Файл: Уроках русского языка По разделу Фонетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воз-пе-ка-ре (перевозка – пере-воз-к-а – [п’ир’ивоска])

Ня-ве-я-сен (весенняя – весен-н-яя – [в’ис’эн’аjа]).

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся 1 минуту смотрят на таблицу, затем записывают по памяти, содержимое таблицы.

Юг

Том

Яма

Гул

Руда

Сено

Яхта

Лото

Зима

Ребус

Поход

Гараж

Ёршик

Шалаш

Трава

Рукав

В какой колонке записаны слова, в которых количество букв и звуков не совпадает? Поясните свой ответ.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся в течение одной минуты смотрят на таблицу, затем по памяти отвечают на вопросы учителя (письменно или устно).

1.

Ягода

Юбка

Маяк

Пьеса

Объём

2.

Бюст

Перо

Пятка

Тёрка

Метр

3.

Порт

Круг

Сова

Фонарь

Строка

Назовите слова первой (второй/ третьей) строки;

Слова каких строк содержат буквы е, ё, ю, я;

Слова какой строки не содержат букв е, ё, ю, я;

В какой строке буквы е, ё ю, я обозначают в словах мягкость предыдущего согласного, протранскрибируйте эти слова;

В какой строке буквы е, ё, ю, я обозначают в словах два звука, протранскрибируйте эти слова.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учитель читает слова. Учащиеся стараются их запомнить. Спустя некоторое время учащиеся выполняют задание.

Задание: а) записать все слова по памяти;

Б) записать первое слово и последнее;

В) 1 вариант: записать только слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука; 2 вариант: записать только слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предыдущего согласного;

Г) найдите лишнее слово, обоснуйте свой ответ.

Юрта, петля, полёт, каюта, хребет, совет, въезд, стук, лето, юбка.

Коррекция и развитие воображения.

«Матрёшка».

Записать слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Задача учащихся, найти и записать эти слова. Слова, в состав которых входят буквы е, ё, ю, я, затранскрибировать.

Капель (ель), маяк (як), рядок (ряд, яд, док), победа (обед, беда, еда), гроза (роза), плетень (тень), ябеда (беда, еда), колесо (кол, лес), плуг (луг), раскладушка (расклад, склад, клад, лад, ад, душка), коса (оса), балюстрада (бал, люстра, страда, ад), бородавка (борода, бор, ор, род, ода, давка).

Чередование о – а в корне слова.


Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

Прочитайте русскую пословицу. Объясните её значение. Найдите слово на изучаемую орфограмму, поясните его правописание.

5

18

10

22

7

26

16

3

Л

П

О

И

Ш

О

Ь

Д

12

1

31

14

28

23

8

27



П

Ш

И

Ь

Ж

Е

З

21

17

25

6

20

2

30

19

Л

,

В

Ь

Б

О

Ё

О

4

15

9

29

13

32

24

11

А

Ш

П

М

Ж

Ь

Е

Л

(Подальше положишь, поближе возьмёшь.)

Упражнение, направленное на тренировку распределения и

Избирательности внимания.

Среди буквенного текста следует зачеркнуть сочетания «дз», «ею». Найти границы слов и предложений, на месте смайлика вставить нужную букву. Объяснить правописание этих слов.

Содзлнцеуеюжедзксдзнулосеюьгодзризодзнтатеюиходзночьлжитеюсяндзавеюершиныеюгораводзстоквеюсёгритдззаг раедзтсявеюсёр стёдзтнаеюсведзтевы еюрдзстутдзидееюти.

Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Учащимся следует найти эти слова и объяснить их правописание.

Орархзкасательнаяьюблдрнзагарпюбзщшотрасльздлоизлагатьотидупвыращиватьнролкоснулсяэждлотпредложениефывсзагоретьбпрокыенростокдлерыьшприкосновениежланггтипприлагательноергвы.

Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

Составь слово. Разбери по составу.

Вслове «измерить» возьми приставку,

В слове «ложный» возьми корень,

В слове «ветреный» возьми суффикс, (Изложение)

В слове «маленькие» возьми окончание.

Упражнение на развитие мышления.

«Четвёртый – лишний».

Учитель зачитывает четыре слова, учащимся предстоит назвать лишнее слово, аргументируя свой ответ.

Выгорать,угар, загорелый, пригорел;

Слагаемое,сложить, излагать, прилагать;

Прикоснулся, прикасался, касание, касательная;

Растение, вырастить, росток, подрастать;

Сгорел, загар, нагар, перегар.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся в течение одной минуты смотрят на таблицу, затем по памяти отвечают на вопросы учителя (письменно или устно).

-гор – гар-

-лаг – лож-

-кос – кас-

-раст – рос-

Гореть

Слагать

Касательная

Выращивать

Приложить

Сложение

Касался

Выросли

Загорать


Прилагать

Коснуться

Прорастать

Нагар

Предложить

Растение

Отрасль

В каких столбиках вы заметили нарушения? Какие? (В столбце с корнями

Гор – гар записано слово с корнем –лож-, а также в столбце с корнями кос – кас записано слово с корнем –раст-).

Запишите «слова-нарушители».

Запишите (назовите) слова из 2-го и 3-го столбиков.

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учитель читает слова. Учащиеся стараются их запомнить. После нескольких отвлечённых вопросов или выполнения другого задания, учащимся предстоит выполнить задание:

А) записать все слова по памяти;

В) записать слова-исключения;


С) какой корень был представлен лишь одним словом? Каким?

Ростислав, предположение, горение, прилагательное, отрасль, ростовщик, касание, загар, росток, изложение.

Чередование е – и в корне слова.

Упражнение, направленное на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста найти вставленные слова, объясни правописание слов.

Эжерзвыжигалпозщоизбираешьтнавыфзаперетьюзаблисталаэжадсомсобираютлыоедперестелетдлджлрнрастеретьдоыфядиутирать.

Упражнение, направленное на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Найди границы слов и предложений. Расставь недостающие знаки препинания. В полученном тексте следует зачеркнуть все гласные буквы е и и.

Положениесерьёзноеразрыввочкахрастёттренерберётминутныйперерывегоуказаниякасаютсявсехивотужеопятьигрокирасполагаютсяподщитомпротивникаболельщикизамираютдва-трикасанияимячвкольцеборьбаразгораетсязалдоволенблистательнойигройбаскетболистов.

Коррекция и развитие уровня внимания и самоконтроля.

Проверь текст, найди ошибки, исправь. Вместо смайлика вставь подходящую букву.

Блстела море, всё вяркам свети, и грозно волны а берик бились. Сквось валнистые туманы прабраеца луна. Ва мраке молнии блстали. Снова замрлофсё да расвета. А вечирам снова приходит зима, ручьи запрает на клуч.

(18 ошибок).

Упражнение на развитие мышления.

«Четвёртый – лишний».

Учитель зачитывает четыре слова, учащимся предстоит назвать лишнее слово, аргументируя свой ответ.

Сдираю, продираю, раздеру, отдираю;

Подтереть,затирать, натереть, обтереть;

Перестелешь, застилать, расстилать, подстилать;

Выжигать, умирать, выгорать, блистать.


Упражнение на развитие мышления.

«Составь слово».

Составь слова. Найди лишнее слово. Поясни.

Ь, , а, у, я, т, б, р, с 4, 7, 2, 8, 3, 6, 1, 9, 5 … (убираться)

А, р, ь, , т, з, м, е 6, 1, 7, 4, 2, 8, 5, 3 … (замереть)

Д, ь, р, у, т, , а 4, 1, 6, 3, 7, 5, 2 … (удирать)

Упражнение, направленное на коррекцию и развитие кратковременной памяти.

Учащиеся в течение одной минуты смотрят на таблицу, затем по памяти отвечают на вопросы учителя (письменно или устно).

И

Е

Вымерли

Блестеть

Убирать

Зажигать

Блистать

Упираться

Застелить

Удеру

Выжигать

Выжег

Упереться

Уберусь

Удирать

Застелю

В каких столбиках вы заметили нарушения? Какие? (В 1-ом столбце с гласной ив корне записаны слова с гласной е в корне: вымерли, застелить, упереться, а во 2-ом столбце с гласной ев корне записаны слова с гласной и в корне: зажигать, упираться).

Запишите «слова-нарушители».

Запишите (назовите) слова из 1-го (2-го) столбика в исправленном варианте.

1.8.7.Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти.

Учитель читает слова. Учащиеся стараются их запомнить. После нескольких отвлечённых вопросов или выполнения другого задания, учащимся предстоит выполнить задание:

А) записать все слова по памяти, распределив их в 2 столбика (1 –буква «е» в корнях с чередованием, 2 – буква «и» в корнях с чередованием.);

Б) какое лишнее слово вам встретилось? Поясните.

