Файл: Уроках русского языка По разделу Фонетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словам из первого столбика соотнести слова из второго (проверочные слова).

В..дитель прово´дит

Прин..сить но´с

В..доём во´дит

(На) н..су во´дный

Пров..д но´сит

Упражнение, направленное на развитие объёма, избирательности внимания и зрительного восприятия.

В течение 30 секунд рассмотреть таблицу, затем по памяти воссоздать её, исключив из таблицы всё, что не относится к изучаемой орфограмме («Безударные гласные в корне»).

Задание. Ответ.

Сосна

Дуб

[jэ]

Река

Сосна

Река

Ро

Пена

Зонты

А

Зонты

[мол’]

С

,

Стена

Стена

Село

Окно

Тень

Рукав

Село

Окно

Упражнение на развитие мышления.

Восстановите слова, подберите проверочные слова.

Образец: п, р, а, т, о (4,2,5,1,3) – тропа – тро´пы

А , з, з, е, д, в 3,6,4,2,5,1

И, ь, з, в, т, о 4,6,3,1,5,2

Т, л, р, а, е, с 6,1,3,5,2,4

Ч, й, о, н, н, о 5,3,1,4,6,2

Т, д, ь, р, и, о, б 7,4,6,2,5,1,3

Л, с, ь, я, т, п, а 6,1,4,2,7,5,3

(звезда – звёзды,возить – возит, стрела – стрелы,ночной – ночь, бродить – бродит, плясать – пляс).

Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

С оставь слово, проверь безударную гласную в корне.

В слове «поход» взять приставку,

В слове «дорожить» взять корень,

В слове «лесной» взять суффикс, (Подорожник).

В слове «домик» взять суффикс.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся 1 минуту смотрят на картинки, затем записывают слова, изображенные на картинках. К каждому слову приводят проверочные слова.

(Вода – воды (волна – волны), дома – дом, коза – козы, зонты – зонт, слоны – слон, сова – совы, мячи – мяч, следы – след, цветы – цвет, цветик)

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учитель читает слова. Учащиеся стараются их запомнить.

Задание: А) записать слова по памяти;

В) записать слова по памяти, к каждому слову подобрать проверочное слово;

С) записать слова по памяти, к каждому слову подобрать проверочное слово, составить 2-3 словосочетания, произвести синтаксический разбор словосочетаний.

Тропа, гроза, дожди, река, сосна, гнездо, стрела, зерно, звезда, столбы.

Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных.

Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста найти вставленные слова, выписать их, но озвучить только те слова, которые начинаются на звонкие согласные.

Уеонпоходпапзепградарпрюпжарцачыфсоннкацболтполварыбакызщершортыихзфясеношерчясолголвупрощделолыш.


Упражнение, направленное на усиление концентрации внимания и самоконтроля.

Вупражнении следует звонкие согласные подчеркнуть, глухие согласные подчеркнуть двумя чертами, а оглушённые звонкие (гриб –[гр’ип]) – зачеркнуть.

Образец:Былнаредкостьтёплыйдень.

1.Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 2. Кто грамоте горазд, тот и маху не даст. 3. Водопад не листопад: он весёлый от макушки и до пят. 4. Стая грачей прокатилась низко над полем. 5. Лёня сорвал фуражку и побежал вниз с крутого обрыва.

Упражнение, направленное на развитие объёма, избирательности внимания и зрительного восприятия.

В течение 15-20 секунд рассмотреть таблицу, затем по памяти воссоздать её, исключив из таблицы лишние элементы (допущенные ошибки).

Озвончение. Оглушение.

Сбор

Рукав

Поездка

Стрижка

Косьба

Разъезд

Берёзка

Просьба

Сделка

Молотьба

Ответ:

Сбор

Рукав

Стрижка

Косьба

Разъезд

Берёзка

Просьба

Сделка

Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

Составь слово. Назови звонкие и глухие согласные в слове.

