Файл: Реферат Институционализация социологии как науки в России. (тема практического задания) фио студента Северов Матвей Вадимович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социология»
Реферат
Институционализация социологии как науки в России.

(тема практического задания)

ФИО студента

Северов Матвей Вадимович

Направление подготовки

Информационная безопасность

Группа

ИНБ-Б-0-Д-2022-1


Москва

2023

Оглавление

Введение…………………………………………..……………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………….12

Введение

Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX века. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Актуальность темы определяется следующими факторами. Формирование и развитие научного течения находится в постоянном соответствии с таким понятием, как институционализация, которую можно определить, как приобретение детерминированным научным течением атрибутов, присущих всем социальным институтам.


Социология изучает общество как сложную институциональную систему с учетом его социальных институтов, взаимозависимостей и взаимосвязей, их отношений и общностей.

Институционализация социологии отражает основные характеристики социологии, регулирует социальные процессы путем анализа статусно-ролевых функций, обеспечивая тем самым социальную жизнедеятельность и дееспособность. Сама социология превращается в институт.

Объект исследования – социология в России.

Предмет исследования – институционализация социологии в нашей стране.

Цель исследования – исследовать процесс институционализации социологии в России.
Основная часть

Вместе со становлением индустриального общества наука превращается в один из решающих факторов общественного развития. Она становится не только «производительной силой» и обязательным условием успешного технико-экономического развития, но и оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представления об окружающем мире, космосе, живой и неживой природе, биологических основах человеческой жизни, раскрывает тайны мозга и психики. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста. Сфера образования испытывает наиболее сильное воздействие науки и научных открытий, она постоянно меняет свои образовательные программы, включая в них сведения о новейших научных открытиях, и, готовя высоко профессиональные кадры, способствует дальнейшему прогрессу науки и техники. Благодаря небывалому триумфу науки в 20 веке научная рационализация охватила почти все сферы человеческой жизни, а сам человек науки – ученый стал одной из влиятельных фигур общественной жизни.

Под «институционализацией» обычно понимают процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Социальный институт представляет собой сравнительно высокоорганизованную социальную систему, отличающуюся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью и взаимозависимостью своих элементов, многообразием, гибкостью выполняемых задач.


Достижение социологической наукой зрелого состояния и появление профессиональных социологов являются результатом процесса институционализации социологического знания.

Превращение какой-либо сферы человеческой деятельности, в том числе, и науки, в устойчивую и самодостаточную систему, называется процессом институционализации. Выражение «институционализация социологии» предполагает, что научная деятельность, в том числе, социологическая, строится на основе, при контроле и с помощью ряда институтов, которые есть только в науке и нигде более.

Важнейшим элементом процесса институционализации социологии является формирование особой инфраструктуры, призванной обеспечить воспроизведение и трансляцию социологического знания посредством:

1) создания системы социологического образования и научных учреждений;

2) развития специализированной печати;

3) формирования профессиональных научных сообществ, с присущими им разделением труда, формами обмена научной информацией и нормами профессиональной этики;

4) проведения социологических исследований, с выработкой общепринятых критериев выбора проблемы исследования и оценки его результатов.

Таким образом, институционализация социологии - это такое развитие данной науки, которое предполагает вхождение в ее систему высшего образования в виде специальных кафедр и факультетов, создание системы научно-исследовательских центров; издание научных журналов, монографий и сборников; организацию различных форм общения между социологами - учреждение профессиональных ассоциаций с целью проведения конференций и семинаров для общения ученых и преподавателей, обмена передовым опытом и технологиями, обсуждения новых результатов и открытий.

По сравнению со странами Западной Европы и США, процесс институционализации социологии в России имел существенные отличия.

Главная особенность институционализации социологии в России заключалась в том, что, несмотря на то, что во второй половине XIX - начале XX вв. социология в ней получила достаточно широкое распространение, она не была признана на государственном уровне и соответственно, не была представлена в университетах в качестве учебной дисциплины.


