Файл: 1. Понятие информационноправовых норм, их структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие информационно-правовых норм, их структура.

Информационно-правовая норма-это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав, обязанностей субъектами и осуществлением информационных процессов при обращении информации. Перед нормами информационного права стоят следующие задачи: 1.упорядочивание различных элементов информационной сферы; 2. классификация объектов; 3. регламентация процессов. Нормы пользуются государственной защитой.

Структура информационно-правовых норм. Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов-участников этих правоотношений.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

2. Виды информационно-правовых норм.

В зависимости от их содержания выделяют материальные и процессуальные информационно-правовые нормы.

Материальные информационно-правовые нормы закрепляют основные права и обязанности участников информационных правоотношений, устанавливают ответственность, определяют государственную политику в информационной сфере.

Процессуальные информационно-правовые нормы определяют процедуру реализации участниками информационных отношений своих прав и обязанностей.

По характеру субъективных прав и обязанностей выделяют управомачивающие, запрещающие, обязывающие..

Управомачивающими правовыми нормами устанавливаются возможности лиц и органов на совершение положительных активных действий в форме и пределах предоставленных им прав. Так, согласно ст. 153 ГК гражданин в отношении, которого средства массовой информации опубликовали сведения
, ущемляющие его права или охраняемые законодательством интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Запрещающие правовые нормы предписывают органам и лицам права или обязанности воздержаться от определенных действий либо бездействия. Например, запрещение законом «Об информатизации» бездоговорной передачи документов третьим лицам.

Обязывающие закрепляют долженствование в виде обязанностей органов и лиц совершать определенные действия. Например, Законом «О государственных секретах» предусмотрены долженствования руководителей юридических лиц и органов по обеспечению охраны государственных секретов.

По юридической силе информационно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы не могут быть заменены по усмотрению лиц сообразно условиям их поведения, в то время как диспозитивные нормы действуют только в силу неурегулированности сторонами иного порядка их взаимодействия. Примерами императивных норм следует признать вменение государственным органам, предприятиям, организациям учреждениям независимо от форм собственности и физическим лицам обязанности регистрировать создаваемые средства массовой информации.

К диспозитивным нормам правомерно отнести нормы о возможности распространения средствами массовой информации рекламы на белорусском или русском языках.

Деление правовых норм информационной сферы подпадает под классификации юридических предписаний на основные, детализирующие, вариантные, особенные (специальные, ведомственные, локальные, внутриорганизационные), рекомендательные.

Основные информационно-правовые нормы устанавливают генеральные предписания поведения субъектов информационной сферы (например, свободного доступа лиц к незапрещенной законодательством информации).

Детализирующие правовые нормы конкретизируют цели , сущность или порядок регулирования в информационной сфере нетипичных, сложных и противоречивых отношений. Примерами могут служить предписания норм законодательства о государственных секретах, содержащих перечень направлений для отнесения сведений к таким секретам.

Вариантные информационно-правовые нормы регулируют отношения в особых условиях и при своеобразных вариантах жизненных реалий. Например, при возможности включения нормированных рекламных вставок в телепрограммы, не допускается прерывание рекламой: выступления глав государств, палат парламента, правительств.


Специальные правовые нормы информационной сферы действуют только применительно к конкретным видам отношений. Примером являются предписания, регулирующие радиоэлектронные информационные и издательские информационные отношения.

Ведомственные, локальные и внутриорганизационные информационно-правовые нормы действуют в рамках соответствующих ведомственных, местных и иных одноименных информационных сфер.

Рекомендательные информационно-правовые нормы управомачивают ее субъектов совершить не противоречащие законодательству определенные юридически значимые действия главным образом в процессе правотворчества. Например, согласно Закону «О государственных секретах рекомендуется разработка юридическими и физическими лицами перечня сведений ограниченного доступа.

3. Понятие, содержание и структура информационного правоотношения. Соотношение информационного отношения и информационного правоотношения.

Учитывая свойства информации, перемещаться и существовать юридически

Под информационным правоотношением понимают урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

  • субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

  • поведение (действие, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (приобретение прав передачи, тиражирование объектов информации и т.п.);

  • объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее объекты правоотношений). Примеры объектов правоотношений: документированная информация, информационные продукты и услуги, базы данных, программные и аппаратные средства и другие объекты в информационной сфере.

  • права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Исходя из существующих информационных процессов и видов информации, циркулирующей внутри информационных процессов, можно выделить следующие 
информационные правоотношения:

  • осуществление поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

  • создание (производство), передача и распространение информации, информационных услуг, информационных продуктов;

  • создание и применение информационных систем, их сетей, средств обеспечения;

  • создание и применение средств и механизмов информационной безопасности.

Отношения, возникающие при создании, поиска и получения информации, можно поделить на три группы.

Первая группа связана с осуществлением права на создание информации. Это конституционное право каждого гражданина на производство информации. К этой группе относятся отношения, связанные с авторскими правами на произведенную информацию. Отношения, возникающие при реализации прав на создание информации – это отношения, возникающие между создателем (автором) и обладателем информации (пользователем), т.е. обладателем права на её использование. Эти отношения укладываются в группу отношений авторского права, т.е. права признать создаваемую информацию своей собственностью, подобно «вещевой собственности». Отношения информационной собственности могут рассматриваться как базовые практически во всех информационных отношениях, возникающих при реализации информационных процессов.

Вторая группа отношений обеспечивает конституционное право каждого на поиск и получение информации. Правоотношения, возникающие при реализации права на поиск, получение и потребление информации, основаны на отношениях, возникающих при реализации прав на создание информации, ответственность за подготовку и предоставление информации. Сюда же относятся отношения по поводу сбора, накопления, хранения и актуализации информации как процесса, обеспечивающего создание баз и банков данных.

Третья группа отношений устанавливает ответственность за создание недобросовестной, ложной информации, дезинформации.

Таким образом, мы можем сказать, что информация имеет свои юридические особенности, которые позволяют ей существовать юридически самостоятельно в информационной области правовых отношений производства, передачи и распространения, поиска, получения и потребления.


С учетом особенностей информации рассмотрим в следующем разделе учебного пособия основные положения обеспечения информационной безопасности.

4. Классификация информационных правоотношений.

В соответствии с функциями норм права информационные право­отношения, формируемые на их основании, подразделяются на регу­лятивные и охранительные.

Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельно­стью по поиску, получению, передаче, производству и распростране­нию информации, применению информационных технологий, ис­пользованию информационно-телекоммуникационных сетей.

Правоотношения второго вида связаны с защитой информации, обеспечением информационной безопасности РФ и возникают в свя­зи с совершенными правонарушениями. К охранительным правоот­ношениям относятся правоотношения по защите информационных прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за информационные правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие информационные правоотношения возникают непосредствен­но из закона. Такие правоотношения складываются между личностью или юридическим лицом и государством. В таком случае закон явля­ется юридическим фактом, порождающим информационное правоот­ношение.

Так, общие информационные правоотношения возникают из норм Федерального закона «О государственной тайне» о передаче сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и дру­гих работ (ст. 17). Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказ­чиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в рас­поряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до пере­дачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации ли­цензии на проведение работ с использованием сведений соответству­ющей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.