Запирать, вытереть, умирать, блестеть, касаться, прожигать, застелить, выбирать, упереться, замерли.

К уроку.

«Этимологическая страничка».

Знакомство с историей возникновения слова. После знакомства со словом, учащиеся для закрепления составляют словосочетания или предложения. Дополнительные задания по выбору учителя.

Ровесник.Известно в восточно- и западнославянских языках. Образовано с помощью суффикса –ик- от слова ровесный(одинаковый по годам).

Багряный.Заимствовано из старославянского языка. Образовано от существительного багръ (красная краска, красный цвет)

Акварель.Латинское слово «аква» (вода) перешло в итальянский язык. От него художниками был произведён термин «водяная живопись». Другие языки заимствовали из итальянского это слово уже для обозначения и рисунка водяными красками, и самих этих красок. В русский язык слово «акварель» пришло из французского языка.

Изобретение.Пришло из старославянского языка от слова «обрести» (найти).

Печать.Это слово связано со словами «печь», «пеку». Первым его значением было: металлический штамп, чтобы выжигать на тавро на теле животного, припекая кожу. Затем это слово сало обозначать любой оттиснутый на чём-нибудь знак и всякое приспособление для этого. Со временем его значение ещё расширилось: оно включило в себя всё, что печатается, -литературу, прессу.


Богатырь.Заимствовано из тюркского языка, первоначальнобогатурь, в древнетурецком «батур» и «батыр» (мужественный воин).

Ветеран.От латинского ветус (старый).

Балкон.Ангобарды, одно из древнегерманских племён, память о котором сохранилась в названии итальянской провинции Ломбардии, принесли в Италию своё слово «балько» (бревно, балка). Из него итальянцы создали благозвучное бальконэ – помост, устроенный на заложенных в стену балках. Через французский язык новое слово проникло к нам

В 18-19 веках, несколько столетий спустя после своего рождения.

Торжество.Происходит от слова «торг». Некогда оно значило то, что совершается на «торгу», т.е. при большом скоплении народа. Ведь раньше «торговая казнь» значило «публичная», происходящая на площади, при всех. Отсюда торжеством стало именоваться публичное прославление, общий праздник, а затем уже и «радость по поводу успеха, победы».

Гараж.Первое значение этого французского слова было «причал», «пристань»: от глагола гарэ´ (швартоваться, причаливать). От судоводителей этот термин перешёл к шоферам; они начали называть «гаражами» сараи, куда убираются машины.

Университет.Латинское «универсум» значило «Вселенная», «мир», а «универсалис» - всемирный. Названием высшего учебного заведения это слово стало, когда в таких заведениях начали изучать все известные в то время науки. Из словосочетания университас литэрарум (совокупность всех наук) и возникло слово «университет».

Заря.Слово, обозначающее «блеск», «сияние». Связано оно со «зьрѣти» - «смотреть», «видеть». Общеславянское.

Былинка.Уменьшительное от общеславянского – bylina– растение (польск. – «стебель», словац. - «стебелёк», болг. – «трава, бурьян»).

Привет.Общеславянское. Образовано от «привѣтити» - «приветствовать», а оно от слова вѣтити – «говорить», ср. вития – «оратор».

Программа.Греческое «грамма» - это «писание», приставка «про» тут означает «вперёд», «наперёд». Общий смысл – предначертание, нечто написанное в расчёте на будущее.

Талант.Не так-то легко проследить за путём, которым греческое talanton, означавшее денежную единицу в «55 фунтов» или в 26 килограммов серебра, превратились затем у европейских народов в слово со значением «одарённость», «способность». Видимо, толчком к этому послужил нравоучительный рассказ-притча. Некий хозяин, уезжая надолго, оставил трём рабам по таланту золота. Пока господин отсутствовал, двое пустили деньги в оборот и получили немало прибыли. Третий же, лентяй, зарыл свой талант в землю и по возвращении владыки с гордостью вернул ему его, не прибавив к нему ни драхмы (мелкой монетки)…Хозяин похвалил первых двух и не одобрил последнего. Под деньгами, «талантами», здесь подразумевались душевные силы и способности людей. Благодаря этой притче слово «талант» сначала начало употребляться в смысле «способность» в виде художественного образа, а затем просто вошло в язык в новом значении.