Файл: 1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.
Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:
- формы вины;
- рецидив;
- тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития.
О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:
- принцип талиона ("мера за меру");
- ордалии (суд богов);
- принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений, называемых Законами Ману:
- государственные преступления;
- преступления против собственности;
- преступления против личности;
- преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.
Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов наказаний, в том числе:
- смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
- для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
- членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
- штрафы;
- изгнание;
- тюремное заключение.
6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам
не
было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.
8. Государство и право Древнего Китая
1. История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период — Шан (Инь) — с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период — Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий — царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
2. Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. Особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим.
3. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.
Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770–403 гг. до н. э.), период Чжаньго — «воюющих царств» (403–221 гг. до н. э.).
Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.
4. Экономическая жизнь страны в период Восточного Чжоу отмечается развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества, упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Укрепляется частная собственность на землю.
С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, государство распалось на множество самостоятельных единиц. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э.
5. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (хуанди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
6. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская. Императорская династия Хань подразделяется на следующие периоды:
✓ западная (или ранняя);
✓ правление Ван Манна;
✓ восточная (или поздняя).
Период правления Ван Манна характеризуется отменой частной собственности и частного рабовладения, восстановлением общинного землевладения.
1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земли рабы.
Земля:
- в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;
- во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;
- период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговый
- сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.
Рабы:
- в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;
- во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные;
- период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.
2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
- договор мены;
- договор купли-продажи;
- договор дарения;
- договор займа;
- договор аренды земли;
- договор личного найма.
Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.
Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.
Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.
В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.
3. В Древнем - Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.
4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:
- государственные - мятеж, заговор;
- религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
- против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;
- против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;
- воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.
Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:
- смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
- членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);
- штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
- тюремное заключение.
Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.
5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации.
Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).