Файл: Уроках русского языка По разделу Фонетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка

По разделу «Фонетика»

Для учащихся 5-6-х классов

С задержкой психического развития

Рудный

Содержание.

Фонетика. Графика. Орфография. (5-6 классы)

Алфавит………………………………………………….………………..……………4

Гласные и согласные звуки…………………………………….……………………..6

Правописание безударных гласных………………………………….…………..…. 8

Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких

И глухих согласных………………………………………………….………….……..10

Правописание непроизносимых согласных……………….……….……….…..…..12

Двойная роль букв е,ё, ю,я……………….……………….……………………….. 14

Чередование о – а в корне слова……………………….……….……………..….. 17

Чередование е – и в корне слова…………………………….……….………..…… 19

К уроку.

«Этимологическая страничка»…………………………………………….………… 21

«Говори правильно»……………………………………………………………….…. 23

Пояснительная записка.

В современных условиях реализации Закона Республики Казахстан «Об образовании», предполагающего гуманизацию и демократизацию всех звеньев системы образования, представляется важной необходимость своевременной продуманной системы подготовки детей с задержкой психического развития.

Учитель, реализующий процесс коррекционно-развивающего обучения, должен знать характер отклонений каждого своего обучающегося, пути и средства предупреждения и преодоления проблем.

Особенности в обучении детей с ЗПР непосредственно связаны с недостаточно сформированными и развитыми психическими процессами: низкая познавательная деятельность, общее недоразвитие речи и мыслительных операций, низкий уровень кратковременной и долговременной памяти, неустойчивое внимание, ограниченный кругозор, слаборазвитая моторика и т.д. Также у этих детей отмечается ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации и слабо развитая сила воли.

Коррекционно-развивающая работа наиболее благотворно влияет на развитие психических процессов у детей. Кроме этого следует отметить недостаточность учебно-методической литературы, предназначенной для проведения индивидуально- коррекционных занятий со школьниками с ЗПР.


Поэтому возникла необходимость в разработке и апробации методического пособия для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Данное методическое пособие актуально, так как, в настоящее время в Республике Казахстан уделяется большое внимание обучению и развитию детей с ограниченными возможностями.

Цель методического пособия: коррекция и развитие устойчивости, концентрации, избирательности и распределения внимания, мышления, кратковременной и долговременной памяти, воображения детей с ЗПР 5-6- х классов .

Задачи методического пособия:

Создание условий, обеспечивающих коррекцию и развитие внимания, мышления и памяти;

Применение полученных знаний на уроках;

Активизация познавательной деятельности на уроках;

Развитие навыков индивидуальной и коллективной работы;

Повышение мотивации к учению.

Особенностью данного пособия является систематизация коррекционного материала в соответствии с прохождением программного материала по разделу «Фонетика» за курс 5-6 классов, позволяющая учителю быстро сориентироваться в подборе коррекционного материала согласно планированию коррекционно-развивающих занятий. Дидактический материал представлен в виде игр, заданий и упражнений, загадок, стихотворений для заучивания, скороговорок, пословиц, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся 5-6 классов. Хорошим подспорьем для учителя станет 2-ой раздел сборника, в котором предоставлен материал, направленный на расширение кругозора учащихся, а также знакомящий обучающихся с нормами произношения слов в русском языке (орфоэпией).

Рекомендации:составленное пособие направлено на оказание помощи учителям среднего звена, работающим в общеобразовательных и коррекционных учебных заведениях. Путем использования на уроках и коррекционных занятиях данного материала, можно обогатить словарный запас ребенка, расширить его кругозор, заставить мыслить, анализировать, составлять, высказывать свое мнение, воображать, фантазировать.

Коррекционные упражнения.

Фонетика. Графика. Орфография.

Алфавит.

Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста найти вставленные слова. Учащиеся должны найти и записать эти слова в алфавитном порядке.

