Файл: Механизм государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конституционных институтов свидетельствует о том, что Конституция Беларуси содержит в себе огромный потенциал, который должен повсеместно использоваться в государственном управлении, правотворческой и правоприменительной практике». Соблюдение же принципов правового демократического государства, по утверждению Г.А. Василевича, – важнейшее условие разумного правового регулирования, т.е. такого правового воздействия на общественные отношения, которое способствует прогрессивному развития общества в силу учета объективно складывающихся закономерностей. Ученый убежден, что основой для приближения стран молодой демократии к эталону правового государства являются принципы правового государства, сформулированные или «выводимые» из текста Конституции. По его мнению, к ним относятся: принцип разделения и взаимодействия властей; принцип непридания актам, устанавливающим или усиливающим ответственность, обратной силы; создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права и др..

Конституционные принципы организации и деятельности механизма государства применительно к Республике Беларусь получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в текущем законодательстве. Полагаем, что комплексное выражение эта группа принципов получила в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. №204-З. К ним относятся: верховенство Конституции Республики Беларусь; служение народу Республики Беларусь; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантии их реализации; гуманизм и социальная справедливость; единство системы государственной службы и ее дифференциация исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; гласность; профессионализм и компетентность государственных служащих; подконтрольность и подотчетность государственных служащих, персональная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; добровольность поступления граждан на государственную службу; равный доступ граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; стабильность государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; экономическая, социальная и правовая защищенность государственных служащих.


Раскрывая содержание принципа профессионализма в контексте проблем совершенствования правового института организации государственной службы Республики Беларусь, О.И. Чуприс указывает, что данный принцип приобретается в результате долговременной работы в отдельной сфере (отрасли, области) или на отдельных должностях, которые могут быть зачтены в стаж государственной службы при переходе на нее.

Анализируя значение принципов как основополагающих начал создания и функционирования государственной службы, судья Конституционного суда Республики Беларусь В.В. Подргуша подчеркивает их зависимость от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений. В то же время и принципы способны влиять на устанавливаемую модель государственной службы, ее правовое регулирование. Поэтому стоит согласиться с мнением А.Г. Тиковенко, о том, государственная служба основывается как на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, так и на присущих ей специальных принципах. Принципы, закрепленные в ст. 6 Закона о государственной службе, характеризуют основополагающие черты и особенности самого института государственной службы, объективно отражают его направленность, природу и выступают в качестве руководящих идей, ориентиров при организации и функционировании. Ученый, анализируя данные принципы, не указывает конкретно, какие из них характерны для государственного механизма в целом, а какие отражают особенности государственной службы. Так как специальные принципы государственной службы являются отправными началами, указанными в Закона о государственной службе, следовательно, к принципами организации и функционирования государственного механизма А.Г. Тиковенко относит принципы верховенства Конституции Республики Беларусь, служения народу Республики Беларусь, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантии их реализации; гуманизма и социальной справедливости, гласности.

По справедливому утверждению С.Г. Дробязко, к принципам государственного механизма относятся: приоритет прав и свобод человека, демократизм, законность, профессионализм и разделение властей. К указанным А.И. Косарев добавляет принципы научности и внепартийности аппарата государства. В свою очередь А.С. Пиголкин акцентирует внимание на принципе представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Г.Г. Фастович обращает внимание на принцип эффективности в деятельности государственного механизма как один из основополагающих принципов государственного управления, важное средство борьбы с коррупцией в государственного механизме, необходимое условие демократической системы сильного эффективного государства. Полагаем, что относить указанный принцип к основополагающим можно с большой долей условности, поскольку он больше отражает степень реализации рассмотренных выше принципов, которые, на наш взгляд, и стоит отнести к основополагающим принципам организации и функционирования государственного механизма. Представляется, что эффективность зависит от степени реализации указанных принципов, что и позволяет судить об эффективности государственного механизма. Заслуживает внимания точка зрения Р.У. Айбазова, который сквозь призму государственного управления рассматривает принципы организации и деятельности механизма государства, относя к последним оптимальную организацию аппарата управления, обеспечение его эффективной деятельности; профессионализм и ответственность управленческих кадров; искоренение бюрократизма и коррупции; законность и контроль исполнения решений государственных органов власти и управления.


По мнению В.В. Лазарева, система принципов государственного механизма включает в себя принципы гуманизма, гласности, национального равноправия, централизма, научного подхода к управленческой деятельности, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений. Любая система характеризуется целостностью, разновидностью, сложностью элементов, устойчивостью, взаимосвязью и взаимодействием образующих ее составных частей. В качестве таковых универсальных положений и выступают принципы организации и функционирования государственного механизма. Следует отметить, что использование при дефилировании принципов организации и функционирования механизма государства таких выражений, как «основополагающие, руководящие, исходные идеи», «универсальные положения», «своеобразный фундамент», указывает на их абстрактность, в то же время принципы механизма государства – объективно-субъективная категория, которая находит закрепление как в юридической доктрине, так и в текущем законодательстве. Их объективность заключается в том, что они отражают сущность явлений и процессов, содержащихся в реальных связях законов и закономерностей, т.е. принципы, как и законы, объективны и не зависят от воли людей. Однако в результате познания законов и закономерностей объективного мира людьми формулируются и выявляются принципы как руководящие начала с целью соответствия повседневно практической деятельности законам природы и общества, что, на наш взгляд, и отражает их субъективный характер. В этой связи совершенно справедлива точка зрения профессора Г.А. Василевича, который полагает, что «конституционные принципы не изобретаются людьми, они ими выявляются, как и всякие объективно существующие законы».

