Файл: Формы государственного правления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституционная монархия

Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

«Конституционные монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные»[10]. «И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом»[13].

«Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром»[13]. «При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862—1866 г.) правом парламента вотировать бюджет»[10].

«В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия» [14]. В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. «Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом»[14]. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

«Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю: являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней»[13].


Парламентарная монархия

«Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально»[13]. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. «Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом»[10]. Парламентарные монархии есть в Англии, Голландии, Швеции и др. Парламентарные монархии формируют правительство партией, которая получила на всеобщих выборах большую часть голосов в парламент, или партии, которые имеют в нём большинство голосов. Лидер партии большинства депутатских мест, либо автоматически становится главой правительства, либо его избирают в парламенте. В этом случае власть монарха является ограниченной во всех сферах деятельности. Основное ограничение в использовании законодательства и руководства органами власти. Причём ограничение носит фактический характер.

Парламентарные монархии являются более распространенными в современном мире в сравнении с абсолютными и дуалистическими. К ним относят Великобританию, Японию, Канаду, Испанию, Австралию, Швецию, Новую Зеландию, Норвегию, Данию, Нидерланды, Бельгию, Таиланд, Малайзию, Люксембург и др.

Дуалистическая монархия

Конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

«Дуалистическая монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента»[13]. «При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вето на закон» [14]. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Марокко, Свазиленд, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии).

«Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом»[14]. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.


В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). «Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий»[13]. «В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король»[13]. «В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства»[14]. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. «В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему»[10]. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

По традиционному устройству:

Теократическая монархия

«Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам»[15]. «Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства»[14].

Выборная монархия

«Монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально)»[13]. Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой.

3. Республиканская форма правления и ее виды

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. «Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок»[]. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. «Граница между республикой и монархией стирается благодаря преобразованию признаков одного вида формы правления другим, в результате чего появляются так называемые нетипичные (гибридные) формы правления»[11; 109]. В частности, «М.В. Баглай отдельно выделяет парламентско-президентскую, которая близка к полупрезидентской, но отличается от нее более значительной ролью парламента, в том числе и при формировании правительства» [4; 141]. В.Е. Чиркин, например, «наряду с президентской и парламентской называет полупрезидентскую-полупарламентскую, президентско-монократическую суперпрезидентскую, и милитарно-президентскую»[13; 134]. В.С. Нерсесянц выделял две республики: «президентскую и парламентскую, представляющие собой различные варианты реализации принципа разделения властей в государстве»[9; 248]. А.С. Автономов классифицирует все республики «на парламентарные, президентские (дуалистические), республики со смешанной формой правления (полупрезидентские) и монократические»[12; 252-256]. М.В. Баглай различает «парламентскую, президентскую и полупрезидентскую республики»[4]. В различных государствах выборы президента проводят по-разному, но во всех из них президент выбирается народом.


Следующими основными признаками республики являются:

- существующий единоличный или коллегиальный глава государства;

- избрание с определенным сроком главы государства и других должностных лиц государственного управления;

- осуществляющий государственную власть не по собственному праву, а в рамках полномочий, делегированных народом;

- юридической ответственностью главы государства в случаях, когда это предусматривает закон;

- обязательные решения верховной государственной власти для государственных органов;

- деятельность по преимущественной защите интересов граждан государства, взаимной ответственности личности и государства;

- имеющее место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одной из первых республик являлось Афинское государство в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. которая считалась демократической республикой.

«Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства»[14].

Республика этого вида основана на принципе жесткого разделения властей. Президент принимает решения, а парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) занимается законотворчеством. В президентской республике существует, внепарламентский способ избрания президента (путем всенародного голосования) и формируется правительство у которого отсутствует ответственность перед парламентом. Правительством занимается Президент, однако требуется согласие парламента. Правительство несет ответственность перед президентом. Президент не имеет право распустить парламент, а он в свою очередь может возбудить против президента процесс по его отстранению от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свои инструменты против правительства, связанное с наложением вето на законы принимаемые парламентом.

Иная модель президентской республики представлена таким устройством формы правления, при которой Президент глава государства, но он не совмещает свою должность с должностью главы правительства. Распределяя полномочия, которые закреплены в Конституции, Президент образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые обеспечивают выполнение его полномочий как главы государства и гаранта Конституции. Такое можно наблюдать в США, Аргентине, Мексике, Бразилии, Российской Федерации .


«Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства»[10].

В парламентской республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство обладает политической ответственностью за свою деятельность. Отличительная особенность данного вида республики - существующая должность премьер-министра, избираемого (назначаемого) парламентом. Правительство формирует парламентским путем из числа лидеров партии, которое получило большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно сохраняется. Президент в формировании правительства участвует формально. Хотя он и наделен большими полномочиями (имеет право распустить парламент), на практике это не имеет ничего, чтобы оказать влияние на государственную власть. Его действия осуществляются только с одобрения правительства, нормативные акты Президента обладают юридической силой только после того как их одобрит Правительство или Парламент, несущие за них ответственность. Это существует в Италии, ФРГ, Финляндии, Индии, Турции.

«Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики»[13]. Такая форма республики впервые существовала во Франции в 1958 г. во времена Шарля Де Голля.

«Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти»[10]. «Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед Президентом и ограниченную – перед парламентом»[10].

В смешанной республики, Президент назначает вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра может происходить по- разному: либо самостоятельно либо с одобрения парламента. Президент может законно уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, смешенная республика относит Президента ни к одной из ветвей власти и правительство несущего ответственность перед президентом. Такая модель действует в Казахстане, Румынии, Франции.

Нетрадиционные республики

Функционируют и иные, являющиеся нетипичными, виды республик. К ним относят теократические республики Иран и Афганистан. В некоторых странах Африки существуют своеобразные формы президентской монократической республики. Так происходит в условиях однопартийного политического режима, когда лидер партии становился Президентом пожизненно, при отсутствии реальных полномочий у Парламента, например в Заире или Малави.