Социологии как самостоятельной учебной дисциплине пришлось очень долго и с большим трудом «пробиваться» в российские университеты. При этом большую роль в развитии отечественной социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии «открылись» российскому студенчеству именно через юридические и исторические факультеты.

Такие профессора высших учебных заведений как С.А. Муромцев, Ю.С. Гамбаров, М.М .Ковалевский, Н.М. Коркунов, В.М. Хвостов, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, Е.В. Спекторский насыщали социологическим материалом свои лекционные курсы.

В 1877 г. профессором Киевского университета И.В. Лучицким было организовано чтение курса лекций о О.Конте и Г.Спенсере на дому. Данный факт привлек внимание общественности к вопросам разработки системы самообразования в области социологии, а Н.И. Кареев и С.Н. Южаков выступили инициаторами составления и издания первых специализированных программ.

В 1899 г. было разрешено открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждались различные проблемы социологии. В Петербургском университете под руководством профессора Л.И. Петражицкого был организован кружок философии права, а под руководством профессора А.С. Лаппо-Данилевского - исторический кружок.

С 1908 г. ММ. Ковалевский, Е.В. де Роберти и К.М. Тахтарев начали чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях.

Так, в этом же году была создана кафедра социологии в Психоневрологическом институте, где преподавал М.М. Ковалевский. На Высших Курсах при лаборатории П.Ф. Лесгафта К.М. Тахтарев вел курс «Социология, как наука о закономерности общественной жизни». Курсы лекций по социологии читались также в Народном университете им. А.И.Лагутина и в коммерческих университетах. Вплоть до Октябрьской революции это были единственные систематические лекционные курсы по социологии в России.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XIX веке в России появилось много социологических книг и статей оригинального содержания. Их авторами были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южанов, Е.В. де Роберти, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, А.И .Стронин, А.П. Щапов, А.Д. Градовский и другие ученые.

Основными органами периодической печати позитивистского направления в социологии первоначально стали журналы «Отечественные записки», «Дело», «Знание», а чуть позже -«Юридический вестник» и «Критическое обозрение». Если первое время социологические статьи публиковались нерегулярно, в журналах общего характера («Отечественные записки») и в журналах, посвященных другим родственным специальностям («Юридический вестник»), то постепенно в «Вестнике знания» и «Вестнике психологии» для социологии была выделена специальная постоянная рубрика.


Поскольку социология в России как новая отрасль науки быстро развивалась, количество специализированных публикаций росло. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии», которая представляла собой первый в России учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг там было указано около 900 работ, из них около 600 работ на иностранных языках и порядка 280 работ, изданных на русском языке трудов отечественных и западных ученых. Но это был далеко не полный перечень опубликованных к тому времени работ русских социологов. В том же году Н.И. Кареевым был отдельно издан «Указатель социологической литературы».

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, президентом которого стал А.С. Лаппо-Данилевский, секретарем - П.А. Сорокин. Это общество запланировало широкую программу социологических исследований, однако, Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили его работу.

Развитие научных школ и направлений в отечественной социологии начиналось с того, что здесь, как и в других странах, преобладали теоретические исследования. Однако потребность в рассмотрении конкретных фактов возникла в России значительно раньше.

Первым отечественным ученым, который представил общественности результаты конкретных социологических исследований, стал Н.И. Зибер. В середине 70-х годов XIX века по итогам наблюдений за социально-экономической жизнью русского народа и изучения размещения по квартирам в Петербурге людей разных профессий он опубликовал статьи. В это же время вышла в свет составленная им подробнейшая программа для «собирания» статистико-экономических сведений, рассчитанная на получение полной и всесторонней информации о жизни населения России.

В конце XIX - начале XX века с целью сбора разнообразных сведений о жизни народа составлялось множество самых разных программ. Например, в 1881 г. была опубликована «Программа вопросов для собирания сведений о русском сектантстве» Я.В. Абрамова, а в 1897 г. издана «Программа этнографических сведений» В.Н. Тенишева. Эти и другие издания подобного рода были рассчитаны на получение подробной информации об условиях жизни, особенностях быта, обычаях, верованиях русских крестьян, составлявших в то время подавляющее большинство населения страны.