Файл: История развития физиотерапии и лфк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По характеру расположения относительно поверхности тела пациента электродов, индукторов, излучателей или других генераторов физических факторов воздействия выделены следующие физиотерапевтические методики.

• Контактная методика - воздействие преформированным физическим фактором, при котором электрод, индуктор или излучатель непосредственно соприкасается с поверхностью тела пациента.

• Дистанционная методика - воздействие внешним физическим фактором, при котором электрод, индуктор или излучатель рас-

полагается на определенном расстоянии от поверхности тела пациента.

• Стабильная методика - воздействие физическим фактором, при котором электрод, индуктор или излучатель находятся на определенном месте тела пациента неподвижно (при контактной методике) или оказывают воздействие на соответствующий участок тела (при дистанционной методике) в течение всей процедуры.

• Лабильная методика - воздействие физическим фактором, при котором электрод, индуктор или излучатель во время процедуры перемещают по определенной траектории по поверхности тела пациента контактно или дистанционно.

• Продольная методика - воздействие, при котором электроды, индукторы или излучатели во время всей процедуры расположены вдоль патологического очага, тела или конечностей пациента.

• Поперечная методика - во время всей процедуры электроды, индукторы или излучатели расположены поперек патологического очага, тела или конечностей пациента и направлены навстречу друг другу.

Указанные естественные и преформированные физические факторы обладают сложным действием; с одной стороны, они оказывают неспецифическое терапевтическое влияние, а с другой — в силу определенной специфичности, присущей лишь тому или иному физическому фактору, они оказывают действие на различные регулирующие системы, недоступные медикаментозным средствам.

Многовековая история применения физиотерапевтических методов, многочисленные экспериментальные и клинические исследования показали, что физические факторы, применяемые в адекватных дозировках, положительно влияют на функциональное состояние центральной и вегетативной нервной системы, на различные виды обмена веществ, повышают реактивность организма, способствуют развитию компенсаторных возможностей и выздоровлению больных. Для достижения этих целей часто применяют не один метод физиотерапии, а назначают комплексное физиотерапевтическое лечение с использованием двух—трех физических факторов.

5. ЛФК - раздел реабилитации, ее роль в системе комплексного восстановительного лечения.

Основными задачами медицинской реабилитации являются ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естественного стремления организма к движению (кинезофилия). Поэтому ЛФК должна стать главным звеном медицинской реабилитации больных.

В процессе реабилитационного лечения средства ЛФК используются в трех направлениях — в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации. Как метод поддерживающей терапии ЛФК применяется в тех случаях, когда достигнут так называемый предельный успех в восстановительном лечении, а патологические изменения приобрели относительную стабильность. Чаще всего это имеет место на завершающем этапе медицинской реабилитации. ЛФК как метод профилактической терапии рассматривается в качестве неспецифического предупреждения осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограниченным двигательным режимом, а также сдерживания развития возможных отклонений в системах организма.

Сущность метода ЛФК состоит в том, что он биологичен и адекватен для больного человека. Его характерной особенностью является применение физических упражнений, т.е. создание условий для активного участия больного в лечебно-восстановительном процессе на всех этапах медицинской реабилитации.

Биологической основой ЛФК является движение — важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека.

Социальное значение ЛФК обусловлено ее влиянием на здоровье человека. Социальное и биологическое в ЛФК рассматриваются в интегральном единстве. Физиологическая основа ЛФК состоит в медицинской реабилитации, рассматривающей влияние физических упражнений на функциональное состояние организма человека в норме и при патологии.

Характерной чертой ЛФК является не только восстановление пораженной системы, но и оздоровление всего организма больного, что имеет важное значение в построении реабилитационного процесса.

Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике:


• целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной,чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности;

• дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности;

• адекватность нагрузки ЛФК индивидуальным возможностям больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы на конкретном этапе заболевания, с целью достижения тренирующего эффекта;

• своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью максимально возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита;

• последовательная стимуляция активных воздействий путем расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного;

• функционально оправданнаякомбинированность применения различных средств ЛФК в зависимости от периода заболевания, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли, трофические нарушения и др.), а также этапа реабилитации пациента;

• комплексность применения методик ЛФК (в сочетании с другими методами — медикаментозной терапией, физиобальнео- и иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими мероприятиями и др.).

