]. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах.