Файл: 1. Понятие информационноправовых норм, их структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов: получение лицензии на работу со сведениями, составляющи­ми государственную тайну; заключение с государственными предпри­ятиями, учреждениями или организациями договора об использова­нии услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны; разрешение органа государственной власти, в распоряжении которого находятся сведения, составляющие государственную тайну, на их передачу.

Информационные правоотношения можно дифференцировать на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные ин­формационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, от­ношения, возникшие в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительно­сти и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процессуальные информаци­онные правоотношения складываются по поводу процедуры их воз­никновения, изменения или прекращения. Например, отношения, возникающие при оформлении граждан на допуск к сведениям, со­ставляющим государственную тайну (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к госу­дарственной тайне).

По степени определенности субъектов информационные право­отношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолют­ные информационные правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на достоверную информацию о состоянии окружающей сре­ды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юриди­ческая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной.

В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поимено­ванные лица. Например, отношения между работником и работода­телем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

Виды информационных правовых отношений различаются также и по иным признакам. Например, по особенностям объекта разделя­ются правоотношения имущественного и неимущественного характера.

Правоотношения имущественного характера имеют своим объек­том материальные блага (материальные носители информации, ин­формационно-телекоммуникационные сети, разнообразная инфор­мационная техника). Правоотношения, объектами которых являются результаты интеллектуальной деятельности, личные неимуществен­ные права (право на личную тайну, честь, достоинство, деловая репу­тация) и другие нематериальные блага, именуются неимуществеными.


5. Права и обязанности субъектов информационных правоотношений.

Участники информационных отношений вправе получать (производить, добывать), использовать, распространять и сохранять информацию в любой форме с использованием любых методов, кроме случаев, предусмотренных законом. Каждый участник информационных отношений для обеспечения его прав, свобод и законных интересов имеет право на получение информации: о деятельности органов государственной власти; о деятельности народных депутатов, о деятельности органов местного и регионального самоуправления и местной, администрации, касающейся его лично.

Участники информационных отношений обязаны:

1. уважать информационные права остальных субъектов;

2. использовать информацию в соответствии с законом либо договором (сделкой);

3. обеспечивать соблюдение принципов информационных отношений;

4. обеспечивать доступ к информации всем потребителям на условиях, предусмотренных законом либо сделкой;

5. сохранять ее в должном состоянии на протяжении установленного срока и предоставлять остальным гражданам, юридическим лицам либо государственным органам в предусмотренном законом порядке;

6. компенсировать вред, нанесенный при нарушении законодательства об информации.

Собственник информационного продукта, информационных систем или уполномоченные им лица устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации. Собственник может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

Владельцы информационного продукта и информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством. Они обязаны оповещать собственника информационной продукции и (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации.

Участники информационных правоотношений имеют право на предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.

6. Общая характеристика источников информационного права.

Классификацию источников инф. права можно проводить по двум основаниям: по уровню принятия законодательных и нормативных актов и по области правового регулирования.


Проводя классификацию по первому основанию, необходимо отметить, что главным источником инф. права является Конституция РФ. Она закрепляет основные инф. права и свободы, устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия.

Вторую группу источников инф. права составляют федеральные законы, регламентирующие деятельность в информационной сфере. Отдельного кодифицированного акта в инф. сфере не принято, что значительно затрудняет информационно-правовое регулирование. Однако инф. право использует нормы Гр. кодекса РФ, Кодекса РФ об админ. правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. Фед. законов, регулирующих правоотношения в инф. сфере, принято достаточно много. Основным из них является федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, инф. технологиях и о защите информации».

Третью группу источников инф. права составляют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральной исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» или Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 № 311 «Об утверждении Положения о Министерстве информационных технологий и связи РФ».

В четвертую группу источников информационного права входят законодательные и нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. В качестве примеров можно указать законы субъектов РФ и постановления главы администрации, регулирующие правоотношения в информационной сфере субъекта РФ.