Перечисленные принципы применения средств ЛФК являются обязательными как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых больных.
6. Виды, формы и методы реабилитации: общая реабилитация, физическая, психологическая, социальная, бытовая, профессиональная.

Выделяют следующие основные виды Р.: медицинскую, физическую, психическую, профессиональную и социальную.


1) Медицинская реабилитация— это весь комплекс лечебных воздействий (лекарственная терапия, хирургические вмешательства, инструментальные процедуры, психотерапия, рефлексотерапия, физиотерапия, СКЛ, ЛФК, трудовая терапия), осуществляемых от момента заболевания или травмы до окончательного выздоровления или формирования хронического патологического процесса, требующего поддерживающей терапии. Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и ОДА, а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду. Задачи медицинской реабилитации можно считать решенными при стабилизации соматического состояния больного и восстановлении его индивидуального и социального статуса.

2) Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. 

Основные задачи физической Р. сводятся к ускорению регенерации, снижению до минимума степени и объема функциональных и структурных нарушений, интенсификации компенсаторных процессов и облегчению реадаптации к окружающей среде при необратимых органических изменениях.

3) Психологическая реабилитация включает мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного и активного участия в реабилитационном процессе. Необходимость соблюдения постельного режима и утрата привычных, повседневных контактов в связи с возникшим патологическим процессом нередко способствуют развитию у больного депрессивного или субдепрессивного состояния. Чем внезапнее начало и тяжелее течение патологического процесса и чем более продолжительна иммобилизация, тем сильнее выражена астения, препятствующая компенсаторно-приспособительным реакциям и ресоциализации больного или пострадавшего. Поэтому психическую Р., учитывающую внутреннюю картину болезни, характер ведущего психопатологического синдрома и особенности личности больного, следует начинать одновременно с физической. Полноценный контакт медицинского персонала с больным следует рассматривать в таком случае не только в аспекте деонтологических отношений, но и как важнейшее средство психической Р., а обнадеживающую информацию, получаемую больным о своем состоянии и прогнозе заболевания, — как обязательное условие планомерной психической реабилитации. 


4) Профессиональная реабилитация. Ее основными задачами является восстановление соответствующих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решение вопросов их трудоустройства и предусматривает следующие возможности: адаптация на прежнем рабочем месте; реадаптация на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии, реадаптация на новом рабочем месте в условиях, близких к прежней профессиональной деятельности, но с пониженной физической нагрузкой; полная переквалификация с работой на прежнем предприятии; полная переквалификация в реабилитационном центре с трудоустройством по новой специальности. Переквалификация создает условия для надомного труда или работы в особых цехах (отделах предприятий) с укороченным рабочим днем, индивидуальной нормой выработки и постоянным медицинским наблюдением. Вопрос о переобучении лиц, получивших инвалидность, решает медико-социальная экспертиза; направление на переобучение выдает отдел социального обеспечения, Р. лиц, утративших слух или зрение, осуществляется на базе учебно-производственных предприятий обществ глухих или слепых; для психически больных с этой целью используют лечебно-производственные трудовые мастерские.

5) Социальная реабилитация включает разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и льготы, а также обеспечение реализации этих постановлений. Это прежде всего, гарантированные права больных и пострадавших на бесплатную медицинскую помощь, льготное получение лекарств и путевок в санаторий, материальное обеспечение при частичной или полной утрате трудоспособности, обязательное выполнение администрацией учреждений и предприятий всех, предложенных МСЭ трудовых рекомендаций (связанных с протяженностью рабочего дня, исключением работы в ночные смены, предоставлением дополнительного отпуска и т.д.). Наряду с этим социальная Р. включает в себя весь комплекс мер по восстановлению или компенсации нарушенной функции с помощью современных инженерно-технических решений (техническая Р.), в том числе совершенствование различных видов протезов при дефектах опорно-двигательного аппарата, проведение слухопротезирования, обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами, создание особых конструкций бытовых приборов и приспособлений и т.п.Социальную Р. детей и подростков с приобретенными или врожденными физическими дефектами проводят в специализированных медицинских и воспитательных (детские сады, школы, технические училища) учреждениях (педагогическая Р.). Ресоциализации инвалидов, в частности слепых и глухих, способствует организация соответствующих обществ.