Файл: Механизм государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип разделения властей имеет длительную историю развития, а также различную степень реализации в практике государственно-правового строительства, однако в современном правовом государственном механизме он обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Именно поэтому рассматриваемый принцип служит критерием демократизма политической системы общества, а его реализация возможна в рамках демократического правового государства. Между тем в научной литературе высказываются диаметрально противоположные суждения: от безоговорочного принятия теории разделения властей до весьма скептического отношения к ней не только как научной концепции, но и как к конституционному принципу организации и деятельности органов власти конкретного государства. Отметим, что многие белорусские ученые стали заниматься исследованием теории правового государства и, как следствие, принципом разделения властей только после его нормативного выражения. Представляется, этот факт вызван тем, что реконструировать теорию правового государства можно было только тогда, когда выявлена сущность государства и права, а главное, обоснованы источники обязательности права для государства. Закрепление принципа разделение властей на конституционном уровне явилось позитивно-правовым основанием исследования указанного отправного начала.

Современная юридическая наука характеризуется отсутствием единства методологических подходов к принципам организации государственного механизма, их классификации и системе, что, с одной стороны, обусловливает сложность исследования указанной научной проблемы, с другой – отсутствие этатистской идеологии и доминирующей методологии в научных исследованиях способствует всестороннему анализу и реализации принципа объективности научного познания.

Теория государства и права содержит большое разнообразие принципов организации механизма государства, преодоление чего является проблематичным, поскольку выявление принципов осуществляется зачастую субъективно и в основном они носят оценочный характер. Однако, на наш взгляд, следует придерживаться точки зрения, различающей общие и частные принципы. Общие принципы являются основополагающими. Вместе с тем формулировка этих принципов достаточно разнообразна. Это объясняется тем, что в одних случаях принципы организации механизма государства определяются историческим период развития государственности, в других случаях разнообразие принципов зависит от субъективного подхода того или иного ученого.


Позитивистский подход рассматривает принципы организации и функционирования механизма государства как закрепленные отправные начала. Мы же считает, что прямого законодательного закрепление той или иной идеи и специального определения ее как принципа не требуется. Дело в том, что далеко не все принципы механизма находят нормативное выражение. Так, отдельные из них могут закрепляться косвенным путем, другие и вовсе не имеют нормативного закрепления. Представляется, что для эффективного функционирования государственного механизма посредством реализации его принципов не требуется их исчерпывающего нормативно закрепленного перечня.

Обобщая взгляды ученых по данной проблеме, следует отметить, что к принципам организации и функционирования механизма правового государства следует отнести: демократизм, приоритет прав и свобод человека, законность, разделение властей, принцип оптимальности построения структуры государственного механизма, профессионализм государственных служащих. Постоянное и всестороннее исследование этих проблем составляет приоритетную задачу теории и истории государства и права, конституционного, административного права и других наук, что указывает на комплексный характер проблемы. Тем более, традиционная классификация и организация научных дисциплин уже давно не отвечает потребностям времени, поскольку уже давно наиболее плодотворные исследования и теоретические разработки идут на стыках науки или в междисциплинарных областях. Являясь отправной точкой, определяющей направления развития общей теории государства и права в условиях выработки общей концепции механизма государства, именно принципы организации и функционирования государственного механизма становятся ценностными ориентирами сбалансированной политики государства. Проблема принципов механизма государства затрагивает первостепенные теоретические вопросы правоведения, поскольку определение их содержания отражает специфику функционирования государственного механизма.

Всесторонний учет принципов организации и функционирования механизма государства, носящих объективно-субъективный характер, позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Большинство принципов механизма государства нашло свое закрепление в Конституции Республики Беларусь и текущем законодательстве. Их содержание, безусловно, отражает определенные особенности современного белорусского государства.


Теоретические знания о принципах позволяют сформулировать научнообоснованный взгляд обо всей системе принципов механизма государства. Важным является изучение их содержательной стороны не только на уровне отдельного (каждого принципа в отдельности), но также в их единстве и во взаимосвязи. Именно такой подход обеспечивает наибольшую полноту сведений о системной сущности принципов, каждый из которых имеет свою индивидуальность и функциональное назначение.

Уяснение основных принципов организации и функционирования государственного механизма позволяет дать их научное определение в следующем изложении: принципы организации и функционирования механизма современного правового государства – это основополагающие относительно стабильные доктринально закрепленные начала (отдельные из них имеют нормативное выражение), лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма современного правового государства и определяющие его сущность, социальное назначение, функциональную направленность, носящие общеобязательный характер.

Таким образом, принципы организации и деятельности механизма государства обеспечивают его целенаправленность, единство и целостность, необходимые для его успешного функционирования. Представляя совокупность отправных начал и идей, они, характеризуя сущность, социальное назначение, цели, задачи и функции государственного механизма, пронизывают и формируют всю его структуру, а также распространяют свое действие на правоприменительную практику государственных органов в целом и органов внутренних дел в частности.


Заключение

Итак, механизм современного Российского государства – это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы организации и деятельности государственного механизма – это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

К общим конституционным принципам организации и деятельности механизма современного Российскою государства относятся: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России – это обособленная и специфическая форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установленной Конституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается «полицентричная» система исполнительной власти.

Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно завышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.


Библиографический список

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция  Российской  Федерации. – М.:  Юристъ, 1999.

  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.

  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Р оссийской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.

  5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

  6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990.

  7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990.



Специальная литература:

  1. Байтин  М.И.  Сущность и основные  функции  социалистического  государства. – Саратов,  Издательство  СГУ, 1979.

  2. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4.

  3. Комаров С.А.  Общая теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 1997.

  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

  5. Конституционное законодательство  России / Под ред.  Ю.А.  Тихомирова. – М.: Городец, 1999.

  6. Скуратов Ю., "Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой".// "Российская юстиция", 1999, №3.

  7. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М.: Гардарика, 1996.

  8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

  9. Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова  и  А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999.

  10. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.

  11. Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государства» в отечественной юридической литературе // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов. – Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – С. 151-162.

  12. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001. С. 56.

  13. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. – М., 1992.

  14. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.