В пятую группу источников инф. права включаются акты органов местного самоуправления. Например, постановления администрации города или решения городского Совета депутатов.

Проводя классификацию источников инф. права по области правового регулирования, можно выделить две группы источников: акты, регулирующие правовые отношения в информационной сфере в целом, и акты по отдельным направлениям правового регулирования.

Законодательство о праве на доступ к информации.

Данная область инф. законодательства основана на конституционных нормах. Специального законодательного акта по этим вопросам не принято. Основное правовое регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, инф. технологиях и о защите информации». Отдельные вопросы поиска и получения информации регламентируются федеральными законами в области библиотечного дела, архивного дела, международных отношений и т.д.


Законодательство о документированной информации.

Правовое регулирование в данной области основывается на фед. законе «Об инфо, инф. технологиях и о защите инфо». Отдельные вопросы обращения документированной информации регулируются фед. законодательными и нормативными актами о культуре, об эл.цифровой подписи, об обязательном экземпляре документов, об опубликовании законодательных и нормативных актов. Кроме того, правовое регулирование в данной области осуществляется на основе норм других отраслей законодательства – админ., фин, муниципального и т.д.

Законодательство о гражданском обороте информации.

определяет порядок оборота открытой инфо. На наст. момент не сущ. спец. законодательных актов в данной области. Правовое регулирование оборота открытой инфо осущ. в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Отдельные вопросы оборота открытой инфо регулируются адм.законодательством.

Законодательство об инф. системах, информационных технологиях и средствах их обеспечения.

основывается на двух федеральных законах «Об инфо, инф. технологиях и о защите инфо» и «О связи». Кроме того, правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и федерального закона «О техническом регулировании». Отдельные вопросы регулируются нормами админ., фин. и мун. законодательства.

Законодательство об инф. безопасности.

основана на двух федеральных законах «О безопасности» и «Об инфо, инф. технологиях и о защите инфо», а также Доктрине инф.безопасности. Отдельные вопросы регулируются законодательными и нормативными актами об инфо ограниченного доступа. Кроме того, для правового регулирования инф. отношений в этой области применяется админ.и уголовное законодательство.

Законодательство об интеллектуальной собственности.

Данная область инф. законодательства состоит из законодательства об авторском праве и смежных правах, правовое регулирование кот. осуществляется тремя федеральными законами: «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Правовое регулирование патентных отношений в области информации осуществляется Патентным законом РФ. Кроме того, используются Гр. кодекс РФ и другие нормы гражданского законодательства.


Законодательство о средствах массовой информации.

Правовое регулирование в данной области осуществляется в соответствии с конституционными нормами и законом «О средствах массовой информации». Отдельные вопросы регулируются нормами админ., фин и муницип. законодательства, в том числе субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Законодательство о библиотечном деле.

Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе фед. закона «О библиотечном деле», аналогичных законодательных актах субъектов РФ и Основ законодательства РФ о культуре. Отдельные вопросы регулируются федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», нормами админ., фин. и муницип. законодательства.

Законодательство об архивном деле.

Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе фед. закона «Об архивном деле в РФ» и аналогичных законодательных актах субъектов РФ. Отдельные вопросы регулируются федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», нормами админ., фин и муницип. законодательства.

Законодательство о гос. тайне.

Данная область инф. законодательства основана на двух фед. законах «О безопасности» и «О гос. тайне». Кроме того, используются нормы админ.и уголовного законодательства, напр., указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Законодательство о коммерческой, профессиональной и служебной тайне.

Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе фед. закона «О коммерческой тайне», Гражданского кодекса РФ и законодательных актов об отдельных видах служебной тайны – адвокатской, банковской, налоговой, нотариальной, аудиторской, таможенной, журналистской и т.д. Кроме того, используются нормы гражданского, админ., фин. и муницип. законодательства.

Законодательство о персональных данных.

Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе конституционных норм и фед. законов «Об информации, инф. технологиях и о защите информации» и «О персональных данных». Также применяются отдельные нормы админ. и фин. законодательства.

7. Система источников информационного права.