Бсолнцеитранвстолрюдйжыметоксноргватащшщатмашинаиеводапеюжвыкрогботылкыйопстыдлянпожфыкбегоьдиртьамовяхтарка


Упражнение, направленное на тренировку распределения избирательности внимания и самоконтроля школьников.


Соедини буквы в алфавитном порядке. Какой рисунок у тебя получился?

Создай свой небольшой рисунок.

Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля школьников.

Слова записаны в алфавитном порядке. Проверь, найди ошибки в порядке слов. Запиши в исправленном виде.

Арбуз, акация, бинокль, бак, град, друг, дрожь, жизнь, игра, клубника, клад, конь, лес, лужа, ландыш, маяк, мак, наст, окно, родня, порог, пар, сон, флаг, юбка, якорь, юг, як, яд.

Упражнение на развитие объёма внимания и зрительного восприятия.

В течение 20 секунд учащиеся смотрят на таблицу, затем производят её по памяти.

Ы

Е

А

Э

Ю

У

О

Ъ

Какие буквы преимущественно были в таблице? (гласные)

Какую букву можно назвать «лишней»? Почему? (ъ, не является ни гласной, ни согласной буквой).

Упражнение, направленное на коррекцию концентрации внимания и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся в течение одной минуты смотрят на таблицу, затем по памяти отвечают на вопросы учителя (письменно или устно).

А

Б

Я

Д

М

Р

Е

У

О

Й

Г

Ы

З

В

Ж


Сколько столбцов в таблице?

Звуки или буквы изображены в таблице? Поясни свой ответ.(Буквы, т.к. звуков «е», «я» в русском языке нет, и звуки не пишутся с большой буквы).


Гласных или согласных букв больше?

Звонкие или глухие согласные использованы в таблице? (при условии, что учитель предварительно повторял с учащимися эту тему, изученную в 4 классе).

Сколько прописных букв? Назови их.

Перечисли буквы верхнего (среднего/ нижнего) ряда.

Упражнение на развитие мышления.

«Четвертый – лишний».

А, О, У, Я (мягкая гласная);

Б, У, С, К (гласная буква);

З, Х, Д, Р (глухая согласная);

П, Ф, Т, Г (звонкая согласная);

Э, Й, И, Е (согласная буква).

Упражнение на развитие мышления.

Восстановите слова, правильно расставив буквы.(2-ой вариант для слабых учащихся).

2-ой вариант

ТОР ТОР 3,2,1 … (рот)

ЛАКОШ ЛАКОШ 5,3,4,1,2 … (школа)

АОНТ АОНТ 3,2,4,1 … (нота)

ТПЕЬС ТПЕЬС 5,1,3,2,4 … (степь)

УАЗКБА УАЗКБА 6,3,5,1,4,2 … (азбука)

Упражнение, направленное на коррекцию развитие долговременной памяти.

Учитель читает слова, после нескольких отвлечённых вопросов или выполнения другого задания учащимся предстоит записать слова:


А)по памяти (упрощённый вариант);

В) в алфавитном порядке (усложнённый вариант).

Остановка, бульвар, дорога, якорь, игра, забота, стол, краска, шило, астра.

Гласные и согласные звуки.

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

В тексте следует зачеркнуть все гласные звуки (не буквы).

Одна из наиболее известных картин Васнецова - «Алёнушка». Эта картина – поэтическое воплощение народной скорби о тяжёлой сиротской доле. Осенняя печальная природа дополняет трогательный образ девочки-крестьянки, уединившейся в лесу выплакать своё горе.

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Среди буквенного текста зачеркнуть буквы «х», «ф», «щ» разбить на слова. Найти границы предложений.

Днхёмфмхыхлещжфалинхащопушкхебофльщшохгосощсхнофвщохголещсахислуфшщалхипфениещпхтифцисщтрёкхотщкфузнечхищковслефгкхапрщигхревфалохблещднфоесхощлнцфезещмхлябфылщагухстоуфстхлащнамхягфкихщмищиглхафмщифифмхщомнфамздщехсфьочхефнщьнрщавхифлохсщь.

Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля.

Проверь текст, найди ошибки, исправь.

Ледом и осинью зимля работаит, трудица, дайот плады людьам. Зимой ана отдыхаит, а висной всё занаво зараждаеца. Пощки на диревиях лопаюца. На паляф зелинь паднимаеца. Висна дайот начяло жызьни.

(28 ошибок).

Упражнение на развитие объёма внимания и зрительного восприятия.

В течение 30 секунд учащиеся смотрят на таблицы, затем производят их по памяти, исправляя допущенные в таблицах ошибки (допущенная ошибка из таблицы исключается).

Гласные звуки. Согласные звуки.

А

Б

О

Ё

К

З

Я

У

Ш

И

Э

J

Упражнение на развитие и концентрацию внимания и мышления.

Словам из первого столбика соотнести слова из второго (учитывать следует количество согласных букв).

Дрова трамвай

Аквариум проспект

Программа осада

Май зарядка

Школьник степь

(Май – осада, дрова – степь, аквариум – зарядка, школьник – трамвай, программа – проспект).

Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

Составь слово, назови и охарактеризуй гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие, глухие).

Е, с, к, л, о, п, т, е 4, 1, 6, 8, 2, 7, 5, 3 … (лепесток)

Упражнение на развитие мышления.

Разбей слова на слоги. Поменяй слоги местами. Что получилось? Чем отличаются слоги от значимых частей слова? Разбей слова на значимые части слова.


Образец: ка-мыш мыш-ка мыш-к-а

Кабан, рано, дыра, лыжи, Кира, сосна, навес, Куба, цоколь.

Упражнение на развитие мышления.

Внимательно посмотрите на слова каждого столбика. Какое слово спряталось в словах каждого столбца? (Ёж, оса, еда).

Серёжа Осадки Среда

Застёжка Осанка Торпеда

Одёжка Роса Беседа

Стёжка Коса Медаль

Надёжность Полоса Победа

Охарактеризуйте звуки, с которых начинаются эти слова.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся 1 минуту смотрят на таблицу, затем записывают по памяти, содержимое таблицы.

Юг

Дом

Сад

Лук

Кора

Труд

Рука

Лето

Окно

Танец

Весна

Багаж

Провал

Стена

Тропа

Песня

По какому принципу записаны слова в таблице? (по возрастанию количества букв в слове).

Какое слово в таблице «лишнее»? Почему? (провал – 6 букв).

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной

Памяти.

Учитель читает слова. Учащиеся стараются их запомнить. Спустя какое-то время,

Учащиеся выполняют задание:

А) (упрощённое) записать слова по памяти,

В) (усложнённое) сначала записать слова, начинающиеся с гласных звуков, потом с согласных.

Яблоко, друг, аквариум, этаж, труд, крупинка, снежок, ель, орнамент, уголь.

(В) (усложнённое): аквариум, этаж, орнамент, уголь; друг, я[jа]блоко, труд, крупинка, снежок, е[jэ]ль)

Правописание безударных гласных.

Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля.

Проверь текст, найди ошибки, исправь. Подчеркни слова на изучаемую орфограмму («Безударные гласные в корне»).

Поднилась за рикой бальшая тёмная тучя. Пранёсся палисным макушкам сильный вихрь. Скоро он настиг города. Упали первые тижёлые капли. Хлынул тёплый праливной дошть, и па улицам пабижаливисёлые гаварливые ручийки.

(17 ошибок).

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Среди буквенного текста зачеркнуть сочетания: «оп», «ра», «ст», «яд». Разбить на слова. К полученным словам подобрать проверочные слова, чтобы безударные гласные произносились отчётливо.

Опреядкарадоядждистокядноводаядосестньстрапроядстводядопразонратыствесопнаобопходьраба.

Упражнение на развитие и концентрацию внимания и мышления.