Файл: Учебная программа по предмету Русская литература для 59 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
6 КЛАСС

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть
3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
3 3. Ожидаемые результаты
3 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Русская литература»
3 5. Правила проведения суммативного оценивания
4 6. Модерация и выставление баллов
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
12
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

3
1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения)
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся
- имеет общее представление о художественном произведении, понимает главную и второстепенную информацию;
- составляет простой цитатный план;
- пересказывает содержание изучаемого произведения (краткий и подробный пересказ) небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях;
- определяет жанр и его признаки (литературная сказка, миф, рассказ, стихотворение, пьеса- сказка);
- определяет жанр произведения (рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаки;
- объясняет роль эпизода в сюжете произведения;
- анализирует эпизоды драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных героев;
- характеризует героев с использованием плана и цитат из текста;
- анализирует художественное пространство и время и оформляет своё представление в рисунках, схемах, кластерах;
- определяет отношение автора к главным и второстепенным героям;
- анализирует изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы);
- пишет творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая своё понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка;
- участвует в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев;
- сравнивает художественные произведения с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя.
4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА»
Уровень
мыслительных
навыков
Описание
Рекомендуемый тип
заданий
Рекомендуемое
Понимание и ответы на вопросы
Знать и понимать понятия: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры,
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов


4 антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы; иметь общее представление о художественном произведении, выделять главную и второстепенную информацию; выразительно читать наизусть фрагменты текстов
(поэтических, прозаических, драматических); составлять простой цитатный план; кратко, подробно пересказывать содержание произведений небольшой эпической или драматической формы; выражать свое мнение о героях и событиях; давать развернутый ответ на вопрос.
(МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Анализ и интерпретация текста
Демонстрировать умение определять жанр
(рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаки; определение основной мысли произведения с опорой на его структурные элементы; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение их роли в сюжете произведения; анализ эпизодов драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных героев; характеристика героев с использованием плана и цитат из текста; анализ художественного пространства и времени и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах; определение отношения автора к главным и второстепенным героям; анализ изобразительных средств (метафоры, олицетворения) и фигур поэтического синтаксиса
(риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы); творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражение своего понимания прочитанного, используя изобразительные средства языка.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа
(РО).
Оценка и сравнительный анализ
Участвовать в обсуждении произведения, оценивание поступков главных героев; сравнение художественных произведений с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий при поддержке учителя (план сравнительной характеристики); сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике и проблематике; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа
(РО).

5
5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют права помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Учителя проводят стандартизацию схемы выставления баллов, которую используют в проверке суммативного оценивания за четверть. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.


6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 45 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 8 заданий, требующих ответов на вопросы с множественным выбором, краткого и развёрнутого ответов. 1-5 задание направлено на проверку знания и понимания, 6-7 – на анализ и интерпретацию текста и 8 – на оценку и сравнительный анализ.

7
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел
Проверяемая цель
Навыки
К
ол.
зад
ан
и
й
*

зад
ан
и
я*
Т
и
п
зад
ан
и
я*
В
р
емя
н
а
выполн
ен
и
е,
ми
н
*
Балл
*
Балл
за
р
азд
ел
Мифы народов мира
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы;
6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию;
Понимание и ответы на вопросы
5 1
МВО
КО
8 5
5 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;
Анализ и интерпретация
2 2
РО
12 10 10 6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев
Оценка и сравнительный анализ
1 3
РО
25 10 10
ИТОГО:
8
45 минут 25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

8
Понимание и ответы на вопросы
Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных; на 5 вопрос дайте краткий ответ (3-5 предложений).
[5]
1. Что такое миф?
A)
Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении мира, о богах и героях.
B) Эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях.
C) Эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа –
герои в полном смысле слова, часто в событиях участвуют боги и сверхъестественные силы.
D) Один из трёх основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о действиях людей и о смене событий в окружающем мире.
[1]
2. Соотнесите миф и мифологию.
A) Миф об Актеоне
1. Тюркская мифология
B) Миф о Вавилонской башне.
2. Славянская мифология
C) Подвиги Перуна
3. Библейская мифология
D) Тенгри и Умай
4. Греческая мифология
[1]
3. Укажи строку, где перечислены главные боги из различных мифологий?
A) Аполлон, Кащей, Ярила.
B) Сварог, Аруахи, Аид.
C) Зевс, Перун, Тенгри.
D) Геракл, Актеон, Велес.
[1]
4. Какой художественный приём использует Е.В.Курдаков для изображения оленя в стихотворении «Псы Актеона»?
«
Ветвистый рог, пятнистый бок, огромный глаз в тумане…
»
A) Эпитет.
B) Олицетворение.
C) Аллегория.
D) Метафора.
[1]
5. Ответьте на вопрос, используя цитаты из стихотворения «Псы Актеона» Е.В.Курдакова.
- Почему медлил хозяин собак, не приходил за добычей, которую они поймали?
[1]


