Файл: 1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

9. Особенности развития древневосточного государства и права.

Первым этапом в развития классового общества, начальной фазой в становлении государства и права был Древний Восток. Самыми первыми государствами и системами права в истории человечества были государства и правовые системы Древнего Востока {Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Хеттское государство, Финикия, еврейские (семитские) царства, Персия, Урарту, Египет, Индия и Китай).

Термин «Древний Восток» ввели еще античные авторы, которые называли так, страны, расположенные к востоку от греко-римского мира. Приблизительность и условность его очевидна, так как Древний Египет, для примера, выходит за географические рамки Востока и расположен в Северо-Восточной Африке. Однако этот несовершенный термин прижился в науке.

Хронологические рамки Древнего Востока охватывают период от IV тыс. до н.э., когда возникли первые государства, до середины / тыс. н.э. когда последние из них вступили в средневековую фазу своего исторического развития.

В XVIII-XIX вв. историки считали, что пути исторического развития народов Востока и Запада с самого его начала разошлись, что Азия и Европа - два мира. В настоящее время большинство ученых, также склоны противопоставлять Восток Западу, выдвигая, в частности, такие аргументы: неодинаковые формы собственности на средства производства; неодинаковое отношение населения к природе и человеку; идеологический фактор, который играл в восточных обществах огромную роль, в отличие от западных.

Может показаться избыточным сегодня внимание современников к «дальним» государствам Древнего мира, но такой интерес оправдан. Народы Древнего Востока не просто первыми построили общества и государства, изобрели древнейшие формы письма, развили словесность, научно-практические знания, искусство, религиознофилософскую мысль, но и передали свои достояния следующим поколениям.

Итак, постепенное появление частной собственности, имущественного неравенства приводит к распаду в странах Древнего Востока первобытнообщинного строя и появлению государств - первые государства возникают еще в IV тыс. до н.э.;
каждое из них имеет собственную историю возникновения, развития, падение, характерные особенности права. Но можно выделить общие черты, присущие всем государствам Древнего Востока, а именно:

  • сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя, в частности, соседской (территориальной) общины;

  • отсутствие на первых этапах развития частной собственности на землю;

  • наличие коллективного рабовладения (храмов, общин);

  • домашний характер рабства, при котором рабы имеют имущество, семью и т.д.;

  • • создание деспотической формы правления, то есть государственного строя, который характеризуется неограниченной властью монарха. Это объясняется необходимостью держать в повиновении рабов, защищать земли от нападений чужаков и самим нападать на них, особым способом производства, необходимостью создания прочных оборонительных сооружений;

  • наличие трех ведомств, которые осуществляли управление государством: ведомства внутренних дел (финансового), публичных работ и военного. Ведомство внутренних дел занималось управлением страной, взысканием налогов, осуществлением правосудия, охраны внутреннего правопорядка. Военное ведомство организовывало оборону страны от нападений агрессоров. Ведомство публичных работ организовывало строительство ирригационных каналов, водохранилищ, вырубка лесов, строительство пирамид и др. Всю систему органов управления возглавлял фараон, царь.

Древние цивилизации существовали на протяжении большого промежутка времени, с IV-III тысячелетий до н.э. и до середины / тысячелетия н.э. По своей сути это были рабовладельческие общества, основой которых стало разделение на свободных и рабов. И хотя виды рабской зависимости были достаточно разнообразными и встречались в эти времена различные формы собственности на раба (государственная, храмовая, общинная, частная), сущность рабства была единой - экспроприация лица раба, сведение его до уровня средств производства. Рабство, даже в тех странах, где количество рабов было сравнительно небольшим, имело значительное влияние на статус различных групп свободного населения (подвластных членов семьи, разного рода должников
, представителей низших каст и т.п.), даже на положение крестьян-общинников, рабочей силой которых могло распоряжаться государство.

10. Государство и право Древней Спарты.

1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

-    спартиаты;

-    гипомейены;

-    периэки;

-    илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась «общиной равных».

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото  и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейечов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.


Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.   

Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.


Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

11. Государство и право Древних Афин.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

- Народное собрание;

-    Совет пятисот;