Таким образом, количественное разнообразие рассматриваемых принципов свидетельствует о значительной доле субъективизма при их формулировании, что обусловлено авторской либо идеологической позицией ученых.

Перечисленные принципы организации и функционирования государственного механизма подробно исследованы юридической наукой. Поэтому, не ставя цель рассмотреть все или многие из важных, основных принципов организации и деятельности государственного механизма, остановимся на раскрытии принципа разделения властей, являющегося по сути методологическим узлом теории правового государства.

Итак, принцип разделения властей предполагает сложную систему взаимоотношений, взаимосвязей между законодательной, исполнительной и судебной властями, что выражается в так называемой системе сдержек и противовесов. Элементами этой системы являются: конституционный контроль, право вето на законопроекты, срочность полномочий должностных лиц, право парламента преодолевать президентское вето, право парламента отозвать поддержку правительства и отправить его в отставку, право правительства на законодательную инициативу и др.


Теория разделения властей, в классическом ее варианте, создана французским ученым Шарлем Монтескье, затем была реализована в Конституции США 1787 г., и только в 1994 г. в нашем государстве конституционное закрепление впервые она получила в ст. 6 (в Конституции 1978 г. закреплялась руководящая и направляющая роль компартии) Конституции Республики Беларусь. Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии белорусской традиции концепции разделении властей как атрибута правового государства. Большой вклад в развитие теории правового государства внесли белорусские мыслители Ф. Скорина, С. Будный, А. Волан, М. Литвин, Л. Сапега. Кроме того, положения Статута Великого Княжества Литовского 1588 г. ограничивали великокняжескую (исполнительную) власть Сеймом (законодательным органом); предусматривали наличие независимых судов (судебная власть), что позволяет сделать вывод о юридическом закреплении принципа разделения властей. Обращаясь к нормам Статута Великого Княжества Литовского, как к историческому аспекту развития правовой системы и становления белорусской государственности, следует согласиться с позицией профессора Н.В. Сильченко: «Трэба мец на ўвазе, што гісторыя нашай дзяржаўнасці, нашай прававой сістэмы павінна быць разгледжана ў кантэкце не толькі гісторыі расійскай дзяржавы, але і ў кантэксце гісторыі еўрапейскай і сусветнай супольнасці. Толькі так, паступова, крок за крокам, разглядаючы адну праблему за другой праз прызму сваіх нацыянальных інтарэсай, мы здолеем пабудаваць сваю адметную, скіраванную на ўласныя нацыянальныя інтарэсы, гісторыю дзяржавы і права і сфарміраваць уласна беларускую тэорыю дзяржавы і права».

Вместе с тем необходимо учитывать, что разделение властей, возникнув как теоретическая концепция, превратилось в конституционный принцип, а взаимоотношения между ветвями власти находятся в тесной взаимосвязи с историческими особенностями политико-правового режима, обусловленного особенностями различных этапов становления государственности. Отсюдапонято, что рассматриваемый принцип характерен в основном для государства, признающего идеологию правового государства.

Что же касается социалистического государства, то в качестве основного принципа организации и деятельности его механизма выступала руководящая роль марксистко-ленинской партии. К другим политическим принципам относились: принцип демократического централизма, принцип национального равноправия и принцип социалистической законности и др.


Современный конституционный принцип разделения властей в Республике Беларусь представлен следующим образом: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» (ст. 6). Подчеркивая значение этого конституционного положения, Г.А. Василевич указывает: «Данная теория прошла проверку практикой и является наиболее оптимальной базой для такой организации государственной власти, которая исключает или в значительной мере предотвращает сползание к авторитаризму и тирании в различных их проявлениях, способствует укреплению конституционной законности. Поэтому в качестве основы для создания системы власти в республике была взята доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную». Наиболее полную реализацию концепции разделения властей, отмечает ученый, обеспечивает принцип верховенства права (ст. 7), согласно которому государство, все его органы связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов.

Принцип разделения властей, по мнению А.Г. Тиковенко, имеет своей целью защиту общества, человека и гражданина от тоталитарного государства, его неограниченной власти с помощью расчленения последней на несколько ветвей, зачастую на три ветви, их надлежащего организационно-правового ограничения.

На наш взгляд, теория разделения властей есть классическая теория, положения которой легли в основу устройства и функционирования государственного механизма большинства стран, однако, в современному эпоху она приобретает новое содержание. Вполне закономерно теория разделения властей на белорусской исторической почве приобрела несколько иную, отличную от классического образца, национальную модель. Недопустимость отождествления концепции разделения властей в ее современном понимании и классической теории А.В. Красуцкий справедливо объясняет значительными различиями в подходах к отдельным вопросам, в частности, таким, как степень властных и контрольных полномочий каждой из ветвей власти. Смысл теории разделения властей, по мнению Н.В. Сильченко, и состоит именно в том, чтобы рассредоточить осуществление функций верховной государственной власти между различными субъектами, не допустив концентрацию всей верховной государственной власти в руках какого-то одного органа. Итак, в современных условиях принцип разделения властей заключается в первую очередь не в разграничении функций (компетенций, полномочий), а в недопущении сосредоточения всей полноты власти у одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», иначе говоря – диктатуры, поэтому в обеспечении свободы личности и недопущении тоталитаризма и авторитаризма профессор В.А. Божанов аналогично видит основное содержание теории разделения властей. Отмечая значение указанного принципа для государственного строительства, А.В. Матусевич, отмечает, что разделение властей в Республике Беларусь стало не только правовой, но и исторической реальностью в организации государства. При осуществлении принципа разделения властей иерархия органов сменяется вертикальной иерархией права, как основы деятельности всех государственных органов.