А, а, о, л, *, д, к 4, 2, 6, 3, 5, 7, 1 … (ладошка)

О, к, п, а, *, р 3, 6, 1, 5, 2, 4 … (пробка)

Упражнение на развитие мышления.

В каждом слове следует зачеркнуть одну букву, чтобы получилось другое слово.

Стон Краска

Склон Лампа

Спрут Учебник

Тепло Брод

Уксус Жмот

ПолкГроза

Какие согласные были зачёркнуты в 1-ом столбике? (Глухие согласные).

Какие согласные были зачёркнуты во 2-ом столбике? (Звонкие согласные).

Коррекция мышления.

«Четвёртый – лишний».

Учитель зачитывает четыре слова, учащимся предстоит назвать лишнее слово, аргументируя свой ответ.

Враг, клуб, слон, труд (все остальные слова заканчиваются на согласный, который в конце слова оглушается);

Указ,голуби, сторож, круг (в слове «голуби» звонкий согласный не оглушается, т.к. за ним идёт гласный звук);

Косьба, просьба, свадьба, молотьба (во всех словах происходит ассимиляция по звонкости, т.е. глухие звуки под воздействием звонких озвончаются. В слове свадьба звук [д] изначально звонкий).

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной


Памяти.

Учащиеся в течение одной минуты смотрят на таблицу, затем по памяти отвечают на вопросы учителя (письменно или устно).

1.

Г

Б

З

Д

М

2.

Й

Ц

Л

Р

Х

3.

П

К

С

Ф

Т

В каком ряду находятся звонкие согласные? Запиши их по памяти.

В каком ряду находятся глухие согласные? Запиши их по памяти.

В каком ряду находятся как звонкие, так и глухие согласные? Запиши только звонкие согласные.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учитель зачитывает слова. Спустя несколько минут, учащиеся по памяти их записывают. К каждому слову подбирают проверочные слова (устно).

Столб, указка, год, трубка, ладошка, верёвка, шеф, тетрадь, рукав, скрипка.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учащиеся в течение 1 минуты смотрят на текст. После нескольких отвлечённых вопросов или выполнения другого задания, учащиеся пишут четверостишие по памяти, соблюдая расстановку знаков препинания.

Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.

(С. Маршак).

Какие слова на изучаемую орфограмму встретились в тексте? Объясните их правописание.

Разобрать по составу слово говорила.

Коррекция и развитие воображения.

«Матрёшка».

Записать слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Задача учащихся, найти эти слова, охарактеризовать согласные в этих словах по звонкости-глухости.

Разрисовать (рис, сова), порог (рог), половина (пол, овин, вина), патриот (три, трио), половодье (пол, поло, олово, овод), порядок (ор, ряд, яд, док), осколок (скол, кол), подвал (два, вал), победа (обед, беда, еда), патрон (пат, трон).

Правописание непроизносимых согласных.

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Среди буквенного текста зачеркнуть буквы «э», «я», «г», «з».

Вэнягегябзэяегвсяпгэыхягнзуэгялпяегрявзэгыйляугэчязсоэяглянэцга.


Каких букв, среди зачёркнутых, было меньше?

Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания, а также на развитие уровня внимания и самоконтроля школьников.

Среди буквенного текста вставлены слова. Учащимся следует найти эти слова, а также исправить допущенные ошибки, приводя проверочные слова.

Зщшцлестницакщфцдсонцепрвкусныйруснычесныйляданпустныймвопастныйлафцлимесныйонавчизвесныйчпмиятеимарпрелесныйуасерцеыаипаоавмфпсвпознийфвмокрестныйфымрпчудестныйывпяпрекрастныймфимыгрусныйвркашквло.


(15 слов, 11 ошибок).

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительного восприятия и мышления

Рассмотреть таблицу в течение 20 секунд, затем воспроизвести её по памяти, исправив допущенные в таблице ошибки («Непроизносимые согласные в слове»).

Солнце

Берег

Грустный

Вестник

Устный

Участник

Честный

Гибкий


На какую орфограмму оказались «лишние» слова в таблице?