9
Схема выставления баллов

вопроса
Ответы
Баллы
Комментарий для
учителя
1
А
1
За каждый правильный ответ 1 балл
За ответ на вопрос
2 присуждается балл, если дан полный ответ.
2
А-4; В-3; С-2; D-1 1
3
С
1 4
А
1 5
Потому что он был превращен в оленя.
Он знал их всех по именам, он их кормил с ладони, –
И вот – ни крикнуть, ни позвать не в состоянье он.
1
Балл присуждается за аргументированный ответ.
Ответ может содержать и другие идеи.
Общий балл
5
Анализ и интерпретация
6. Задание
1. Составьте план для характеристики царя Соломона на основе прочитанных тобою притч, используйте предложенные цитаты.
[5]
1. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
2. Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
3. Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут…
4. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
5. Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
2. Напишите характеристику царя Соломона на основе составленного плана, используйте цитаты, выразите своё отношение к герою.
[5]
Схема выставления баллов
Баллы
Описание
10-9
Представляет план для подробной характеристики героя, использует широкий спектр языковых средств, комментирует свои идеи цитатами из текста.
Работа полностью соответствует плану характеристики. Характеристика сопровождается примерами из притч и цитат. Фактические ошибки отсутствуют.
Ученик выражает личное отношение к герою.
8-7
Представляет хорошую план характеристики героя, использует широкий спектр языковых средств, комментирует свои идеи цитатами из текста.
Работа в основном соответствует плану характеристики. Характеристика сопровождается примерами из притч и цитат. Фактические ошибки отсутствуют.
Ученик выражает личное отношение к герою.

10 6-5
Представляет удовлетворительный план характеристики героя, использует недостаточно широкий спектр языковых средств, не всегда комментирует свои идеи цитатами из текста.
Работа не полностью соответствует плану характеристики. Характеристика частично сопровождается примерами из притч и цитат. Фактические ошибки отсутствуют. Ученик выражает личное отношение к герою.
4-3
Представляет неполный план характеристики героя, использует ограниченный спектр языковых средств, не комментирует свои идеи цитатами из текста.
Работа частично соответствует плану характеристики. Характеристика сопровождается отдельными примерами из притч и цитат. Присутствуют отдельные фактические ошибки. Ученик не выражает личное отношение к герою.
2-1
Включает в план отдельные качества героя, использует ограниченный спектр языковых средств, не комментирует свои идеи цитатами из текста.
Работа не соответствует плану характеристики. Характеристика сопровождается отдельными примерами из притч и цитат. Присутствуют фактические ошибки.
Ученик не выражает личное отношение к герою.
0
Не может составить план характеристики героя. Характеристика не связана с планом.
Конкретная схема выставления баллов

вопроса
Ответ
Дополнительная
информация для
учителя
Общий
балл
6
I. Царь Соломон – персонаж библейских притч.
II. Мудрость царя Соломона.
1. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
2. Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
3. Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут…
4. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
5. Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
III. Чему учит нас мудрость Соломона?
Балл присуждается за ответ, приближенный к правильному.
5
Учащийся должен в своей характеристике отметить мудрость царя. Объяснить связь библейского персонажа с историческим персонажем. Использовать в характеристике цитаты из плана, высказать своё отношение к герою притч.
Балл присуждается за ответ, приближенный к правильному.
5


11
Оценка и сравнительный анализ.
7. Задание. Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов (на выбор). Объем работы – 100-120 слов.
[10]
1. Прометей похитил огонь для людей, научил их счету, чтению, письму, дал им знания, открыл им силу лекарств. Какие дары Прометея на ваш взгляд кажутся более важными, значимыми?
2. Как вы думаете, почему Соломон не просил у Бога богатства, славы, большей власти?
Используй для ответа на вопрос примеры из прочитанных тобою притч.
Схема выставления баллов
Баллы
Описание
10-9
Эффективно выражает мысли, идеи, своё отношение.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических конструкций. Эффективно использует цитирование.
8-7
Хорошо выражает мысли, идеи, своё отношение.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с ясно выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических конструкций. Хорошо использует цитирование.
6-5
Удовлетворительно выражает мысли и идеи, своё отношение.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических конструкций. Удовлетворительно использует цитирование.
3-4
В основном удовлетворительно выражает мысли и идеи, своё отношение.
В ответе допушены ошибки в структуре, соответствующей заданию.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических конструкций.
Использует отдельные цитаты.
1-2
Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях и выражении своего мнения. Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических конструкций.
Слабо использует цитирование.
0
Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная. Отсутствует структура, соответствующая заданию. Слабый словарный запас.

12
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 45 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 8 заданий, требующих ответов на вопросы с множественным выбором, краткого и развёрнутого ответов. 1-5 задание направлено на проверку знания и понимания,
6-7 – на анализ и интерпретацию текста и 8 – на оценку и сравнительный анализ.