Файл: Формы государственного правления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отечественная наука в особой формой республики относили республику Советов. Признаками назывались: наличие классового характера с диктатурой пролетариата и беднейшего крестьянства, отсутствие разделения властей при всевластии Советов, наличие жесткой иерархии последних, право избирателей отозвать депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат)

4. Форма правления в России на современном этапе

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления»[1]. Согласно ст. 10 Конституции «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»[1]. Органы всех ветвей власти самостоятельны. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти»[1]. В республиканской форме правления предполагается, что должностные лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки:

«отказ от какого-либо независимого и длительно обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве»[1];

«создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и незыблемостью гражданских свобод»[1];

«формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и так далее»[1].

Российской Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской и президентской республики. «Это находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при сохранении ряда типичных признаков парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства Федеральным Собранием РФ парламентом) и роспуск парламента Президентом РФ)»[8].

С самого начала Российская Федерация имеет постоянное движение в сторону усиления признаков президентской республики.

Особенность формы правления в Российской Федерации проявляется в том, что имея федеральный характер в ее составе находится 21 республика в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года «республика в составе РФ является государством, имеющим свою Конституцию и законодательство»[1].


Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными.

Республики имеют собственное гражданство, есть собственная государственная символика, а так же имеют право свободно выйти из состава федерации. Если Россию отнести к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе можно найти республики смешанного типа, и республики , имеющие президентскую форму правления.

Большую роль в России играет институт Президента. Его нельзя отнести к какой- либо из ветвей власти. Это особая форма, самостоятельная власть, которая вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции.

Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и так далее), содействующий президенту Российской Федерации и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.

Это Конституция президентской республики. А Россия, по мнению большинства ученых, существует и будет существовать в рамках сильной президентской республики. Об этом говорил и Президент В.В. Путин в январе-феврале текущего года, обсуждая конституционные поправки.

Россия слишком большая, слишком сложная, состоящая из огромного количества субъектов Федерации, многоконфессиональная страна. И ничем другим, кроме как президентской республикой, она, наверное, быть не может. Как, собственно, и Соединённые Штаты Америки могут быть только президентской республикой».

Заключение

В заключение нам хотелось бы отметить, что рассматриваемая тема получает свое развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Как правило данные исследования опираются на богатый фактический материал. Многие государства на современном этапе переживают бурные процессы политической и правовой трансформации, когда изменениям подвергаются государственное устройство, конституционный порядок и конечно же формы правления. Как видно из вышеописанного материала признаки и свойства форм правления могут оказывать влияние на формирование отдельных аспектов в политической форме государства. Монархические формы правления, несмотря на их сокращение в мире, все же находят сторонников во многих государствах. На основании идей монархии формируются политические партии, движения и группы, одним из лозунгов которых становится провозглашение или возвращение к монархии как гаранта стабильности общества, уставшего от многочисленных реформ. Как правило- это консервативная часть общества, которая нуждается в заботе властей.


Республиканская форма правления, безусловно, в современном обществе более популярна, т.к. республика дает возможность каждому гражданину проявить себя в социально-экономической и политической жизни страны. Поэтому креативная часть общества, которая выбрала деятельностный образ жизни. В Российской Федерации сторонников республиканской формы правления большинство и это находит отражение в тех конституционных поправках инициированных Президентом В.В. Путиным.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]

2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература. Классическая философская мысль, 1998. 1392 с

3.Ахвердиев Э.А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 1. С. 72-77.

4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007.

5. Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах: монография. М.: Юрид. лит., 1985. 222 с

6.Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань, 2006.

7.Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4.

8.Молчанова А.С.ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 3 (17). С. 127-130.

9.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.

10.Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. 2009. № 1.

11.Петров В.С. Тип и формы государства: монография. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 119 с.

12.Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие. / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

13.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. М.: Юристъ, 2003.

14.Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М.: Юристъ, 2004