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

Прочитайте русскую пословицу.

11

4

16

8

2

6

Р

Н

С

Р

О

Е

23

20

18

5

13

24

Е

С

П

Ц

Е

Т

17

14

1

21

7

10

Ё

Т –

С

П

П

Г

3

19

9

12

15

22

Л

О

И

Е

В

Е

(Солнце пригреет – всё поспеет.)

Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

Составь слова, подбери к ним проверочные слова.

Д, е, е, с, ц, р 4, 2, 6, 1, 5, 3 … (сердце)

Ы, с, н, л, т, е, й 4, 6, 2, 5, 3, 1, 7 … (лестный)

Упражнение на развитие мышления.

«Четвёртый – лишний».

Учитель зачитывает четыре слова, учащимся предстоит назвать лишнее слово, аргументируя свой ответ.

Окрестный, радостный, опасный, известный.

Вкусный,ненастный, прекрасный, чудесный.

Интересный, местный, грустный, честный.

Вестник, сердце, опасность, солнце.

Шубка, бедняжка, погреб, местность.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся в течение одной минуты смотрят на таблицу, затем по памяти отвечают на вопросы учителя (письменно или устно).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Перечислите предметы, изображённые в таблице.

По каким двум орфограммам можно сгруппировать данные слова? («Непроизносимые согласные в корне слова» и «Правописание согласных в корне слова»).

Назовите слова с непроизносимыми согласными в корне.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учитель читает слова. Учащиеся стараются их запомнить, после нескольких отвлечённых вопросов или выполнения другого задания учащимся предстоит выполнить задание:

А) записать все слова по памяти;

В) записать первое слово и последнее;

С) записать только слова на изучаемую орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова».

Вестник, сердце, шубка, бедняжка, опасность, погреб, проход, солнце, рог, местность.


Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля школьников.

Найти ошибки в распределении слов по столбикам, записать в исправленном варианте:

Буквы е, ё, ю, я обозначают Буквы е, ё, ю, я обозначают

Два звука мягкость предыдущего согласного

Яхта пресса

Подъём карета

Маяк паёк

Креслометро

Проём пятно

Тарелка края

Юбка петля

Тестёлка

Каюта побег

Тесто заяц

(Слово «тест» учащиеся исключают из обоих столбиков, т.к., буква «е» не обозначает два звука и не смягчает предыдущий согласный [тэст]).

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

В тексте следует зачеркнуть 1 вариант: гласные е, ё, ю, я обозначающие мягкость предыдущего согласного; 2 вариант: гласные е, ё, ю, я обозначающие 2 звука.

Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы восхищённых людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительного восприятия и мышления.

Рассмотреть таблицу в течение 30 секунд, затем воспроизвести её по памяти, исключив допущенные в таблице ошибки («Двойная роль букв е, ё, ю, я»).

Обозначают мягкость. Обозначают два звука.

Яхта

Тюлень

Пьеса

Трель

Юбка

Люди

Полёт

Каюта

Степь

Вяз

Ель

Маяк

Упражнение на развитие и концентрацию внимания и мышления.

Словам из первого столбика соотнести слова из второго (учитывать следует количество звуков).

Сеть юла

Степь яблоко

Маяк ель

Постель салют

Мельница объезд

(сеть – ель, степь – юла, маяк – салют, постель – объезд, мельница – яблоко).

Упражнение на развитие мышления.

«Четвёртый – лишний».

Учитель зачитывает четыре слова, учащимся предстоит назвать лишнее слово, аргументируя свой ответ.

Полёт, салют, баян, мелочь;

Кекс, енот, съезд, каюта;

Дело, медь, слюда, жест;

Шест, желток, печенье, бюджет.

(Слово «печенье» выделяется по двум позициям т.к. первая буква «е» обозначает мягкость предыдущего согласного, последняя – обозначает 2 звука [jэ]).

Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

Составь слово. Полученное слово разбей на морфемы. Затранскрибируй слова.